• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дорогие вышкинцы! Защищайте себя от мошенников

Делимся историей работника университета

© Даниил Прокофьев, Высшая школа экономики

Мошенники продолжают атаки на работников и студентов нашего университета. Неизвестные создают фейковые аккаунты руководителей НИУ ВШЭ в социальных сетях и мессенджерах, с которых осуществляют рассылки и звонки. 

Мы уже рассказывали вам о реальных случаях мошенничества в отношении наших коллег.

С редакцией «Вышки для своих» историей взаимодействия с мошенниками поделилась доцент департамента психологии  факультета социальных наук Анна Фам.

Фам Анна Хунговна

Доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ

— Добрый день! В прошлый вторник, 30 января, во время утренних пар мне позвонил некто в «Телеграме» (высветилась фотография и подпись ректора НИУ ВШЭ Никиты Анисимова). Я не смогла поднять трубку, так как вела занятия.

В перерыве между парами обнаружила аудиосообщение якобы от Никиты Анисимова продолжительностью несколько секунд, в котором он предупреждал о необходимости связаться с «многоуважаемым Чуриловым Олегом Валерьевичем» из Министерства образования. О сути вопроса сказано не было. До этого мы с ректором никогда напрямую не взаимодействовали.

Также увидела у себя на телефоне непринятый вызов от этого Чурилова (также в «Телеграме»).

Я ответила т.н. Анисимову текстовым сообщением, что у меня занятия, смогу связаться с Чуриловым позже, а также отписалась самому Чурилову с аналогичным текстом, получив от него односложный ответ: «Жду».

Далее, уже после занятий, я позвонила Чурилову в «Телеграме». Звонок был сброшен, но сразу же после этого мне позвонил человек, представившийся этим именем (иконка с фото также высвечивалась). Насколько я понимаю, нередко мошенники пользуются этой схемой: напрямую им дозвониться невозможно, они сразу сбрасывают звонок и перезванивают сами.

Тогда мне еще не было очевидно, что это мошенническая схема. Хотелось разобраться в ситуации и понять, с чего мне стали поступать звонки из Министерства образования.

Разговор с Чуриловым занял минут пять. Он беседовал со мной так, словно я уже должна была быть в курсе некоего контекста, связанного с «комиссией», «делом», «совещанием» и т.д. Я отвечала ему, что нет, я не в курсе и прошу объяснить мне контекст его обращения.

Он начал говорить об утечке данных о сотрудниках НИУ ВШЭ, произошедшей по вине кадровой службы. И о том, что мои данные наряду с данными многих моих коллег оказались в базе, оказались под угрозой. Он попросил записать имена двоих людей из службы безопасности, вошедших в состав комиссии по расследованию данного преступления (по его словам, он сам возглавляет эту комиссию), с тем чтобы я не удивлялась, если они обратятся ко мне позже. Но, по его словам, они могут и не обратиться, если по документам уже будет все понятно и никаких моих личных комментариев не потребуется.

Спустя еще минут пять мне стал сначала писать, затем звонить некий Сиваш Павел Александрович (также в «Телеграме», но уже без фото в профиле), чьи фамилия, имя и отчество совпадали с данными одного из тех двух людей, о которых говорил ранее Чурилов.

Разговор был странным и неприятным. У меня тогда еще не было идеи в голове, что это мошенники, но я держалась настороже с твердым намерением не давать о себе никаких дополнительных данных, тем более что суть вопроса, по которому ко мне обратились эти спецслужбы, для меня была по-прежнему не совсем очевидна. К этому времени я успела поделиться с коллегами через внутренний чат фактом звонка от Анисимова и человека из Министерства образования, и коллегам это тоже не понравилось, они предупредили меня о фактах мошенничества в Вышке (к сожалению, к тому моменту я еще не связывала напрямую эти звонки от «ФСБ» с этими мошенническими кейсами).

Этот т.н. Павел Сиваш сразу же поинтересовался, есть ли кто-то рядом со мной, кто может слышать наш разговор (насколько я понимаю, это тоже довольно распространенный мошеннический прием). Спросил, есть ли у меня время разговаривать. Далее стал инструктировать меня насчет того, как необходимо общаться с мошенниками (никакой личной информации о себе не давать, отвечать, что буду давать показания строго «по повестке», и бросать трубку). На мой вопрос, как я могу быть уверена в том, что он сам — тот человек, за которого себя выдает, он отреагировал довольно жестко и агрессивно, отослав меня сразу же к телефону доверия ФСБ (назвал ссылку) и попросив, чтобы я сличила номер телефона, с которого он звонит, и телефон доверия, «чтобы мы закрыли этот вопрос раз и навсегда и больше к нему уже не возвращались». Также он уточнил, не проходила ли я по ссылке с рабочего компьютера, объяснив это требованием службы безопасности (пользоваться только личной техникой во время звонков).

После этого он стал спрашивать меня, не переводила ли я в последние два года кому-либо крупные суммы, не покупала ли квартиру и т.д. и т.п., говоря, что мои данные были скомпрометированы. Я на все отвечала «нет».

Также он спросил, как я отношусь к Анисимову, и на мой вопрос, какое это имеет отношение к тому, что мы обсуждаем, он ответил, что Анисимов возглавляет организацию, в которой произошла утечка данных, а потому он обязан это спросить, и сказал, что другие сотрудники нашей организации также уже отвечали на этот вопрос и что мнения встречаются неоднозначные.

Я воздержалась от ответа, и далее т.н. Сиваш стал говорить мне, что позже мне позвонят еще какие-то люди (он стал называть имена), опять просил, чтобы я записала их, а на мой вопрос, в связи с чем они все должны мне звонить и не могут ли меня действительно «по повестке» куда-то вызвать, если я понадоблюсь службам, он агрессивно ответил, что формат звонков выбран для моего удобства, а если мне это не нравится, «с вами будут говорить по-другому». И, по-моему, повесил после этого трубку.

После этого мне опять стали приходить звонки от т.н. Анисимова, но я уже трубку не брала по совету подошедших ко мне коллег, прямым текстом объяснивших мне, что ректор никому лично с непроверенного адреса, минуя корпоративные каналы связи, звонить не будет и что это, очевидно, мошенники. Я заблокировала все три телефона, с которых мне в этот день поступали эти непонятные звонки, и сделала скриншоты.

Посылаю эту информацию вам в надежде, что это поможет кому-нибудь избежать подобного неприятного опыта.

Дорогие вышкинцы! Призываем вас быть осторожными. Проверяйте информацию, которая приходит к вам по каналам коммуникации, которые ранее не были вами задействованы. Если вы столкнулись со случаем мошенничества, просим рассказать об этом редакции «Вышки для своих»: community@hse.ru

9 февраля

«Вышка» в Telegram