• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
немецкий
английский
Контакты
Телефон:
+7 (495) 772-95-90
23090
Адрес: Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 201
Время работы: Согласно расписанию занятий
Адрес: Армянский пер., д. 4, стр. 2, каб. 201
Время консультаций: Вторник 13:00 - 14:20 Пятница 13:00 - 14:20
SPIN РИНЦ: 5075-6210
ORCID: 0000-0003-0061-2341
ResearcherID: L-6152-2015
Scopus AuthorID: 56005251600
Google Scholar
Руководители
Мельвиль А. Ю.
Чумакова М. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Болотова Алла Константиновна

  • Ординарный профессор (2010)
  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2002 году.
  • Научно-педагогический стаж: 48 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 1997
    Ученое звание: Профессор
  • 1995
    Доктор психологических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Временная организация деятельности личности
  • 1981
    Ученое звание: Доцент
  • 1974
    Кандидат психологических наук: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность 19.00.00 «Психологические науки»
  • 1973

    Аспирантура: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, специальность «Психология»

  • 1969

    Специалитет: Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова, специальность «Русский язык и литература», квалификация «Филолог,преподаватель русского языка и литературы»

Достижения и поощрения

  • Благодарственное письмо ректора НИУ ВШЭ (июль 2021)
  • Благодарность Департамента психологии НИУ ВШЭ (июнь 2019)
  • Медаль "Признание - 15 лет успешной работы" НИУ ВШЭ (январь 2018)
  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (ноябрь 2012)
  • Почетная грамота Высшей школы экономики (сентябрь 2010)
  • Благодарность Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (ноябрь 2007)
  • Благодарность Минэкономразвития за успехи в трудовой деятельности (ноябрь 2007)
  • Благодарность Министерства просвещения СССР (ноябрь 1983)
  • Лучший преподаватель – 2014
  • Надбавка за академическую работу (2017-2018, 2016-2017, 2014-2015, 2013-2014, 2012-2013, 2010-2011, 2009-2010, 2008-2009, 2007-2008, 2006-2007)

Учебные курсы (2022/2023 уч. год)

Учебные курсы (2021/2022 уч. год)

Психология семейных отношений (Маго-лего; 3 модуль)Рус

Учебные курсы (2020/2021 уч. год)

Психология семейных отношений (Маго-лего; 3, 4 модуль)Рус

Учебные курсы (2019/2020 уч. год)

Психология семейных отношений (Маго-лего; 4 модуль)Рус

Учебные курсы (2018/2019 уч. год)

Конференции

  • 2023

    ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ВОПРОСАМ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (Москва). Доклад: ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • 2016

    Международная научная конференция «Ананьевские чтения – 2016. Психология – вчера, сегодня, завтра» (Санкт-Петербург). Доклад: ВРЕМЕННАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

  • Международная научная конференция «АНАНЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2016. ПСИХОЛОГИЯ - ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА» (Санкт-Петербург). Доклад: ВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК

  • 2015

    V Международная конференция «Психология индивидуальности» (Москва). Доклад: Развитие самосознания во времени как предтеча социализации личности

Публикации2

20232

20221

Статья Болотова А. К., Захарова А. К. ВРЕМЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Cross Cultural Studies: Education and Science. 2022. Т. 7. № 3. С. 90-97.

20202

20193

20186

20174

20163

20157

20135

20126

20115

20103

20092

20073

20042

Доклады на конгрессах и конференциях:

