• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Искусство Древнего мира

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (История искусств)
Направление: 50.03.03. История искусств
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с особенностями сложения и развития основных видов изобразительной деятельности (таких как архитектура, живопись, скульптура) в цивилизациях Древнего мира. Целью курса является формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории, о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием Древнего мира. Для усвоения данного курса внимание уделяется анализу основных мировых и отечественных трудов о генезисе и историческом развитии искусства в рамках цивилизаций Древнего мира; раскрытию связей между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры, а также обозначаются пути преемственности между различными художественными культурами Древнего мира. Курс включает в себя как лекции, так и семинарские занятия, которые будут посвящены изучению конкретных искусства Древнего мира. Необходимая основа для посещения курса – освоение дисциплины «Введение в историю искусства» (1-2 модули 1 курса), «Введение в историю человечества» (1-4 модули, 1 курса).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории
  • о стилистических особенностях этого искусства в целом, а также о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира
  • ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира
  • выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира
  • выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры
  • выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам
  • освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные виды искусства «тёмных веков», основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • уметь понимать основные теории генезиса архитектуры архаики и аргументировано излагать их положительные и отрицательные черты, знать основные памятники
  • знать основные виды искусства периода архаики, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • знать основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства периода классики, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства эллинизма, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды искусства этрусков, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • знать основные виды древнеримского изобразительного искусства, основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • иметь представления о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории
  • знать мировые и отечественные труды о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира
  • знать основные памятники, уметь характеризовать особенности художественно-образной программы искусства Древней Греции и конкретного памятника
  • знать основные памятники; уметь характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в изучение искусства Древней Греции.
    История открытий памятников искусства Древней Греции. Выдающиеся ученые-исследователи искусства Древней Греции: А. Эванс, Г. Шлиман, А. Боннар, Л. Курциус, А. Фуртвенглер, Г. Кох, К. Шефольд, Б. Швейцер, М. Вентрис, В.Р. Десборо, Ф. Шахермайер, Дж. Пендлбери, Д. Леви, С. и Н. Маринатос, Дж. Бизли, Дж. Бордман, Б. Риджвей и др. Российские исследователи (М.И. Ростовцев, О.В. Вальдгауэр, В.П. Бузескул, Ф.Ф. Зелинский, В.В. Латышев, Б.Ф. Фармаковский, С.А. Жебелёв, Б.Р. Виппер, М.Л. Гаспаров, Я.Э. Голосовкер, А.Ф. Лосев, А.И. Зайцев, Т.Н. Книпович, В.К. Мальмберг, Н.А. Сидорова, К.С. Горбунова, А.А. Передольская, А.П. Чубова, Ю.В. Андреев и др.) и их вклад в изучении искусства Древней Греции. Основная профессиональная литература, периодические издания. Основные научные центры по изучению древнегреческого искусства. Источники для изучения искусства Древней Греции. Методы, применяемые в изучении древнегреческого искусства: абсолютное и относительное датирование, семантическая интерпретация. Сочетание словесного и изобразительного описаний. Периодизация искусства Древней Греции. Функции искусства в культуре Древней Греции. Основные темы и сюжеты древнегреческого искусства. Основные черты мировоззрения древнегреческого общества. Культы и мифо-ритуальная практика в цивилизациях Древней Греции и их отражение в искусстве. Религии Древней Греции и их основные черты. Феномен «греческого чуда». Представления о героях культуры в искусстве различных периодов Древней Греции. Роль письменности, тексты культуры и их взаимосвязь с основными темами и сюжетам в искусстве, главные этические нормативы, система трансляции опыта культуры.
  • Искусство Древней Греции.
    Происхождение древнегреческой цивилизации: основные теории. Периодизация искусства Древней Греции. Специфика климата и природных условий Древней Греции. Сложение восточно-средиземноморской хозяйственной триады. Особенности социально-политической структуры древнегреческого общества. Полис и его роль в формировании культуры Древней Греции. Колонизация и её роль в формировании и эволюции древнегреческой культуры. Понятие «ойкумена». Антитеза «греки-варвары». Исключительный динамизм греческой цивилизации. Система ценностей греческой культуры. Патриотизм и космополитизм как важные составляющие греческого мировосприятия. Ориентация древнегреческой культуры на самоценную и самодостаточную личность, высокий уровень личной свободы и создание условий для свободного и всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей человеческой личности. Греческое общество - общество открытого типа (широкие контакты с внешним миром, заимствование культурных достижений других цивилизаций при сохранении своего особого, неповторимого облика). Предприимчивость, изобретательность, рассудительность как типичные черты греческого характера. Установка на соперничество (агонизм) и полемику как важнейшая движущая сила в развитии древнегреческой культуры и искусства. Открытия в областях интеллектуального и художественного творчества. Роль личности художника в греческом искусстве. Особенности религии и культовой практики в Древней Греции. Специфическая роль жречества. Героический эпос и его влияние на развитие греческой культуры и искусства. Культ героя. Основы эстетической программы древнегреческой культуры. Представления о Космосе и Хаосе. Представления о калокагатии и эвритмии. Взаимосвязь и взаимовлияние цивилизаций Древнего Востока и греческой цивилизации. Неоднородность греческого искусства для различных регионов античного мира (различия между центрами материковой Греции, между метрополиями и колониями). Вклад древнегреческой культуры в европейскую цивилизацию.
