• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Преподавание я не променяю ни на что»

Цикл интервью с лучшими преподавателями Вышки по итогам голосования студентов открывает разговор с Миланой Хачатуровой, преподавателем кафедры общей и экспериментальной психологии НИУ ВШЭ.

— Милана, какой предмет и как давно вы преподаете?

— Я преподаю несколько предметов. На факультете психологии веду курс «Социальная психология», который, на мой взгляд, является одним из самых интересных, но и одним из самых сложных. Помимо этого веду факультатив по психологии семейных отношений, а на факультетах менеджмента и бизнес-информатики — занятия по общей психологии. Раньше вела занятия также на факультете прикладной политологии, отделениях рекламы и программной инженерии. Безусловно, в этих случаях необходимо учитывать специфику факультета и делать акцент на тех частях дисциплины, которые могут больше заинтересовать, «зацепить» и быть полезными конкретной аудитории.

— Насколько большой при таком количестве занятий на разных факультетах получается преподавательская нагрузка?

— Если говорить о количестве семинаров, то их достаточно много: у меня обычно бывает от двух до четырех групп на потоке. Иногда бывает тяжело вести четыре семинара подряд, но мне это нравится. Периодически мне доверяют читать и лекции.

— Со студентами каких курсов больше приходится работать? Иными словами, кто ваши «избиратели»?

— Больше всего занятий у меня на первом курсе, второкурсников и третьекурсников меньше, причем на третьем курсе я веду факультатив, который посещают, естественно, не все студенты. Так что голосовали за меня, наверное, все-таки первокурсники.

— Насколько важна для вас «оценка», вынесенная студентами в ходе этого голосования?

— Прежде всего, это очень приятно, и я хочу выразить благодарность всем, кто проголосовал за меня. В то же время я рассматриваю это как некий аванс, который в будущем нужно оправдать: не снижать планку, а лишь улучшать качество преподавания. И, конечно, такое признание — заслуга всего факультета, моих учителей, которые вложили в меня то, чем я теперь могу поделиться со своими учениками. Я стремилась ориентироваться на тех моих преподавателей, которые, с одной стороны, умели очень качественно объяснить теорию, а с другой – подкрепить ее практическими примерами. Я вообще вполне ощущаю себя частью общего образовательного процесса Вышки, ведь здесь я закончила и бакалавриат, и магистратуру.

— Поделитесь секретами признания у студентов. Какие преподавательские методики вы используете?

— Что касается самого процесса преподавания, то, как я уже сказала, что-то я заимствовала у своих учителей. Скажем, у нас были замечательные курсы, выстроенные в форме групповых работ, что и соответствовало духу самих дисциплин, всячески стимулировало студентов ходить на занятия и выполнять задания. Что-то выносится из обсуждений на нашей кафедре, где мы разговариваем о том, кто и как ведет занятия, какие возникают сложности и как их можно преодолеть. А иногда «озарения» случаются прямо во время семинаров, когда чувствуешь, что группа не очень хорошо готова, или когда занятия только начинаются, и студенты еще не успели заинтересоваться твоим предметом. И вот эти внезапно найденные педагогические ходы или методические приемы я затем стараюсь использовать на других занятиях.

Например, когда я прихожу на «соседние» факультеты и мне нужно выяснить, что ребята вообще знают о психологии, я использую такой прием. Прошу студентов разделиться попарно на «психолога» и «пациента», «клиента» и в течение нескольких минут обсудить какую-нибудь проблему. Это позволяет очень хорошо понять, как ребята представляют себе особенности психологической работы. Затем на основе разбора этих диалогов мы определяем специфику профессии психолога и психологии в целом. Также на семинарских занятиях, когда это возможно, я стараюсь отрабатывать на практике конкретные методики, техники. Ведь одно дело теоретически что-то объяснять, а другое – посмотреть, как это может быть воплощено в реальной жизни, увидеть и услышать, какой эффект это дает в той или иной ситуации.

Если же я понимаю, что группа в силу ряда причин не готова сейчас воспринимать какую-то сложную часть курса, не вижу ничего страшного в том, чтобы занять студентов другой темой, поменять семинары местами (если это возможно) и вернуться к этой теме на следующем занятии. И, конечно, очень важна обратная связь. По завершении курса я собираю отклики студентов (разумеется, анонимные) о том, что им на семинарах понравилось, что они считают избыточным, а чего, на их взгляд, не хватило. Преподавателям, особенно молодым, важно понимать, что они многому могут научиться и у своих студентов.

— Милана, вам как-то помогли методические семинары, которые проводятся для группы кадрового резерва?