  • 2012, Москва. "Временные типы и тайм-стратегии организации деятельности" // V Съезд РПО, Москва.
  • 2011, Ярославль. Болотова А.К., Захарова А.К. "Тайм-менеджмент организаций как управление "временными ресурсами" // Всероссийская научно-практическая конференция "Акутальные проблемы теоретической и прикладной психологии".
  • 2011, МГППУ. Болотова А.К., Захарова А.К., "Пространственно-временные характеристики делового общения".
  • 2011, Лондон. Conference of the International Society for the Study of Individual Differences. The report’s theme: "Time Aspects in the Context of the Developmental Psychology"
  • 2011, Минск. III Международная научная конференция «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: психология здоровья и здорового образа жизни». Тема доклада: "Время и его переживание в когнитивной психотерапии"
  • Time Aspect of the Organisation Psyhology // International Conference on Behavioral, Cognitive, Educational and Psychological Sciences. 28-30 июля 2010. Paris. France.
  • Стратегии тайм-менеджмента как экономический ресурс специалиста. // Сборник докладов XI Международной конференции по проблемам развития экономики и общества. ГУ-ВШЭ. М. 6-8 апреля 2010 г. Т. 2, с. 304-310.
  • Болотова А.К., Захарова А.К. Пространство и время в деловых коммуникациях. // Материалы II Международной научной конференции 11-13 ноября 2010 г. «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России». М., МГУ, Книга 2, с. 120-123.
  • Время и его переживание в психотерапевтической практике.// Международная конференция «Актуальные проблемы психотерапии и новые направления в психологии в Германии и в России» 22-26 ноября 2010 г. Кельн. Германия.
  • Пространственно-временная организация деловых взаимодействий. // III Всероссийская научная конференция «Психология индивидуальности». 1-3 декабря 2010 г., М., ГУ-ВШЭ, Ч.1 с.102-105.
  • Европейский конгресс по прикладной психологии. Норвегия, Осло. 2009.
  • IV Международная конференция "Личность в межкультурном пространстве". Москва, РУДН. 2009
  • II Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности". Москва, 12-14 ноября 2008.
  • Fifth International Conference on the Dialogical Self held at the University of Cambridge from 26th-29th August, 2008. Paper Session 29: “Time and change” titled “Self realization and personal communicative competence”.  
  • The  Time specialities of nonverbal interaction. Conference of Personal and sozial Development. Yena.Germany. 2007.
  • Соmmunication-Dialogue and time aspect in empatic understanding. 4th International Conference of  the Dialogical Self.Braga. Portugal. 2006.
  • Time-management strategy as an economic resource for the development of Corporations. Behavioral Economics&Economic Psychologie.Paris. France.2006.
  • The influence of famiiy relations on intellectual development of children. 18-th Biennial ISSBD. Gent. Belgium. 2004.
  • Time in interpersonal knowledge. European Meeting of  social Psychology. Milan. Italy. 2002.
  • Life Themes of Young Women in modern Russia. Gender identity content. X- th Congress on Developmental Psychology. Upsala. Sweden. 2001.
  • Cognitive Teim-management in the context of modern Russia. 27th Congress of Psychology. Stockholm. Sweden. 2000.
  • Features of psychomotor development of children with light speech disorders. XVI Biennial ISSBD. Beijing. China. 2000.
  • Die Zeit und Ihre Erleben in Psychotherapie. Conferenz of Psychotherapy. Dresden. Germany. 2000.
  • Teim in the Context of the Devolpmental Psychology. VI European Congress. Roma. Italy. 1999.
  • Psychosemantik Method of an individuals attitude teim. XI EMPS. Luneburg. Germany.1999.
  • Teim Aspekt of social Behavior.XY Biennial ISSBD. Bern. Schwiss.1998.

Участие в редколлегиях научных журналов

С 2002 г.: член редколлегии журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

Публикации

Научные публикации

- Индивидуально-личностные и временные предикторы карьерных достижений // Кадровый менеджмент: теория и практика управления человеческими ресурсами / отв. ред. Т.Ю.Базаров. - Вып.6.- М. Институт практической психологии. НИУ ВШЭ. 2015. с. 135-151.

- Психология самораскрытия в коммуникативном диалоге.\\ Международная научная конференция "Наука о коммуникации как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов" Москва, НИУ ВШЭ. 9 - 11 июля, 2015 г.

-Личностный потенциал и временные перспективы как предикторы кадрового менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, М.: Фин пресс, № 3, 2015

-Временные перспективы психосоциальной адаптациив профессиональной деятельности // "Психосоциальная адаптпция в трансформирующемся обществе" Минск. 21-22 мая 2015 г.

-Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология. 2009. №1. Соавт. – Башкин Е.Б.Время и личность. Временные измерения феноменов личности // Психология. Журнал ГУ-ВШЭ. 2007. Т. 4. №3. Соавт. – Бекренев В.Д.