  • Искусство «темных веков» (искусство гомеровского времени).(XI - VIII в. до. н.э.).
    Разрушение главных центров микенской Греции в конце XIII-XII вв. до н.э. в результате серии катастроф. Дискуссии о т.н. «микенском регрессе» и о т.н. дорийском нашествии. Сложность процессов сложения культуры «тёмных веков». Период «тёмных веков» как путь от состояния хаоса к стадии формирования новых социально-экономических процессов на базе автономной патриархальной семьи раннего полиса. Медленное формирование первых ростков будущей культуры классической Греции и первые попытки зафиксировать эти основы в памятниках архитектуры и изобразительного искусства. Следы минойско-микенских реминисценций. Гомеровский эпос как источник по изучению культуры этого времени. Сложение общегреческого пантеона. Периодизация искусства «тёмных веков» и основные дискуссии связанные с ней. Архитектура. Упрощение строительно-конструктивных традиций предыдущей эпохи. Основные материалы и технологии. Влияние типов эгейской жилой архитектуры, среднеэлладского и микенского мегаронов на сложение художественно-образной программы греческого храма. Т. наз. Героон в Лефканди (о-в Эвбея) как постройка протогеометрической культуры. Представления о планировке домов местных вождей (басилеев) на материалах раскопок поселений периодов РГ и I СГ. Поселение Смирна II как свидетельство начало процесса урбанизации в конце среднегеометрического периода. Святилище Аполлона в Фермоне (или Фермосе, Этолия) и святилище Артемиды Орфии в Спарте - примеры древнейших культовых построек. Мегарон Б в Святилище Аполлона в Фермоне как важный памятник для изучения генезиса греческого храма. Появление в VIII в. до н.э. «протогородов». Основные типы поселений. Терракотовые модели домов–храмов из Герайона в Аргосе и дома–храма из святилища Геры Акрайи в Перахоре как важные источники по изучению системы перекрытия и декоративного оформления постройки. Появление в VIII. до н.э. элементов будущего классического греческого храма. Вазопись. Вазы как основные памятники для реконструкции художественных процессов и их содержательного наполнения, происходивших в Греции в XI-VIII в. до н. э. Геометрический стиль вазовой живописи - вариант абстрактно–орнаментального искусства. Ведущая роль Аттики в вазописи VIII в. до н.э. Основные черты геометрического стиля. Периодизация вазописи геометрического стиля. Субмикенская и т. наз. промежуточная керамика. Смена эстетических ориентиров в протогеометрический период. Широкое распространение геометрической вазописи в раннегеометрический этап и появление многочисленных версий в системе росписи. Усиление тектоники формы и большая монументальностью сосудов. Сосуд как архитектурная конструкция, собранная из ясно различимых, обособленных и вместе с тем гармонически уравновешивающих друг друга простейших элементов. Зрелогеометрический (среднегеометрический) этап или «строгий стиль» в геометрической вазописи и его основные черты. Позднегеометрический этап в геометрической вазописи. Сосуды «дипилонского стиля» как пример росписи сосудов в I период позднегеометрического этапа. Связь художественно-образной программы сосудов с погребальным культом. Появление сцен мифологического характера в вазописи II периода позднегеометрической вазописи как окончательный поворот в сторону изобразительно-повествовательного и фигуративного искусства. Местные школы VIII в. до н.э. вазописи на о-ве Фера, в Аргосе, на Крите. Скульптура. Своеобразие развития пластики в период «тёмных веков» и его причины. Основные материалы, применяемые в пластике данного периода. Глиняные идолы из святилищ в Карфи и Гази. Статуэтки, найденные в святилище Артемиды Орфии в Спарте как спецфическая разновидность пластики переходного типа. Основные черты статуэтки т.наз Кентавра из Лефканди. Сочетание новых тенденций и старых стилистических приёмов в пластике IX века до н.э. Пластика VIII в. до н.э. Статуэтки, происходящие из святилища в Олимпии как яркое явление в развитии пластики VIII в. до н.э. «Сюжетная» пластика.