— Безусловно. На этих семинарах много интересных вещей скорее не методике преподавания, а по методике контроля знаний, проведению контрольных работ, тестов, экзаменов. Я помню, например, мы обсуждали такую проблему, как сделать так, чтобы «двоечники» не могли списывать у «отличников». Или как нужно выставлять кумулятивную оценку — я, например, планирую еще более четко прописать для себя, из каких элементов она должна складываться.

— Участвуете ли вы в работе лабораторий, какими исследованиями занимаетесь?

— Я являюсь стажером-исследователем в научно-учебной группе нейропсихологии. Что же касается темы моих исследований, то уже давно, начиная с учебы на втором курсе бакалавриата, занимаюсь психологией конфликтных взаимодействий. В последнее особенно интересуюсь поведением человека в конфликтных ситуациях, изучаю способы преодоления конфликтов. Этому же посвящена тема моей кандидатской диссертаций, которую я сейчас заканчиваю.

У нас на факультете всегда было достаточно преподавателей, которые вели активную научную деятельность, но приятно отметить, что сейчас к этому процессу стали подключаться и студенты. Ко мне часто подходят совсем еще «юные» студенты и спрашивают: «мы хотели бы проводить такие-то исследования — с чего нам начать»? Эти возможности теперь им открыты в рамках наших научно-учебных групп. Исследования, которые они получают возможность там проводить, не «для галочки». Они действительно включаются в интересное для них академическое пространство.

— А как вы сами оказались «втянуты» в это поле? Вы же успели поработать в бизнесе, прежде чем выйти на преподавательскую и научную траекторию…

— Действительно, еще во время обучения в магистратуре, я работала в сфере управления персоналом. И эта работа мне очень нравилась. Но в какой-то момент поняла, что она не для меня. И когда, буквально через полчаса после защиты магистерской диссертации, Алла Константиновна Болотова и Владимир Артурович Штроо предложили стать преподавателем факультета, я, честно признаюсь, сразу бессознательно ответила: «Да». Взяв небольшое время на размышление, вскоре и официально дала свое согласие. Только теперь я могу по-настоящему оценить, что такое преподавательская работа. На самом деле, собственно процесс преподавания — лишь ее часть, но она мне очень нравится. Как бы я ни уставала за день, никогда не возникает мысли: «Когда же это все закончится?». Напротив, преподавание я не променяю ни на что. Для меня главное, чтобы студенты, когда занятия заканчиваются, могли сказать, что курс был им полезен. Замечательно, если те знания и навыки, которые я смогла им дать, будут востребованы на практике. Но даже если они просто вспомнят семинары добрым словом, значит, время наше было потрачено не зря.

Людмила Мезенцева, Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ

Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.

Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ

С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.

Подведены итоги выборов лучших преподавателей года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Начинается голосование за лучшего преподавателя года

С 29 мая по 18 июня в Высшей школе экономики будут проходить выборы лучшего преподавателя. Так же, как и в прошлом году, студентам и выпускникам не придется для этого специально приезжать в университет. Чтобы проголосовать, нужен только доступ к своему аккаунту в LMS.

Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава

НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.

В Вышке стали известны лучшие преподаватели года

В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2016 года. В этом году процедура голосования существенно отличалась от выборов прошлых лет. О том, что изменилось, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.

Студенты благодарят лучших преподавателей за стихи и просят не становиться злюками

Голосование за лучшего преподавателя Высшей школы экономики в самом разгаре, и в почтовых ящиках уже много писем, которые студенты пишут любимым преподавателям. Скоро все послания дойдут до адресатов, а пока мы решили вспомнить, о чем же писали студенты в прошлом году.

Лучшие преподаватели ВШЭ — об идеальном студенте

С 30 мая по 19 июня в Вышке проходят традиционные выборы лучших преподавателей. А пока студенты размышляют, кому отдать свой голос, новостная служба ВШЭ спросила у преподавателей, уже получавших звание лучших, как, по их мнению, выглядит идеальный студент.

Подведены итоги конкурса лучших преподавателей НИУ ВШЭ

Студенты и выпускники московской и питерской Вышки определили лучших преподавателей вуза. О результатах голосования рассказывает первый проректор ВШЭ Вадим Радаев.

«Твой предмет должен быть для тебя делом всей жизни». Правила лучших преподавателей ВШЭ, часть 3

6 июня — последний день голосования за лучших преподавателей Высшей школы экономики. А сегодня новостная служба ВШЭ публикует заключительную часть правил, которых придерживаются в своей работе те, кто уже становился лауреатом этого конкурса четыре раза подряд — то есть каждый год.