  • Время и его переживание человеком в кризисных ситуациях // Человек в ситуациинеопределенности / под ред. А.К. Болотовой. М.: ГУ-ВШЭ, 2007.
  • Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006, №2.
  • The influence of family relations on intellectual development of children. XI European Conference on Developmental Psychology. 2 c.
  • Временные аспекты структуры и функционирования личности. Ж. «Прикладные проблемы психологии личности». М. 2003.
  • Модель и задачи кабинета практического психолога. Журнал "Преподаватель". М. 2003.
  • Организационные принципы модели кабинета школьного психолога (статья). Сборник "Научные гранты по психолого-педагогическим наукам". "Прометей". М. 2003.
  • Организация высшего педагогического образования в Германии (статья). Журнал "Преподаватель". М. 2002 (5). с. 46-50.
  • Пространственная организация профессиональной деятельности психолога (статья). Сб. Научные труды МПГУ. "Прометей". 2002. М. с.220-224. 7 с. Методы психосемантики в исследовании индивидуальности. Психологический конгресс. Канада, Оттава. 2002.  
  • Временная динамика Я-концепции в подростковом возрасте. Журнал "Мир психологии". МПСИ. М. 2002. с. 106-110.
  • Профессиональная адаптация как событие (статья). Журнал "Мир психологии". МПСИ. М. 2001.с. 112-117.
  • Временной менеджмент и его развитие в тренинге (статья). Научные труды МПГУ. Прометей.2001. М. с.203-209.
  • Cognitive Time-management in the context of modern Russia. XXVII Inter.Congress of Psychology. Stockholm. Sweden.2000.  
  • Features of Psychomotor development of children with ligth speech disorders. XVI Biennial Meetings of ISSBD. Beiying. China.2000. 1 с. With Makarova I.
  • СПТ-тренинг и развитие компетентности в общении (статья). Сборник докладов. Междунар. конференция по социальной психологии. Казань.2000. с. 21-28.
  • Особенности временной перспективы в самосознании подростка (статья). Сборник научных трудов "Ярославский психолог. вестник". Москва-Ярославль. Вып.3. 2000.с. 103-110. 8 с. Соавтор - Штроо В.
  • Временной менеджмент и коммуникативная компетентность (статья). Сборник научных трудов "Психология общения: проблемы и перспективы". Изд-во РАО. Москва. 2000. с.44-49. 5 с. Соавтор - Макарова И.В.
  • Временные аспекты структуры личности (статья). Сборник научных трудов "Ярославский.психолог. вестник". Москва -Ярославль. Вып 3. 2000.с. 92-103.
  • Содержание и концептуальные принципы подготовки практических психологов (статья). Научные труды МПГУ. М. Прометей.2000.с.238-241. 5 с. Соавтор - Макарова И.В.
  • Временные параметры регуляции диалога-общения (статья). Научные труды МПГУ. М. Прометей. 2000. С.283-286.
  • Die Zeit und Ihre Erleben in Psychotherapy IV Congress Gesellschafts Psychotherapy. Vien. Austria. 1999. 2 p.
  • Time and its Experience in Cognitive Psychotherapy XIX th Congress EABCT Dresden. Germany. 1999. 
  • Psychosemantik Method of an individuals attitude time. XI european Meeting of the Psychometric Socienty. Lueneburg. Germany. 1999. 2 p. With Makarova I.
  • Time Aspect in the Context of the Devolpmental Psychology VI European Congress of Psychology. Abstract. Italy. Roma. 1999.
  • Структура профессиональной компетентности (статья). Сборник научных трудов НИИ ДПВО. М. МПГУ.1999.  
  • К юбилею учителя (статья). Журнал "Вопросы психологии". № 6. М.1999.
  • Европейский психологический конгресс (сообщение). Журнал "Вопросы психологии". № 6. М. 1999.
  • Структура личности и ее временная динамика (статья). Сб.Психологическая периодизация. Изд-во Импринтинг-Гольфстрим. Вып.3.М. 1999.  
  • Временные аспекты структуры и функционирования личности (статья). Научные труды МПГУ. "Прометей" М. 1999.с.278-289.  