  • Архитектура периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
    Рост городов и превращение их в экономические и культурные центры. Окончательное сложение государственных институтов. Тирания и постепенная замена её на полисное устройство. Олигархия и демократия. Специализация ремёсел и рост производства керамики. Начало греческой колонизации и усиление культурных контактов с Востоком. Сложение понятия “ойкумены”. Расширение товарного производства и упрочение взаимосвязей внутри государства, сплочённость «эллинов» в противоположность «варварам». Возрастание общественной, воспитательной функции искусства, его основные виды, получившие развитие в период архаики. Выработка иерархии ценностных ориентаций и их влияние на специфику художественного образа. Усиление ориентации на натурный образ при сохранении мифологического содержания. Появление дидактического эпоса (Гесиод). Гомеровские гимны. Поэзия эпохи архаики и её основные жанры. Сложение древнегреческой трагедии. Формирование древнегреческой философии. Сложение системы греческих празднеств. Религиозная жизнь в эпоху архаики. Периодизация искусства периода архаики. Архитектура. 1. Происхождение ордерной системы. Специфика художественного языка греческой архитектуры. Особенность эстетической программы греческой архитектуры. Храм - образ гармонично построенного Космоса, “философия в камне”. Основные материалы, применяемые в строительстве. Жилище как изначальный образец для храмовой постройки. Трансляция в каменных постройках принципа работы исходной сырцово-деревянной конструкции. Основные элементы древнегреческого храма и особенности его планировочного решения. Приоритетное развитие экстерьера. Перистаса и её роль в формировании образа греческого храма. Взаимосвязь элементов греческого храма: функциональное значение и образная программа. Пропорции греческого храма и особенность использования принципа симметрии в греческой архитектуре. Включение природного окружения в образную структуру храма. Важность пространственно-пластических эффектов в греческой архитектуре. Типы греческих храмов. Периптер как универсальный тип. Сложение ордерной архитектуры. Общие и особенные черты в художественно-образных программах дорического и ионического ордеров. Особенности пропорционального решения в дорическом ордере и их взаимосвязь с эстетической программой определённой эпохи. Варианты ионического ордера: малоазийский (исходный) и аттический. Коринфский ордер и его отличительные признаки. Понятие архитектоники. Введение системы курватур. Энтазис и его роль в дорическом ордере. Понятие архитектурного ансамбля в древнегреческой архитектуры и его специфические черты. Роль скульптуры в греческом храме. Полихромия как основной приём в декорации храмов эпохи архаики. Градостроительство в эпоху архаики. Появление типов общественных сооружений. Жилое строительство и его основные элементы. Формирование типа усадьбы с двором и крытой лоджией по трём сторонам. 2. Эволюция архитектуры в архаическую эпоху Зарождение системы дорического периптера. Основные материалы и технологии, применяемые в архитектуре архаики. Храм Геры в Олимпии как ранняя форма становления ордерной архитектуры. Особенности архитектурной программы храмовых ансамблей Великой Греции и Сицилии. Архитектура поздней архаики: эволюция ордера в сторону большей стройности пропорций, стремление к уравновешенным соотношениям антаблемента и колоннады, визуальное облегчение работы конструкции и большая выверенность пропорциональных соотношений деталей храма. Ансамбль Дельфийского святилища. Развитие ионийского ордера в храмах малоазийской Греции. Малая сохранность памятников и специфика формирования и эволюции храмового образа.
  • Изобразительное искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
    Скульптура. Образ человека как центральная тема греческой пластики. Специфика формально-содержательной структуры в показе мужских и женских образов (куросы и коры). Проблема архаической улыбки. Роль цвета в скульптуре архаики. Аттическое и ионийское направления в скульптуре и их отличительные Основные материалы, применяемые в пластике архаики. Ранняя архаика (ок. 650 – 580 г. до н.э.). Сохранение традиций геометрической пластики статуэтках нач. VII в. до н.э. Критская (или дедалическая) школа. Постепенный шаг к гармоническому равновесию в передаче элементов пластической формы при сохранении фронтальности, монументальности пропорций, плоскостности и условности в передаче черт лица, мускулатуры. Спартанская школа. Аргосская школа. Сикионская школа. Ионийские школы. Аттическая школа. Новое понимание статуарного образа во второй половине VI до н.э. Постепенная эволюция пластического образа по пути выявления пропорций человеческого тела, интереса к объему в период зрелой архаики (580-530 гг. до н.э.). Приобретение аттической школой главенствующего значения в греческой пластике во второй половине VI в. до н.э. Поздняя архаика (530 – 500/480 гг. до н.э.) Коры с афинского акрополя. Изменение в последней трети VI в. до н.э. концепции пластической формы в женском облике под влиянием стилистики ионийских мастеров. Курос из Пирея как пример позднеархаического куроса. Скульптурное надгробие - особенности художественно-образной программы. Проблемы генезиса и эволюции скульптурного оформления храмов (фронтонов, метоп и фризов). Вазопись и живопись. Расширение сферы используемых сюжетов и применение разнообразных форм сосудов как черта архаической вазописи. Вазопись как средство получения информации о развитии живописи. Греческая вазопись: путь от сложных, изложенных в регистрах мифологических сценариев к показу элементов героического эпоса и передаче натуроподобных образов с конкретной пластикой. Основные типы сосудов, взаимосвязь функции сосудов с системой росписи. Ориентализирующий стиль и его характерные черты. Группы родосско-ионийской и коринфской керамики. Использование в росписи ориентализирующего стиля тем героического эпоса. Расписные метопы храма Аполлона в Фермосе. Чернофигурная вазопись. Особенность художественно-содержательной программы. Основные группы чернофигурной керамики (коринфская, лаконская, клазоменская, халкидская, аттическая). Аттика как самый значительный центр по производству чернофигурной керамики. Кратер Франсуа работы Клития и Эрготима. Творчество Экзекия. Сосуды мастерской Никосфена - своеобразие художественно-образной программы. Сосуды мастера Амазиса. Мелкофигурные вазы: основные мастера, основные образы и стилистические приёмы. Чернофигурные сосуды мастерской Андокида. Краснофигурная вазопись и ее основные черты. Особенности краснофигурной вазописи поздней архаики. Ваза со сценой апофеоза Геракла мастера Андокида как пример сосуда, выполненного в смешанной технике. Сосуды мастера Эпиктета. Сосуды мастера Олтоса. Деятельность мастерской Никосфена по изготовлению краснофигурных ваз. Сложение в последней четверти VI в. до н.э. стилистических особенностей «строгого стиля» в работах мастера Андокида, Евфрония, Евфимида и др. Фигурные сосуды – особенности художественно-образной программы.
