• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22827
Адрес: Старая Басманная ул., д. 21/4, стр. 3, каб. Л-311
Время консультаций: cм.расписание консультаций в ZOOMе. Для записи на консультацию и получения кода доступа необходимо эл. почте отправить письмо на корпоративный адрес
Расписание
SPIN РИНЦ: 2919-6323
ORCID: 0000-0002-6670-679X
ResearcherID: K-2494-2015
Scopus AuthorID: 56568332900
Google Scholar
Руководители
Каменский А. Б.
Шарнова Е. Б.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Зинченко Софья Анатольевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2014 году.
  • Научно-педагогический стаж: 28 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2009
    Ученое звание: Доцент
  • 2003
    Кандидат искусствоведения
  • 1992

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «История и теория изобразительного искусства», квалификация «искусствовед, историк искусства»

Обучение в аспирантуре

Очная аспирантура Исторического фак-та МГУ им. М.В.Ломоносова, 1992-1995

Достижения и поощрения

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Образовательная деятельность (помимо чтения основных курсов в ВУЗах)

 

С 2004 года по настоящее время  - преподавание на курсах переподготовки специалистов ГИПК РГГУ по программам «Атрибуция и экспертиза антиквариата и искусства» и «Всеобщая история искусств»

2011 – чтение спецкурса «Методы и методологии, применяемые в изучении первобытного искусства» в МГУ им. М.В.Ломоносова, отделение «История искусств».

2012 - чтение спецкурса «Искусство евразийских степей в I тыс. до н.э.» в МГУ им. М.В.Ломоносова, отделение «История искусств».

2012 – чтение цикла лекций «Архитектура Древнего мира» в Государственном Музее архитектуры им. А.В. Щусева

2014 – по наст. время – чтение курсов «Первобытное искусство» и «Искусство евразийских степей в I тыс. до н.э.» в Русском Фонде содействия образованию и науки.

2015 – участие в чтении цикла лекций «Технологии и материалы в архитектуре» в Культурном центре ЗИЛ (февраль)

- участие в чтении цикла лекций "Неизвестная архитектура" в культурном центре ЗИЛ (сентябрь).

Конференции

  • Основные конференции

    1996-

    Древность: историческое знание и специфика источника : Конф., посвящ. памяти Эдвина Арвидовича Грантовского (25-27 сент. 1996 г.) //Золотые украшения из Чиликтинского кургана № 5: анализ художественной формы как метод интерпретации.

    2001-

     Восток - Россия - Запад: мировые религии и искусство : Междунар. науч. Конф./ Гос. Эрмитаж. - СПб., 2001 //Иранские мотивы в искусстве Древней Руси : (к проблеме изучения вопроса)
     

    Боспорский феномен. Гос.Эрмитаж, СПб.,2001 //Нашивные бляшки с изображением оленей из некрополя Нимфея (К вопросу об особенностях функционирования одного канонического образа

    2003 -

    Степи Евразии в древности и средневековье. Гос. Эрмитаж, СПб., 2003 // Бляшка в виде копытного из Чиликтинского кургана № 7 (к вопросу о возможной интерпретации образа)//.

    2004

     Боспорский феномен: проблемы датировки и хронологии памятников. Гос. Эрмитаж, СПб., 2004 // К вопросу о некоторых параллелях в изобразительной системе раннескифской эпохи//.

    Евразия : этнокультурное взаимодействие и ист. судьбы : Науч. конф., Москва, 16-19 нояб. 2004 г. / Рос. гос. гуманитарный ун-т, Акад. наук Рос. Федерации, Науч. совет программы Президиума РАН "Этнокультур. взаимодействие в Евразии" // Чиликтинского кургана № 5 в художественной культуре раннескифской эпохи //.

    2005 -

     Международная научная конференция «Археология Южной Сибири: идеи, методы, открытия», посвященная 100-летию рождения С.В. Киселёва. Минусинск, 2005 //К вопросу о формах  заимствования восточноказахстанских образов в искусстве тагарской культуры.

    Международная конференция «Мир наскального искусства», Москва, окт.2005. ИА РАН, РГГУ  // Петроглифы как возможный стилистический прототип для формирования памятников раннескифского искусства.

    2006

    Международная конференция «Визуальные   стратегии в  искусстве: теории и практики». Москва, РГГУ, май 2006 // О  «визуальных гимнах»  в  художественно-образной программе скифского  звериного  стиля.