  • The Time Aspect social Behavior. XIVEuropeanBiennale ISSBD.Bern.Schwiss. 1998. XIVth Meeting Abstract. Bern.1998.P.373. Schwiss.  
  • Правила компетентности в общении (статья). Журнал "Преподаватель". М. Вып.2 (4).1998.с. 7-12.  
  • Центр практических психологов (статья). Журнал "Преподаватель".М. вып.2. 1998(4).М. с.34-36.
  • Содержание подготовки психологов в последипломном образовании. Научно-методический сборник. "Практическая подготовка психологов". М. МОСУ. 1998. С. 36-39.
  • Временная детерминация развития личности в онтогенезе (статья). Научные труды МПГУ. М. 1998. 
  • Человек и время в ситуации социальной нестабильности (статья). Журнал "Общественные науки и современность". № 6. М. 1997. С.38-45. 9с.
  • Как организовать кабинет психолога в школе? (учебное пособие). Издательство "Прометей". МПГУ . Москва. Прометей. 1997.6п.л..
  • Индивидуум и его мир (статья). Ж. "Иностранная психология" М.1997.. № 8. М.  
  • Психология времени в межличностных отношениях (монография). Международная Академия педагог. и социальных наук. М-ва. 1997. 7 п.л.
  • Психология самораскрытия в концепции гуманистического воспитания. //Воспитание и развитие личности .Изд-во РАО. 1997. М. 2 с.
  • Хронотопическая детерминация развития личности в онтогенезе (статья). Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. М. 1997. 9 с.
  • Временные особенности невербального взаимодействия (статья). Журнал "Педагогическое образование". № 11. 1997. М.  
  • Новое о психологии способностей (статья). Изд-во "Школа-Пресс". Журнал "Вопросы психологии".№ 2. М. 1997.  
  • Эмпатия и время в контексте диалогической методологии (статья). //Проблемы качества и гуманизации столичного и зарубежного образования". МИПКРО. Москва. 1996.
  • Время в межличностном познании (статья). Материалы 1 Всероссийской научной конференции психологов.Сборник докладов "Психология сегодня". Т.2 . вып.2. Москва.1996.
  • Гуманистическая ориентация высшего образования в Германии (статья). Научно-педагогический журнал "Высшее образование в России". № 3. 1996. М.
  • Временная компетентность в структуре профессиональной деятельности (статья). Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. М. 1996.
  • Области и стратегии работы социального психолога-практика (статья). Изд-во "Школа-Пресс". Журнал "Вопросы психологии" № 2. 1996. Москва. 6 с. Соавтор - Сосновский Б.А.
  • Эмпатия и время в диалогическом взаимодействии (статья). //Социально-психологическая природа эмпатии. Одесса. 1995. 5 с.
  • Памяти учителя. К 100-летию со дня рождения Д.Г. Элькина (статья). Изд-во "Школа-Пресс". Журнал "Вопросы психологии".№ 6. 1995. Москва.
  • Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе (статья). Научные труды МПГУ.Серия: Психолого-педагогические науки. Москва. 1995. Соавтор - Макаревская А.В.
  • Самораскрытие личности: функции, временные границы и последствия в межличностном общении (статья). //Психологические аспекты социальной нестабильности".МПГУ. М. 1995.
  • Фактор времени в переживании и преодолении негативных последствий ситуации нестабильности (статья). //Психология человека в условиях социальной нестабильности. МПГУ. 1994. М.
  • Время и своевременность самораскрытия учителя (статья). Изд-во "Школа-Пресс". Журнал "Химия в школе".№ 3. Москва. 1994.
  • Слышать и слушать или Законы общения (статья). Изд-во "Школа-Пресс". Журнал "Химия в школе".№ 2. Москва. 1994.  
  • Урок как диалог-общение (статья). Изд-во "Школа-Пресс". Журнал "Химия в школе".№ 1. Москва. 1994.
  • Время и социальные взаимодействия (статья) /на немецком языке/. Сборник докладов международной конференции "Время и знаки". Тюбинген.1993. Германия.