  • Архитектура периода классики (V - IV вв. до н.э.).
    Время расцвета греческой полисной системы и ее культуры. Греко-персидские войны как важный этап в формировании специфики мировоззренческих представлений классики. Возрастание Афин как культурного центра Греции. Высокая классика как наивысший период в развитии греческого искусства. Изменения эстетической программы, связанной с представлениями о Космосе. Кризис полисной системы в IV в. до н.э.: изменение системы ценностей и влияние этих процессов на развитие искусства. Македонская династия и её роль в формировании культуры поздней классики. Появление новой эстетической программы в позднюю классику и роль частного заказа. Роль мастера в искусстве поздней классики. Роль восточных центров в культуре поздней классики. Основные виды искусства, получившие развитие в период классики. Художественные центры классической эпохи. Появление исторических трудов Геродота и Фукидида и специфика понимания ими исторических процессов. Поэзия эпохи классики и её основные жанры. Афинская трагедия и комедия. Формирование риторики как науки. Проблема знания как основная философская проблема V в. до н.э. Платон и Аристотель. Периодизация искусства классики. Архитектура. Архитектурная программа классической эпохи. Важность понятия симметрии. Синтез искусств. Переход к многообразию архитектурных образов. Попытка создания в Афинах всеэллинского ордера на основе различных ордеров. Формирование крупных архитектурных ансамблей (Олимпия, Афинский акрополь, Элевсин, Дельфы). Переход в IV в. до н.э. ведущей роли в строительстве от Афин к центрам Пелопоннеса и Малой Азии. Появление коринфского ордера. Утрата дорическим ордером ведущей роли в оформлении стоечно-балочной конструкции. Постепенный отход от органического единства конструктивных элементов в архитектуре поздней классики. Сложение в Афинах теории градостроительства. Особенности философско-эстетической программы «гипподамовой системы». Оформление развитого типа древнегреческого жилого дома - сначала пастадного, затем перистильного типа. Особенность применения раскраски в архитектуре классики. Основные материалы, применяемые в архитектуре классики. Храм Афины Афайи на о-ве Эгина (480 г. до н.э.) как памятник переходного периода от архаики к классике. Ранняя классика - постепенный путь к простым, лапидарным формам храмовых построек; постепенный отказ от показа эффекта энергии борьбы между несомыми и несущими деталями конструкции; стремление к передаче гармонического равновесия архитектурных масс. Высокая классика. Художественно-образная программа ансамбля Афинского акрополя, роль Перикла и Фидия. Своеобразие логики ансамблевой планировки, связанной с маршрутом панафинейских шествий. Тонкая продуманность последовательности ансамблевых сопоставлений. Основные элементы ансамбля. Парфенон (арх. Иктин и Калликрат, 447- 438 гг. до н.э.). Парфенон и Эрехтейон: гармонический баланс контрастов в передаче органической связи архитектуры и скульптуры в ансамбле Акрополя. Гефестейон (440-430-ые гг. до н.э.) на Афинской Агоре как памятник архитектуры конца периода высокой классики. Поздняя классика. Новшества в художественно-образной программе ордерной конструкции. Сокращение строительства храмов. Большое влияние частного заказа на программу памятников. Ионические храмы - гигантские размеры построек, тенденция отказа от классических идеалов, пышность и роскошь декоративного убранства. Святилище в Эпидавре: основные элементы архитектурной композиции. Развитие архитектуры частного дома.
  • Изобразительное искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.).
