• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Методы искусствоведческого исследования: теория и практика"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

На НИСе на 1, 3 и 4 курсов студенты осваивают многообразные методы, используемые в истории искусства Нового времени от Возрождения до XX века. Студенты учатся понимать контекст создания теоретических работ и анализировать их в свете последних достижений науки. Обсуждаются традиционные и новые подходы к изучению памятников изобразительного искусства. Студенты также знакомятся с основными источниками по изучению искусства Нового времени, часть занятий посвящена обсуждению предварительно прочитанных фрагментов трудов теоретиков изобразительного искусства и архитектуры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является овладение базовыми навыками научной деятельности: академического письма, чтения и анализа научной литературы и презентации результатов исследования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь формулировать исследовательскую проблему; определять границы исследования и формулировать исследовательский вопрос; выбирать и применять методологический подход, адекватный исследовательскому вопросу
  • владеть навыком грамотно оформлять академический текст и презентацию
  • знать основные требования, предъявляемые к содержанию и оформлению научного текста и результатов исследования, в том числе, правила цитирования и оформления библиографических сносок
  • уметь рационально организовывать исследовательскую работу с визуальным материалом и научной литературой; выбирать памятники, релевантные для целей проводимого исследования
  • Уметь анализировать и обобщать профессиональную искусствоведческую литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
  • Уметь оценивать возможности различных подходов к произведению искусства и выбирать продуктивные методы анализа
  • Уметь формулировать рабочую гипотезу и выстраивать план научной работы
  • Уметь представить проект исследовательской работы в устной презентации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ч.1. Раздел 1. Тема 1. Специфика научного исследования и научного текста. Методы и базовые принципы искусствознания, истории архитектуры
  • Ч.1. Раздел 1. Тема 2. Базовые принципы восприятия архитектуры и тексты о ней
  • Ч.1. Раздел 1. Тема 3. Алгоритмы сбора информации
  • Ч.1. раздел 1. Тема 4. Виды текстов об архитектуре
  • Ч.1. раздел 1. Тема 5. Исследовательский вопрос
  • Ч.1. Раздел 1. Тема 6. План исследования и структура текста
  • Ч.1. Раздел 1. Тема 7. Художественная критика.
  • Ч.1. Раздел 1. Тема 8. Анализ эссе
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 1. Чем занимается история искусства и что в ней меня привлекает?
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 2. История искусства: методы и смежные дисциплины.
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 3. Критическое чтение научного текста. Вопросы терминологии.
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 4. Критическое чтение научного текста: практика.
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 5. Быстрое и медленное зрение. От образного восприятия к анализу и синтезу. «Вопросы зрителя и вопросы специалиста»
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 6. Терминология: выразительные средства. Критическое чтение и работа с литературой.
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 7. Критическая оценка текста
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 8. Выбор возможного метода анализа
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 9. Тест: тексты и методы.
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 10. Выбор метода. Предмет и объект научного исследования.
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 11. Рабочая гипотеза и план научной работы.
  • Ч.1. Раздел 2. Тема 12. Структура научной работы. Презентация выбранной темы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.2 * Активность + 0.4 * Эссе + 0.1 * Контрольная работа + 0.3 * Домашнее задание
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.2 * Домашнее задание + 0.1 * Активность + 0.2 * Тест + 0.3 * Проект + 0.2 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Contemporary academic writing. A comprehensive course for students in higher education : Course book, Sowton, C., 2016
  • Daichendt, G. J. (2011). Artist Scholar : Reflections on Writing and Research. Bristol: Intellect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1135688
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки, Эко У., Костюкович Е., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Гирц, К., Аронсон, Д., & Корбут, А. (2011). Art as a Cultural System ; Искусство как культурная система. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EB219C0