  • Ролевые игры и развитие общения (статья). Межвузовский сборник научных трудов "Социально-психологические проблемы обучения и воспитания". Тверь-Москва. 1992.
  • Диалог-общение в коррекционной работе с подростками (статья). //Психолого-педагогическая коррекция в развитии личности. Воронеж. 1993.
  • Социально-психологические аспекты самораскрытия (статья). //Активные методы обучения педагогическому общению. Краснодар. 1992.  
  • Специфика социально-психологических методов обучения в реальной студенческой группе. //Основные тенденции подготовки учителя. МПГУ. Москва. 1991.
  • Советы родителям (брошюра). Научно-практический центр "Коррекция". Москва. 1991.
  • Временные факторы как средство психодиагностики (статья). Сб.статей научно-практической конференции "Личность и познавательные процессы". Москва. МПГУ. 1991.
  • Роль активных методов обучения в развитии умений продуктивного общения у будущих учителей (статья ). Научно - методический сборник "Методы преподавания психологии в педвузе". Москва. МГПИ. 1990.
  • Когнитивные структуры в регуляции эмоциональной деятельности Всесоюзный симпозиум // Cб. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Москва-Одесса. 1989.  Соавтор - Зайферт Роза-М.
  • О некоторых экспериментальных методах формирования временных восприятий у школьников (статья). Межвузовский сборник научных трудов "Вопросы психологии познавательной деятельности". МПГУ, М. 1988.  
  • Развитие ориентировки во времени у дошкольников (статья). //Развитие познавательной деятельности. АПН . Москва. 1987.
  • К мотивации процессов восприятия времени (статья) /на английском языке/ Изд-во "Ферлаг ФРГ", Геттинген, Журнал "Немецкий журнал психологии", Т.IV. Берлин- Геттинген. 1982. Германия.  
  • Когнитивные условия мотивации активности в деятельности (статья) / на английском языке/. Изд-во "Наука", Берлин // Cб. "Когнитивные и мотивационные аспекты деятельности", Берлин, 1982. 3 / 1с. Соавтор - Фрайер Б., Хойбрехтс Р.
  • Развитие восприятия времени в дошкольном детстве (статья) /на немецком языке/. Изд-во "Ферлаг Берлин", Хасдорф, Журнал "Форшулерциунг", № 16 (4), 1981. Берлин. Германия.
  • О формировании адекватных временных восприятий (статья) Изд-во "Радянська школа", Журнал "Психология", вып. 20. Киев. 1981.
  • О методах формирования помехоустойчивости (статья) /на немецком языке/. Изд-во "Ферлаг Берлин", "Журнал Психологии", № 189 (4), 1981. Берлин.
  • Влияние неспецифических предпосылок на формирование когнитивной деятельности (статья). Изд-во "Педагогика" , М., Журнал "Новые исследования в психологии", № 1 (24), 1981. 7 с. Соавтор - Зайферт Роза-М.
  • Формирование стратегий деятельности в зависимости от различных условий труда(статья) на немецком языке. Доклады ХХ11 Международного Конгресса психологов, Т. 2. Германия. Лейпциг, 1980. Соавтор - Зайферт Роза-М., Фрайер Б.
  • Развитие временных восприятий в дошкольном детстве. Изд-во "Педагогика", Журн. "Новые исследования в психологии", № 3, Москва, 1977.  
  • Формирование восприятия времени у дошкольников (статья) Изд-во "Просвещение", Журнал "Дошкольное воспитание", № 11, 1980.
  • К вопросу об онтогенезе кинестетического восприятия длительности (статья) Изд-во "Радянська школа", Журнал "Психология" , вып. 18, Киев, 1979.
  • Особенности восприятия времени в дошкольном детстве (статья). Изд- во "Педагогика", Журн. "Новые исследования в психологии", № 2, Москва, 1977.  
  • Кинестетическое восприятие длительности движений. 2. Влияние тренировки (статья). Изд-во "Педагогика", Журн. "Новые исследования в психологии", № 3 /11/, Москва, 1974.
  • Кинестетическое восприятие длительности движений. 1. Ошибки восприятия (статья). Изд-во "Педагогика", Журн. "Новые исследования в психологии", № 2 /10/, Москва, 1974.  