    Скульптура. Новый подход к изображению человека. Ранняя классика или «строгий стиль» (500/490 – 460/450 гг. до н.э.). Овладение конкретной передачей мотива движения пластическими средствами. Появление индивидуального стиля мастера. Статуарная группа. Творчество Мирона. Программа рельефов. Эволюция скульптурного оформления храмов. Высокая классика (450 – 430/420 гг .до н.э.). Творчество Поликлета. Литературные источники. Стремление к отражению идеальной формы. Трактат «Канон»: «Дорифор». Концепция женской статуи. Работы последователей Поликлета. Творчество Фидия. Литературные источники. Дискуссии о принадлежности. Владение различными скульптурными техниками и материалами. Статуя амазонки для оформления святилища Артемиды в Эфесе, сравнение ее со статуями амазонок работы Поликлета и Кресилая. Статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского. Концепция греческого “портрета”. Скульптурное оформление Парфенона: проблема стилистической разницы. «Богатый стиль» (420 – 400/390 гг.до н.э.). Преобладание рельефных композиций. Усиление к концу V в. до н.э. живописных тенденций. Популярность женского образа, взаимосвязь между пластикой тела и пластикой одежды. Творчество Алкамена, Каллимаха. Статуя Ники мастера Пэония: необычность пластической программы. Фриз храма Афины – Ники на Афинском акрополе. Памятник Нереид. Надгробные стелы во второй половине V в. до н.э. и конце V в. до н. э. Поздняя классика (400/390 – ок. 320 гг. до н.э.). Новые черты в художественном отражении мира. Выработка единообразных художественных форм. Стремление к передаче абстрактных идей. Формирование нового идеала мужского тела в работах пелопонесских скульпторов. Поиски нового идеального канона в творчестве Евфранора (по литературным источникам) и Лисиппа. Скульптура поздней классики: предтеча пластики эллинизма. Творчество Кефисодота и Тимофея, Скопаса. Скопас - основатель патетического и динамического направления. Скульптурное оформление Галикарнасского мавзолея и работа над ним Скопаса, Тимофея, Бриаксида и Леохара. Творчество Праксителя. Литературные источники. Основные черты. Концепция женского образа: статуя Афродиты Книдской. Творчество Лисиппа. Литературные источники. Основные черты. Трактовка образа мифического героя (Геракл Фарнезе) и исторического героя (портрет Александра Македонского). Творчество Леохара. Скульптурное оформление храма Артемиды в Эфесе. Живопись. Использование сложных движений, ракурсов и др.. Светотеневая моделировка, перспектива. Новая роль линии, поиски колористического разнообразия. Расширение сюжетного репертуара. Проблема сохранности памятников и их реконструкции. Творчество Полигнота по данным письменных источников. Первое применение принципов линейной перспективы в живописи Агафарха. Аполлодор из Афин - основоположник станковой живописи. Творчество Паррасия и Зевксида. Сложение в живописи IV в. до н.э. самостоятельных школ. Теоретический трактат Памфила. Различные жанры, изобретение энкаустики и мозаики. Творчество Никия. Творчество Апеллеса из Колофона. Казанлыкская гробница и гробница Филиппа II в Вергине. Вазопись. Краснофигурная вазопись. Влияние завоеваний монументальной живописи. «Строгий стиль». Интерес к передаче движения и объёма тела. Творчество мастера Брига, Дуриса, вазописца Макрона из мастерской Гиерона, «Берлинского мастера», мастера Пана. «Свободный стиль». Сдержанный характер росписей и использование преимущественно мифологических сцен. Вазописец Полигнот, мастер Ниобид мастер Виллы Джулиа. «Роскошный стиль». Сохранение интереса к большеформатным сосудам, применение сложных многофигурных композиций. Творчество вазописца Айсона и мастера Мидия. Белофонные сосуды. Вазопись поздней классики (390-320 гг. до н.э.). Разрушение взаимосвязи формы сосуда и изобразительных приёмов. Снижение качества произведений. Понятия о т.н. «беглом стиле», «керченском стиле». Школы Южной Италии и Сицилии. Апулийские вазы. Сосуды IV в. до н.э. с барельефными украшениями. Работы мастера Ксенофанта. Фигурные сосуды.
  • Изобразительное искусство и архитетура эллинизма.