    Всероссийская археологическая конференция «Современные проблемы археологии России», ИАЭ СО АН, 2006 Новосибирск // Иконография хищника породы кощачьих, свернувшегося в кольцо: варианты и модификации (на примере памятников Восточного Казахстана).

    2007

     Восток в древности: новые методы изучения. Москва, ИВ РАН, декабрь 2007 // Методы искусствознания и их применение при изучении археологического памятника.

    2008

     II  (XVIII) Всеоросссийский археологический съезд в Суздале. ИА РАН, 2008 // Канон  и его  роль  в процессах  сложения скифского звериного стиля.

    2010

     Международная конференция, посвящённая памяти Г.М. Бонгарда-Левина "Проблемы истории и культуры Древнего Востока".Москва, ИВ РАН, декабрь 2010 //К вопросу о роли петроглифов в изучении стилистических приёмов в раннескифском искусстве.

    2011 -

    Международная конференция «Наскальное искусство в современном мире». Кемерово, 2011 //Звериный стиль как стадиальное явлении в художественной культуре евразийских степей I тыс до н.э. – I тыс. н.э.

    Древность: историческое знание и специфика источника. Москва, ИВ РАН, декабрь 2011 //Стрелец из Жалтырак-Таша.

    2012

     Международная научная конференция «Средневековая городская культура и кочевая цивилизация бассейна реки Урал». Уральск, Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова, сентябрь, 2012 // ПАМЯТНИКИ ЕВРАЗИЙСКИХ СТЕПЕЙ I ТЫС. ДО Н.Э. - НАЧАЛА I ТЫС. Н.Э.: ИСКУССТВО ИЛИ АРХЕОЛОГИЯ? (К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДОВ ИСКУССТВОЗНАНИЯ ПРИ ИССЛЕДОВАНИЯХ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА).

    2013 -

     Международная конференция, посвящённая памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского «Иранский мир в II-I тыс. до н.э.», декабрь 2013 // О возможных путях генезиса и «транскрипции» образа Кентавра-Стрельца в искусстве Древнего Востока.

    2014

    Международная научно-практическая конференция «Маргулановские чтения -2014», Павлодар. декабрь 2014 //С.С. Черников и история изучения памятников Чиликтинской долины во второй половине XIX  - начале XX веков

    2015

    Конференция памяти Э.А. Грантовского и Д.С. Раевского "Способы, направления и уровни реконструкции культурно-истоической реальности". 30.11 - 1.12. 2015. Москва, ИВ РАН // Искусство узнавания или о применении дефиниций при работе с аналогиями (на базе анализа одного образа в памятниках евразийских степей и Ближнего Востока в I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.)

    2016 -

    Международный научный семинар "Звериный стиль сквозь века: истоки, трансформации, реминисценции. Искусство кочевников Евразийских степей I тыс.до н. э. - I тыс. н.э.". 13.12 -14.12. 2016. Москва, ИА РАН, Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедра археологии // Бестиарий Келермесского меча: к поиску иконографических аналогий 

    Международная конференция "Чтения памяти Ирины Владимировны Яценко". 16.12 - 17.12. 2016. Москва, Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, кафедра археологии // К вопросу о соотношении архетипических и заимстованных образцов в искусстве евразийских номадов в первой половине I тыс. до н.э. (на примере Πότνια θηρῶν)

    2017

    "Цветаевские чтения": к 20-летию отдела "Учебный художественный музей".9.10.2017 - 10.10.2017. Москва // Методика обучения студентов истории искусств на базе коллекций слепков

    Иранский мир в II-I тыс. до н.э: модели инкультурации. 27.11.2017 - 28.11.2017. Москва // "Сквозные" сюжеты в искусстве евразийских степей и античного мира в первой половине I тыс. до н.э. как способы передачи культурной информации

    2018

    VIII Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства. Границы и горизонты». 4-6 октября 2018 г. Москва //«Сквозные образы» в художественных культурах I тыс. до н.э.: проблемы интерпретации

    2019

    XI конференция «Древность: историческое знание и специфика источника» памяти Э.А. Грантовского и Д.С. Раевского. 26-27 ноября. Москва, ИВ РАН //«Дама Ритберга» из Луристана: анализ иконографической схемы.

    Международная конференция 
    «Знаки и образы в искусстве каменного века»
    27–29 ноября 2019 г., Москва, Институт археологии РАН // Букраний в искусстве неолитических культур Древнего Востока, Эгеиды и Центральной Европы: от натуроподобия к знаку.