Учебно-методические пособия 

  • Социальные коммуникации. Учебное пособие. М.: Гардарики. 2008. Соавт. – Жуков Ю.М., Петровская Л.А.
  • Болотова А.К. Прикладная психология: учебник для вузов. М.: Гардарики, 2006.  
  • Болотова А.К. Психология организации времени: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.  
  • Психология развития. Хрестоматия // Болотова А.К., Молчанова О.Н. (ред.) М.: ЧеРо, 2005.
  • С чего начинать школьному психологу? (учебное пособие). Изд-во МПСИ. М. 2001. 6 п.л.
  • Прикладная психология (учебник). Изд-во Аспект-Пресс. М. 2001. 24 п.л.
  • Как организовать кабинет психолога в школе? (учебное пособие). Изд-во Прометей. МПГУ. М. 1995. 6,5 п.л.
  • Методические указания и программа спецкурса "Психология общения". Изд-во "Прометей". МПГУ. М.1992.
  • Практические задания по возрастной психологии (учебное пособие). Изд-во Прометей. МГПИ. М. 1989. 6 п.л. Соавтор - Попова Л.В.
  • Самостоятельная работа студентов по психологии (методические указания). Изд-во Прометей.МГПИ. М. 1989. 4 п.л. Соавтор - Попова Л.В.
  • Концепция и методическое обеспечение психологического кабинета. Изд-во Научно-практ.центр "Коррекция".М.1992. 2 п.л.
  • Психология времени в межличностных отношениях (учебное пособие ). Изд-во Академии педагог. и и социальных наук. МПСИ. М. 1997. 9 п.л.
  • Методические указания к спецкурсу "Возрастная психология". Изд-во Одесского университета. Одесса. 1980. 5 п.л.
  • Методические указания к практикуму по общей психологии. Изд-во Одесского университета. Одесса. 1980. 5 п.л.