    Термин «эллинизм» и проблемы его толкования. Периодизация: ранний эллинизм (ок. 320 – 250 гг. до н.э.), высокий (ок.250/240 – 160/150 гг. до н.э), поздний ( ок. 150 – 30 гг. до н.э.). Дискуссии, связанные с определением хронологических и географических рамок. Основные политические и культурные центры. Походы Александра Македонского и греко-македонская экспансия на территории Востока. Роль программы создания «универсальной» империи в формировании культурного «пространства». Особенности социально-политической структуры общества. Эллинизм как эпоха постоянной нестабильности. Специфика культуры эллинизма и система ее ценностей. Утрата гражданского самосознания. Сложение философских школ стоиков и эпикурейцев, философии киников. Появление общегреческого языка. Отражение в литературе желания дистанцироваться от общественно-политических проблем. Становление филологии, языкознания и нормативной грамматики. Возникновение новых научных интересов. Интенсивное развитие всех художественных форм и их связь с греческими и восточными принципами искусства. Отказ от эстетического идеала греческого искусства. Изменения в религиозных представлениях. Архитектура. Важность инженерно-строительного дела. Утрата архитектурой цельности, выдвижение на первый план проблемы эмоционального воздействия. Тенденция к смешению ордеров. Традиции древневосточной архитектуры. Создание новых больших городов. Математический расчёт. Портики и их роль в городских ансамблях. Появление упорядоченной застройки агоры. Усложнение композиционного решения и появление в ансамблях темы напряженного преодоления пути. Утрата храмом роли ведущего архитектурного типа. Ведущая роль алтарей, общественных зданий, городских ансамблей. Появление новых типов общественных зданий. Специфика использования дорического (храм Геры Басилеи и Афины Полейи в Пергаме) и ионического (храм Аполлона в Дидимах) ордеров. Театральные здания: математические исследования и создание гармонично вписанных в ландшафт строений. Развитие строительства жилых домов и вилл. Скульптура. Увеличение спроса, падение качества. Новые художественные центры. Широкомасштабное производство копий. Развитие двух тенденций: патетически накалённая (традиции Скопаса) и идеально изящная (традиции Праксителя, Леохара). Появление интереса к показу натуралистических черт и категорий. Роль заказчика. Сложные аллегорические программы. Пергамская школа. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа. Статуя Ники. «Фарнезский бык». Лаокоон. Александрийская школа. Подражание Праксителю. Иконографические типы в передаче Афродиты. Неоаттическая школа: традиции чопорного академизма. Популярность неоаттической школы в римской культуре в I в. до н.э. «Герой» эпохи: статуи диадоха и портрет «философа». Мелкая глиняная пластика: мастерские Танагры. Развитие садово-парковой скульптуры. Живопись и вазопись. Проблема сохранности живописных памятников и их реконструкции. Разнообразие стилей и тематики. «Битва при Арбеле»: стремление к реально-конкретной передаче характера сражения. Живописец Перейк: «живописец мусора». Пергамская школа. Александрийская школа. Росписи склепов Северного Причерноморья. Появление к началу II в. до н.э. opus tessallatum, затем - opus vermiculatum. Использование в росписи сосудов изящного рисунка, выбор орнаментальных мотивов, определённая бедность по содержанию. Вазы стиля Гнафии (вт.половины IV- III вв. до н.э.). Вазы группы Гадры (III в. до н.э.). Кенторипские вазы (II - I вв. до н.э.) . Керамика. На рубеже IV-III вв. до н.э. вазопись уступает место рельефной керамике. Первенство металлических чеканных сосудов. Разнообразие эллинистической керамики. Утрата простоты форм и выбор вычурных конфигураций сосудов. Восточное Средиземноморье и Южная Италия. Каленская, тарентская и канузийская рельефная керамика (III-II вв. до н.э.). «Мегарская» керамика (кон. III-нач. I вв. до н.э.): массовая полуремесленная продукция. Малоазийские глазурованные вазы с рельефными украшениями (I в. до н.э. – I в. н.э.).
  • Искусство этруссков и древних италиков.
    Периодизация искусств этрусков и проблемы её четкого определения. Этногенез этрусской культуры. Этрусская культура как взаимосвязь культур отдельных городов-государств. Влияние европейских и восточных культур. Роль художественных контактов с греческими колониями. Проблема происхождения и особенности художественной культуры. Религиозные воззрения. Основные центры. Основные материалы. Градостроительство и архитектура. Иррегулярность планировки древних городов Появление во вт. половине VI в. до н.э. городского плана. Оборонительные и инженерные сооружения. Использование ложных сводов и клинчатой арки. Строительство дорог, каналов, мостов. Источники для реконструкции представлений об этрусской храмовой архитектуре. Особенности в применении строительных материалов. Открытые святилища и понятие «священного места». Основные типы храмов. Элементы этрусского храма. Погребальная архитектура. Деление гробниц на основные типы по интерьеру и экстерьеру. Этрусские некрополи. Элементы и пространственная композиция этрусских гробниц и их эволюция. Взаимосвязь этрусских гробниц с жилой архитектурой. Жилая архитектура. Тип жилищ в VII в. до н.э. Формирование и эволюция атриумного типа дома. Элементы и пространственная композиция этрусского дома. Появление в III-I вв. до н.э. в этрусской архитектуре новых типов общественных зданий под влиянием римлян. Изобразительное искусство. Культура Вилланова (IX-VIII вв. до н.э.). VII в. до н.