    2020-

    IX Международная конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства. Границы и горизонты». 26-31 октября 2020 г. СПб// Могли ли существовать сирены-ихтиоморфы в искусстве Древнего мира: о необходимости изменения исследовательской парадигмы

    2021-

    - Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Древнее искусство в контексте культурно-исторических процессов Евразии: к 300-летию научного открытия Томской писаницы». 18-20 августа 2021. Кемерово, Кемеровский государственный университет, Музей-заповедник «Томская Писаница» //О возможностях иконографического метода в изучении популярных сюжетов петроглифов.

    - Международная конференция вторые чтения памяти И.В. Яценко. 17-18 декабря 2021. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова // Навершия с изображением женского божества из Александропольского кургана: о возможности идентификации

    2022-

    - XII Международная научная конференция «Древность: историческое знание и специфика источника», посвящённая памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского. 15-16 марта 2022. Москва, ИВ РАН //  Браслет с наконечниками в виде головок львов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина: к вопросу об атрибуции памятника (в соавторстве с Колгановой Г.Ю.)

    - I Международная научная конференция "Искусство Востока и Восток в искусстве". 28-30 июня 2022.Москва, ИВ РАН // Иконографическая схема "Naked Goddess" в искусстве Древнего Востока: специфика функционипрования и её причины


     

  • 2014
    Маргулановские чтения -2014 (Павлодар). Доклад: С.С. Черников и история изучения памятников Чиликтинской долины во второй половине XIX - начале XX веков

Публикации

20212

20201

Глава книги Зинченко С. А. Ноги, крылья… Главное – хвост! (о прототипах сирен западноевропейского средневековья) // В кн.: Казус: Индивидуальное и уникальное в истории — 2020 / Отв. ред.: О. И. Тогоева, И. Н. Данилевский. Вып. 15. М. : Издательство "Индрик", 2020. С. 15-33.

20191

Глава книги Зинченко С. А. Архетипическое и культурный трансфер в процессах формирования художественных образов в культурах Ирана и Эгеиды во II-I тыс. до н.э. // В кн.: Труды Института востоковедения РАН. Избранные доклады и статьи Вып. 21: Древность: историческое знание и специфика источника. М. : Институт востоковедения РАН, 2019. С. 146-160.

20184

20171

Статья Зинченко С. А. Антропозооморфы Келермесского меча: к поиску иконографических аналогий // Краткие сообщения Института археологии. 2017. № 247. С. 189-202.

20163

20154

20143

20132

20112

20102

20084

20071

Глава книги Зинченко С. А. Методы искусствознания и их применение при изучении археологического памятника // В кн.: Восток в древности: новые методы изучения. ИВ РАН, 2007.

20062

20053

20042

20031

Глава книги Зинченко С. А. Бляшка в виде копытного из Чиликтинского кургана № 7 (к вопросу о возможной интерпретации образа) // В кн.: Степи Евразии в древности и средневековье. Т. 2. СПб. : Государственный Эрмитаж, 2003.

20012

20001

Глава книги Зинченко С. А. О роли канона в искусстве Древнего мира // В кн.: Современные методы исследования культуры. М. : МГУКИ, 2000.

19991

Книга Зинченко С. А., Амирханов Г., Белинцева И., Каганович Б., Гуляев В. Программа курса «История и культура Древнего мира». М. : МГУКИ, 1999.

19961

Глава книги Зинченко С. А. Золотые украшения из Чиликтинского кургана № 5: анализ художественной формы как метод интерпретации // В кн.: Древность: историческое знание и специфика источника : тез. докл. конф., посвящ. памяти Эдвина Арвидовича Грантовского (25-27 сент. 1996 г.). Институт востоковедения РАН, 1996. С. 54-57.

Опыт работы

Преподавательский стаж 27 лет


Информация*

  • Общий стаж: 30 лет
  • Научно-педагогический стаж: 28 лет
  • Преподавательский стаж: 28 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

V ежегодная студенческая конференция “Искусство на грани // Art on the Edge”

10 – 11 марта 2022 года прошла пятая ежегодная искусствоведческая конференция при факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Она была организована студентами бакалавриата ОП “История искусств”.

«С чего начиналось исследование», или четыре года, пролетевшие как миг

10 и 11 июня в очном формате прошли защиты выпускных квалификационных работ студентов нашей образовательной программы.

Вспоминаю о годах обучения с благодарностью

Ирина Афанасьева – выпускница бакалавриата ФГН 2019 года, работает научным сотрудником в Государственной Третьяковской галерее. Мы встретилась с Ириной и подробно расспросили её о периоде обучения в Вышке, об интересных проектах и планах на будущее.