Опыт работы

Болотова Алла Константиновна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и экспериментальной психологии. Ординарный профессор НИУ ВШЭ. С 2002 по 2010 гг. профессор А.К. Болотова – декан факультета психологии в Государственном Университете – Высшая Школа Экономики. Вместе с научным руководителем факультета академиком В.Д.Шадриковым профессор Болотова А.К. приняла непосредственное участие в становлении факультета, подборе и организации в высшей степени профессиональной команды профессорско–преподавательского корпуса. Особую ответственность Болотова А. К. проявила при формировании кафедры общей и экспериментальной психологии, оснащении ее сложным современным инструментарием и оборудованием. Заведуя этой кафедрой со времени ее основания, А.К.Болотова сумела сделать ее одной из ведущих выпускающих кафедр факультета психологии. Сегодня кадровый потенциал факультета представляет собой паритет опытных, высоко статусных, заслуженных профессоров, академиков и членкорреспондентов и молодых, начинающих преподавателей и исследователей, которые обеспечивают чтение базовых дисциплин не только на факультете, но и организует учебные циклы по психологии на других факультетах университета. Все преподаватели факультета имеют ученые степени и звания кандидатов и докторов психологических наук. С момента основания факультета в его составе работает Диссертационный совет, открыта аспирантура по специальности 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии. Профессор Болотова А.К. является неизменным заместителем председателем Диссертационного совета факультета психологии. А.К.Болотова успешно занимается научно-исследовательской деятельностью и учебнометодической работой, поддерживая на высоком уровне свое реноме как ученого и преподавателя одного из ведущих вузов России. Она является автором одного из первых учебников с грифом Минобразования РФ «Прикладная психология», выдержавшего несколько изданий (2001, 2003, 2005), а также хрестоматии «Психология развития» в соавторстве с О.Н.Молчановой (2004) и учебника «Психология развития и возрастная психология» (в соавторстве с О.Н. Молчановой, 2012). В настоящее время опубликована книга по прикладной психологии для бизнес-организаций (2014г.). В помощь студентам разрабатываются учебные программы и учебно-методические пособия, подготовлены оригинальные авторские спецкурсы «Социальные коммуникации», «Психология таймменеджмента», «Психология семейных отношений» и др., опубликовано в соавторстве с коллегами факультета психологии МГУ учебное пособие с грифом УМО «Социальные коммуникации» (2007), выпущено учебное пособие «Психология организации времени» (2006) и др. Область научных интересов – психология развития, проблемы онтогенеза личности, психология времени в познании, деятельности, общении; психология восприятия и организации времени; исследование временных аспектов социальных коммуникаций, стратегий тайм-менеджмента в бизнес-организациях. Как представитель Российского психологического общества А.К.Болотова – активный участник региональных, общероссийских и международных конференций и съездов психологов. Результаты научно-исследовательской деятельности профессора А.К. Болотовой получили признание за рубежом, она член ряда международных академических психологических обществ: ISSBD –Международное психологическое общество по психологии развития (США); EPS – Европейское психологическое общество по психосемантике (Германия); EPA – Европейская ассоциация по прикладной психологии (Швеция); EUROTALENT – Европейский комитет по образованию одаренных детей (Франция). Постоянный участник многих международных конгрессов и конференций: 1998, Берн, Швейцария - ХУ Международный конгресс по психологии развития; 1999, Рим, Италия - У1 Европейский психологический конгресс; 1999, Ленебург, Германия, Европейская конференция по психосемантике; 2000, Пекин, Китай - ХУ1 Международное бьеннале по проблемам психологии будущего; 2001,Упсала, Швеция, Конгресс по прикладной психологии европейских стран. 2002, Милан, Италия, Европейский конгресс по прикладной психологии; 2004, Гент, Бельгия, Европейский конгресс по психологии поведения; 2005, Париж, Франция, Европейский экономический конгресс; 2006, Брага, Португалия Европейская конференция по диалогическому общению; 2007, Йена, Германия, Европейская конференция по психологии развития; 2008, Вюрцбург, Германия, Международная конференция по прикладной психологии; 2008, Кембридж, Англия, Европейский Конгресс по диалогическому общению и социальным коммуникациям. Конференция по прикладной психологии Англия, Лондон, 2013 и др. А.К.Болотова постоянно повышает свой научный и профессиональный уровень, поддерживает научные контакты с зарубежными коллегами, имеет ряд совместных публикаций, неоднократно проходила научную стажировку в европейских университетах. 1993г., Гумбольдт-Университет, Германия; 1998 г., Геттингенский Университет, Германия; 1999г., Свободный университет, г. Берлин, Германия; 2000 г., Италия, Университет г. Падуя; 2002г., Краковский Университет, Польша; 2003 г., Венский университет, Австрия. В качестве приглашенного профессора неоднократно выступала с чтением лекций по различным проблемам психологии в университетах Австрии, Германии, Италии, Польши. Эксперт отделения психологии РГНФ, член редколлегии журнала «Психология» ГУ-ВШЭ. Под руководством профессора А.К. Болотовой подготовлено более 25 кандидатов психологических наук. Автор и редактор более 200 публикаций, среди которых монографии, учебники и учебные пособия, научные сборники, статьи и доклады в отечественных и зарубежных изданиях.

Информация*

  • Общий стаж: 55 лет
  • Научно-педагогический стаж: 48 лет
  • Преподавательский стаж: 45 лет
Данные выводятся в соответствии с требованиями приказа N 831 от 14 августа 2020 г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Диссертации

  • Башкин Е.Б. (2009)
  • Бекренев В.Д. (2008) Психическая напряженность и особенности ее проявления у спасателей МЧС.
  • Никитина О.Н. (2004) Психологические особенности мотивационных диспозиций. 19.00.01
  • Рубан А.С. (2003) Временная динамика социальных установок. 19.00.07
  • Яксина И.А. (2002) Временная компетентность в структуре межличностного общения. 19.00.01
  • Кузёма О.В. (2001) Временная динамика конфликтного потенциала личности. 19.00.01
  • Макарова И.В. (2000) Влияние особенностей развития психомоторики на успешность обучения. 19.00.07
  • Калугина Н.А. (2000) Временные характеристики индивидуального стиля деятельности. 19.00.01
  • Рехтман И.В. (1998) Психология формирования ориентировочной основы деятельности. 19.00.07
  • Карнеев Р.К. (1996) Индивидуально-личностные факторы диалогического общения. 19.00.07
  • Мартынова А.В. (1995) Временная организация структуры невербального взаимодействия. 19.00.07
  • Розенова М.И. (1998) Психология отношения человека ко времени. 19.00.01
  • Худякова Т.Л. (1996) Межличностная обратная связь в общении.

Журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX

По данным Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) журнал «Психология. Журнал Высшей школы экономики» занял первое место в рейтинге SCIENCE INDEX. Издание вышло в лидеры в рамках мониторинга 100 российских журналов по тематике «Психология» (по результатам за 2020 г.).

Завершено издание Собрания сочинений ординарного профессора НИУ ВШЭ В.П. Зинченко 

Вышел в свет заключительный том Собрания сочинений ординарного профессора НИУ ВШЭ, академика Российской академии образования, почетного члена Американской академии искусств и наук Владимира Петровича Зинченко (1931-2014)

Поздравляем Аллу Константиновну Болотову с юбилеем!

11 июля отмечает юбилей Алла Константиновна Болотова – профессор департамента психологии, ординарный профессор НИУ ВШЭ.

Департамент психологии на XIV Санкт-Петербургском Саммите психологов

Психологи НИУ ВШЭ приняли участие в 14-м Санкт-Петербургском Саммите психологов, представив на нём ряд дискуссионных докладов.

Прокрастинация на высшем уровне

Как топ-менеджеры используют время

Состоялся Х Международный Форум «Лики русистики в международном образовательном пространстве»

Цель форума - объединение специалистов филологов, психологов, социологов и исследователей медиакоммуникаций в новом междисциплинарном направлении изучения коммуникавистики, которая приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в межкультурном пространстве социума

Сотрудники НИУ ВШЭ получили медали «Признание»

22 января состоялось первое из ряда запланированных в 2018 году торжественных мероприятий по награждению сотрудников НИУ ВШЭ медалями «Признание». Медаль «Признание» — новый вид наград за многолетнюю успешную работу в НИУ ВШЭ. Следующая церемония награждения состоится в марте 2018 года.

Вышла книга А.К. Болотовой

Вышла книга проф., д. психол. наук, зав. кафедрой общей психологии Аллы Константиновны Болотовой "Психология коммуникаций" (совместно с Жуковым Ю.М.).

Издательский дом ВШЭ: двойная победа в конкурсе

Две книги Издательского дома ВШЭ стали лауреатами конкурса Ассоциации книгоиздателей России «Лучшие книги года».

Ведомственные награды

27 декабря ряду работников Высшей школы экономики были вручены ведомственные награды.

Психология времени

11 июля свой день рождения отмечает заведующая кафедрой общей и экспериментальной психологии, ординарный профессор ВШЭ Алла Болотова.

«Преподавание я не променяю ни на что»

Цикл интервью с лучшими преподавателями Вышки по итогам голосования студентов открывает разговор с Миланой Хачатуровой, преподавателем кафедры общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ.

С признательностью за работу

Ректор ГУ-ВШЭ удовлетворил просьбу об отставке декана факультета психологии Высшей школы экономики Аллы Болотовой. Исполняющим обязанности декана факультета назначен Владимир Штроо.

Структурные изменения

8 октября прошло первое в новом учебном году заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. На нем были подведены итоги очередного приема студентов в Высшую школу экономики и принято несколько решений о реорганизации и создании новых структурных подразделений университета.

Танго под гармошку и другие events

При создании Культурного центра ГУ-ВШЭ в августе 2007 года в Вышке было всего 4 творческих коллектива, сейчас их 27. О работе центра рассказывает его директор Андрюс Майминас, по первому образованию экономист, по второму — режиссер, по третьему — дизайнер.

Как тут классно. Буду поступать!

24 февраля два здания ГУ-ВШЭ — на Мясницкой и Кирпичной — были оккупированы родителями и школьниками. Это будущие вышкинцы пришли послушать деканов факультетов, преподавателей и нынешних студентов на Дне открытых дверей.

Подведены итоги межрегиональной многопрофильной олимпиады-2007!

18 мая были подведены итоги межрегиональной многопрофильной олимпиады ГУ-ВШЭ.