э. – «ориентализирующий стиль»: проблема генезиса. Живопись. Расписная керамика. Керамика импасто – переход к этрусским сосудам типа «буккеро». Возникновение геометрического стиля (кон. VIII-VII вв. до н.э.) под влиянием греческой привозной продукции и местных италийских традиций. Этрусско-коринфская группа сосудов (вт. половина VII – вт. четверть VI вв.до н.э.). Монуметальные росписи. Сюжеты росписей гробниц: погребальный культ и его влияние. Фантастичность композиции и повышенная декоративность цвета. Период архаики (около 600-470 гг. до н.э.): отличительные черты. Расширение набора используемых красок в гробничных росписях позднеархаического периода. Расписная керамика. Вт. четверть VI – середина V вв. до н.э. – чёрнофигурная вазопись: отличительные черты. Группа «понтийских ваз» и церетанских гидрий (вт. половина VI в. до н.э.). Эпоха классики (около 460- 380 гг. до н.э.): Постепенный отход от органического единства живописи и архитектуры. Краснофигурная вазопись (со вт.половины V в. до н.э.): природные темы, фантастические животные. Южноиталийские вазы. Орнаментальный характер росписи белой краской по чёрному лаку в конце IV-III вв. до н.э. III-I вв.до н.э – эпоха эллинизма и заката этрусской культуры. Скульптура. Храмовая скульптура – разнообразие форм архитектурного декора в кон.VI – нач. V вв. до н.э. Технология и материалы. Виды храмовой скульптуры. Интерес к внешним декоративным эффектам. V – IV вв. до н.э. – новые черты в архитектурной декорации храма, связанные с мощным воздействием греческого искусства, сохранение и собственных черт. Погребальная пластика: 1. Статуэтки-апотропеи. 2. Стауарные изображения умерших (?). 3. Погребальные урны. От биконических урн типа импасто к этрусским погребальным урнам из Кьюзи (VII - начало VI вв. до н.э. – крышки украшенные специально изготовленной бронзовой маской; кон. VI – пер. половина IV вв. до н.э. – с крышками в виде человеческой головы). Урны в виде сидящих фигур (Кьюзи, VI в. до н.э.). Появление в кон. VI в. до н.э. нового типа в виде прямоугольного ящика с рельфами и его широкое распространение в Этрурии. Формирование в V в. до н.э. урн с изображением возлежащего умершего и сидящей рядом фигуры. 4. Саркофаги. Разработка пластического мотива лежащей фигуры при акценте на тщательное исполнение головы в саркофагах VI в. до н.э. Вт. половина VI в. до н.э. – новый тип саркофага с плоско лежащими на крышке фигурами. Разработка в течении III в. до н.э. единого типа.
  • Архитектура Древнего Рима.
    Архитектура Римской республики Архитектура Древнего Рима VII–IV вв.: храм Юпитера Оптимуса Макисмуса на Капитолии (ок.580–510 до н.э.). Распространение эллинистических влияний в III в. до н.э., перестройка храмов Рима. Крупнейшие святилища Лациума — Фортуны Примигении в Пренесте (ок. 150–80 до н.э.) и Геркулеса Виктора в Тибуре (ок. 50 до н.э.). Обращение к эллинистическим образцам: храм Геркулеса Победителя (ок. 120 до н.э.) и пирамида Цестия (18–12 до н.э.) в Риме, мавзолей Юлиев в Глануме (ок.40 до н.э.). Храм Портуна на Бычьем форуме (ок.80–70 до н.э.) как пример римско-эллинистического синтеза. Архитектура от Августа до Адриана Перестройка Рима при Августе: реконструкция Римского форума и Форум Августа с храмом Марса Ультора. Театр Марцелла как начало традиции амфитеатров. Рождение триумфальной арки как архитектурного типа. Августовский классицизм: взаимодействие архитектуры и мраморного скульптурного декора. Золотой дом Нерона и революция в строительной технике. Римский бетон, кирпич и сводчатые конструкции. Колизей и проблема ордера. Форум Траяна и Траяновы рынки как архитектурный комплекс: новые идеи и восточные влияния. Пантеон как апофеоз купольной архитектуры. Вилла Адриана в Тиволи: частная резиденция и садово-парковое искусство. Архитектура поздних Антонинов и Северов II–III вв. как период поступательного развития римской архитектуры, распространение ее достижений на провинции. Императорская архитектура Севров: термы Каракаллы в Риме и город Лептис-Магна. Колоссальный храмовый комплекс в Баальбеке, Асклепейон и Серапейон в Пергаме: сакральное пространство и архитектура. Барокко в римской архитектуре: библиотека Цельса в Эфесе, театр в Сабрате и др. Структура рядового города-колонии и его развитие на примере Куикула (Джемила) и Таммугади (Тимгад). Специфика искусства в контактных зонах: Пальмира и Хатра. Архитектура Диоклетиана и Константина Эпоха радикальной трансформации римской архитектуры. Освоение возможностей новых технологий. Императорская архитектура: дворец Диоклетиана в Сплите, базилика Максенция и императорские мавзолеи в Риме, Трир. Архитектурное воплощение нового религиозного опыта: храмы Соля Инвиктуса в Риме, Гроба Господня в Иерусалиме и Святых Апостолов в Константинополе. Римские храмы времени Константина. Архитектура христианской империи после Константина Эпоха сложения христианской архитектуры (IV–VI вв.): римская традиция и новая типология. Вопросы терминологии: позднеантичная, позднеримская, раннехристианская, ранневизантийская. Утверждение христианства и изменение архитектурной типологии. Архитектура христианских столиц: Рим. Милан и Равенна. Консервативная традиция Африки: базилики в Типасе и Тебессе. Египет: между эллинистической (Абу-Мина) и древнеегипетской (белый монастырь) традициями. Архитектура Сирии, стилистические и литургические особенности. Развитие центрического храма: Ресафа и Босра. Базилики: от Калб-Лузе до Калат-Семана. Постройки Юстиниана как завершение развития римской архитектуры.
