• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как сотрудники Вышки относятся к гибридному и удаленному формату работы

Результаты исследования ЦВМ

Высшая школа экономики/Даниил Прокофьев

После пандемии многие работодатели и сотрудники пришли к новому формату работы, который сочетает в себе офисный и удаленный режимы.

Исследования крупных международных компаний (Owl Labs, Microsoft Work Trend Index) показывают, что сотрудники, работающие из дома, более удовлетворены своей работой, и основные причины этого — отсутствие транспортных и ресурсных затрат, комфортный баланс личного и рабочего времени и возможность работать из любой точки мира, а также уменьшение стресса. Реальная ситуация на рынке труда также вписывается в общий тренд: число объявлений на агрегаторах вакансий с запросом на удаленный формат работы выросло в 5 раз.

«Во время пандемии вопрос изменения привычного офисного графика работы стал масштабным и актуальным для всех. Эти изменения коснулись и нашего университета: занятия стали проводиться в онлайн-формате, а административные сотрудники в основном перешли на дистант. Кому-то это далось легко, а кто-то столкнулся со сложностями разного характера, — рассказывает проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич. — Необходимо отметить, что и после снятия ограничений многие лекции продолжились в онлайн-формате по желанию самих учащихся и преподавателей, а сотрудники административно-управленческого персонала выходили из самоизоляции постепенно. Все это стало для нас темой для размышления и определения дальнейших направлений развития инфраструктуры университета».

В мае — июле 2021 года Центр внутреннего мониторинга провел исследование, которое было посвящено мнению преподавателей, научных и административных сотрудников о работе в дистанционном формате, готовности работать в коворкингах и в новых форматах офисных пространств без фиксированных рабочих мест, оценке качества текущих рабочих пространств и пожеланиям по их улучшению. Делимся ключевыми результатами исследования.

У преподавателей и научных сотрудников больше опыта удаленной работы, чем у административных работников

Первое, что интересовало исследователей, — вопрос наличия опыта систематической работы вне университета до пандемии. Оказалось, что для преподавателей и научных сотрудников удаленная работа и ранее была более характерна, чем для административных сотрудников: почти треть НПР чаще работали из дома, чем из стен Вышки, тогда как среди административных сотрудников лишь каждый десятый работал удаленно чаще одного дня в месяц.

Основные преимущества дистанта — экономия времени и денег, возможность работать из любого места

Как и в отмеченных выше исследованиях, основная положительная сторона дистанционной работы — экономия времени на дорогу (этот пункт выбрали 80% НПР и 85% административных сотрудников). Экономия финансовых ресурсов актуальна для более чем трети НПР и более половины административных сотрудников. Лишь 14% НПР и 9% административных сотрудников ответили, что не видят для себя значимых преимуществ дистанционной работы.

Основные недостатки — нехватка очного общения с коллегами

Среди административных сотрудников более четверти (29%) ответили, что не видят недостатков в удаленной работе, а среди НПР таких лишь 15%. С проблемами нехватки личного общения по рабочим вопросам, неформального общения с коллегами и студентами, нарушением баланса работы и личной жизни НПР сталкиваются гораздо чаще, чем административные сотрудники.

Треть административных сотрудников готовы работать в офисных пространствах без закрепленного рабочего места

Количество административных сотрудников, часто находящихся в командировках, на встречах с коллегами из других городов и стран или предпочитающих работать на ноутбуках, постоянно растет. Эти факты доказывают, что в будущем для возможных изменений формата работы необходимо учитывать и трансформацию офисных пространств.

В опросе сотрудникам предлагалось выразить мнение относительно нескольких новых возможных концепций рабочих пространств и графика работы: идея создания преподавательских коворкингов, современных комфортных пространств для коллективной работы сотрудников (без фиксированных рабочих мест), гибридный формат работы (самостоятельный выбор графика присутствия на рабочем месте).

Большинство административных сотрудников (89%) положительно относятся к идее гибридного формата работы. При этом сотрудники гораздо осторожнее восприняли идею создания новых функциональных офисных пространств без закрепленных рабочих мест. Об абсолютной неготовности работать в таком офисе заявили немногим менее трети сотрудников (29%), еще треть скорее не видит себя в подобном рабочем пространстве.

Основные причины, по которым административные сотрудники не желают переходить к формату офисных пространств без фиксированных рабочих мест, — это потребность в личном рабочем месте, оборудованном стационарным компьютером (67%), потребность в стационарном телефоне (45%) и необходимость вести прием сотрудников и студентов в конкретном месте (44%). О субъективном чувстве комфорта в связи с обладанием личным столом высказались 43% опрошенных.

Каждый третий опрошенный преподаватель готов работать в коворкингах

Преподавателям и научным сотрудникам предлагалось оценить идею создания преподавательских коворкингов для работы на территории университета и свою готовность работать в таких пространствах. Ее выразила треть НПР, при этом среди научных сотрудников таких значительно больше — 44%.

Административные сотрудники оценили техническое оснащение рабочих мест выше, чем преподаватели

46% опрошенных административных сотрудников указали, что имеют всю необходимую технику для удаленной работы, а 36% — большую часть необходимых технических устройств. При этом 15% испытывают серьезные сложности: они либо вообще не имеют техники для удаленной работы, либо обеспечены только меньшей частью из необходимого. Ситуация с программным обеспечением обстоит лучше: 65% опрошенных административных сотрудников не имеют никаких проблем с ПО для дистанционной работы. Об отсутствии нужного софта или о наличии меньшей части необходимого заявило 7% опрошенных.

Однако преподаватели и научные сотрудники указали, что качество используемой ими техники не соответствует выполняемым задачам. О низком качестве технического оснащения, которое необходимо для проведения консультаций со студентами, заявила треть опрошенных (37%). Самые серьезные трудности, которые касаются технического оснащения рабочих мест преподавателей и научных работников, связаны с тем, что плохое качество техники мешает проверке студенческих работ (64%) и подготовке к лекциям и семинарам (70%).

Сложности, которые не относятся к техническому оснащению мест, связаны с шумом (78%) и нехваткой столов вкупе со множеством желающих занять более комфортное рабочее место (54%).

Зоны отдыха и ланч-зоны — наиболее популярные инициативы по улучшению рабочих пространств 

Исследование также затронуло тему улучшения и дополнения существующих рабочих пространств. Наиболее желаемыми для сотрудников Вышки оказались зоны приема пищи, зоны отдыха и альтернативные места для работы. При этом зоны для неформального общения и переговорные комнаты больше являются потребностью НПР, чем административных сотрудников.

Автор текста: Гиацинтова Юлия Николаевна, 19 октября, 2021 г.

«Вышка» в Telegram