День открытых дверей программы "Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры"

28 января в Центре открытого образования Addenda прошел День открытых дверей программы профессиональной переподготовки "Всеобщая история искусств в контексте истории и культуры" в онлайн формате.

Отзывы слушателей курса ДПО об онлайн обучении

Первоначально переход в формат дистанционных занятий не все слушатели курсов ДПО восприняли позитивно. Многим был важен личный контакт с преподавателем и возможность живого общения. Поэтому, запуская заключительный модуль программы профессиональной переподготовки «История искусств», мы провели опрос слушателей данной программы на предмет их удовлетворенности онлайн обучением. Спешим поделиться с вами полученными отзывами.

Взгляд сквозь экран: эрмитажная практика искусствоведов в дистанционном формате

Этой весной традиционная музейная практика в Эрмитаже прошла у учащихся первого курса ОП “История искусств” в дистанционном формате. В этой статье студенты и преподаватели делятся своим опытом виртуального путешествия по Санкт-Петербургу.

Начинается новый учебный год

Поздравляем с Днем Знаний и началом нового учебного года.

“Oh My Guide!” – рассказ о том, как опыт студенческой практики превращается в искусство

Традиционно весной наши первокурсники отправляются на практику в музеи Санкт-Петербурга, и уже второй год подряд в рамках дисциплины «Английский язык» (ESP) студенты выполняют проектное задание – составляют в свободном формате на английском языке свой личный гид по городу и его сокровищницам “Top-10 Objects of Art to See in Saint-Petersburg”, который бы не только давал им возможность творческого самовыражения, но и имел реальное практическое назначение – мог бы быть полезен всем путешественникам и неравнодушным к искусству.

Римские "каникулы": как студенты ОП "История искусств" в Вечный город на практику ездили

В рамках минора "Антиковедение" студенты-бакалавры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ проходят студенческую практику в Риме. В этом году поездка в столицу Италии состоялась в конце октября. Участник практики, студент 4 курса ОП "История искусств" Илья Малахов о том, как все прошло, и что посещение Вечного города может дать историку искусств.

Поздравляем наших лучших преподавателей 

Состоялись выборы лучших преподавателей Вышки 2018

Как первокурсники искусствоведы на практику в Эрмитаж, что в городе Санкт-Петербурге, ездили

Наши студенты за время обучения в бакалавриате трижды выезжают на практику в другие города. Самая первая поездка ждёт их уже после третьего модуля на 1 курсе, и для каждого нового первого курса студентов-искусствоведов она становится чем-то важным.

Лучшие преподаватели НИУ ВШЭ 2017

В ходе выборов студенты голосовали онлайн в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедурой оценки преподавателей и учебных курсов. Каждый студент мог указать не более двух лекторов и не более двух преподавателей семинарских/практических занятий.

Новое на странице студенческой оценки преподавания (СОП) и лучшие курсы ОП "История искусств"

На сайте появился новый раздел "Лучшие дисциплины" , в котором публикуются списки лучших учебных курсов по версии студентов.

Юбилей Софьи Анатольевны Зинченко 

12 декабря юбилей Софьи Анатольевны Зинченко, доцента Школы исторических наук.

Лекция Софьи Зинченко «Традиционное искусство тропической Африки»

7 июля в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась лекция Зинченко Софьи Анатольевны,  посвященная рассмотрению причин самобытности традиционного искусства Тропической Африки, описанию основных видов традиционного искусства этого региона.

Лучшие преподаватели — 2016

Подведены итоги студенческого голосования за лучших преподавателей минувшего учебного года. Среди лучших — наши коллеги, профессора и доценты Школы исторических наук Е.В. Акельев, М. Байссвенгер, М.А. Бойцов, А.Ю. Виноградов, И.В. Волкова, О.С. Воскобойников, И.Н. Данилевский, С.А. Зинченко, В.В. Керов, Л.Г. Новикова, С.В. Польской, П.С. Стефанович, А.В. Шарова и Е.А. Щербакова. Наши поздравления победителям!

Лучшие преподаватели минувшего семестра

Подведены итоги очередного студенческого голосования за лучших преподавателей НИУ ВШЭ. Кроме того, по итогам конкурса научно-исследовательских работ студентов определены лучшие научные руководители истекшего учебного года. Среди победителей — почти два десятка преподавателей Школы исторических наук.
От всей души поздравляем коллег!