  • Изобразительное искусство Древнего Рима.
    Искусство эпохи Республики. Вопрос о генезисе римского скульптурного портрета - восковые маски, этрусская и греческая традиции, эллинистические влияния. Римский скульптурный портрет как уникальный исторический источник. Программа первых скульптурных портретов: идеализация типологических черт или попытка передать конкретное? Патрицианский портрет и его роль в сложении программы римского скульптурного портрета. Веризм позднереспубликанского портрета. Эллинистическая линия в позднереспубликанских портретах. Портреты исторических деятелей в позднереспубликанское время. Римское надгробие: особенности композиции, «диалога» со зрителем. Нарастание повествовательности в позднереспубликанских рельефах. Искусство эпохи империи. Эпоха Принципата. Иконография портретов Августа, Ливии и членов императорской фамилии. Специфика художественно-образной программы скульптурного портрета времени Августа. Роль греческой традиции. Статуи из Прима Порто и из Кум: программа официозного «спектакля». Рельефы Алтаря Мира как важный этап в создании римского исторического рельефа. Римский миф и его претворение в визуальных текстах. Триумфальная арка: синтез архитектуры и скульптуры. Роль триумфальной арки в трансляции программы римского мифа. Портрет эпохи Юлиев-Клавдиев. Постепенный отход от изобразительных традиций августовского классицизма и стремление к более точной передаче черт лица и характера человека: от идеализации к харАктерному. Портрет эпохи Флавиев. Точность портретных характеристик, проявление интереса к трактовке внутреннего мира. Активное применение бурава и специфическая роль фактуры. Римский исторический рельеф и его дальнейшее развитие в эпоху Флавиев. Четыре стиля помпейских росписей. Основные сюжеты. Мифы. Пейзаж и натюрморт. Жанровые и эротические сценки. Портреты. Фрески виллы Мистерий - проблема интерпретации. Портреты Траяна и "Панегирик Траяну" Плиния Младшего. Две линии в траяновском портрете как отражение разницы в трактовке образа императора. Использование приёма высверленного зрачка. Колонна Траяна: особенности художественно-образной программы римского исторического рельефа. Следование греческим образцам в пластике времени Адриана. Отход от индивидуальности. Внешний характер адриановского «классицизма»: портреты Антиноя. Стремление к передаче чувств и настроения в портретах Адриана и Сабины. Расцвет искусства портрета в эпоху поздних Антонинов: передача глубокого внутреннего содержания эпохи, скрытой динамики духовной жизни в показе образа императора-философа. Рельеф времени Антонинов: постепенное усложнение композиции в сторону динамизации. Постепенная утрата интереса к живописным композициям и их замена на мозаичные и рельефные. Римская мозаика: основные техники , сюжеты, особенности художественно-образной программы. Конец эпохи принцита. Начало правления солдатских императоров, постепенное угасание основ античной культуры. Настороженность как одна из главных черт внутреннего мира героя. «Варваризация» портретов III в. н.э. Минимализация художественно-образной структуры. Продолжение развития «живопиных» тенденций в рельефе. Время домината. Эпоха кризиса античной художествено-образной программы, постепенный отказ от античного представления о пластическом. Спиритуализм портрета IV-V вв. Переход к уплощённой форме, постепенный отказ от объёма, часто застылость, схематизм и гипретрофия в передаче черт лица, перенос интереса исключительно в область передачи внутреннего состояния и потеря художественного единства образа. Два взаимоисключающих направления в развитии рельефа как свидетельство кризиса античной пластики. Тенденция к уплощению пластической формы, утрата чувства перспективных сокращений и единства фигуры и фона. Второе направление – внешнее сохранение линии развития пластически-объёмного рельефа, гипертрофия скульптурных масс и потеря внутренней органической жизненности пластики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Семинар
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.2 * Семинар + 0.2 * Тест + 0.4 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Доклад + 0.5 * Промежуточная аттестация (1 модуль) + 0.1 * Семинар + 0.1 * Тест + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер Б. Р., 2010
  • История памятников архитектуры : От пирамид до небоскребов, Овсянников Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ВАСИЛЕНКО Р.П. (1983). Этруски и христианская религия. Античный Мир и Археология, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16472276
  • История Древнего Рима : Учеб. пособие для вузов, Кузищин, В.И., Гвоздева, И.А., 2012
  • История Древней Греции : учеб. пособие для вузов, Кузищин В. И., Гвоздева Т. Б., 2009