• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В поисках интересного

7 мая — юбилей Ольги Тарабаевой

© Высшая школа экономики

«Вышка для своих» поздравляет советника проректора, доцента базовой кафедры ИБХ РАН факультета биологии и биотехнологии Вышки Ольгу Геннадьевну Тарабаеву. Об университетских капустниках, старых надежных учебниках и новых красивых задачах именинница рассказала в интервью.

Иногда они возвращаются

Наш жизненный путь во многом определяется теми людьми, с которыми мы встречаемся. Как-то само собой подразумевалось, что я буду поступать в медицинский и, как мама и бабушка, стану медиком. При поступлении в медицинский химия была профильным экзаменом, а я, хоть и шла на золотую медаль, знала ее так себе. Собственно, поэтому в выпускном классе я стала дополнительно заниматься химией с замечательным репетитором Галиной Дмитриевной Волчковой. Эти занятия закончились поступлением не в мединститут, а на химический факультет МГУ. Только на одном нашем курсе помимо меня было трое ребят, учившихся у Галины Дмитриевны. Я даже не знаю, сколько же всего ее учеников стали химиками. Удивительный педагог! Теперь, когда я сама преподаю, иногда ловлю себя на том, что пытаюсь ее копировать. Не уверена, что получается…

В университете была не самой старательной студенткой, но с очень приличной зачеткой. Да, когда-то такое было вполне возможно. Сейчас студентам в это сложно поверить, но в мои студенческие годы процесс оценивания был устроен иначе, у нас не было накопительной системы, и можно было путем героических усилий подготовиться в момент довольно долгой сессии и сдать экзамен на «отлично». Если, конечно, хоть немного работать в семестре. Именно такой тактики я и придерживалась, но в нынешних реалиях и с учетом действующего ПОПАТКУС «не пытайтесь повторить, это может быть опасно».

© Высшая школа экономики

Для получения повышенной стипендии нужно было, помимо отличной зачетки, заниматься общественной работой. Так я на третьем курсе оказалась культоргом: минимум идеологии и максимум движухи, как бы сказали современные студенты. Все выпускники МГУ знают про университетский Дворец культуры — по сути, самый настоящий театр на шестьсот мест.На его сцене постоянно устраивались капустники, конкурсы художественной самодеятельности, и все было весьма серьезно, с репетициями и с костюмами из ВТО (Всероссийское театральное общество). У меня была своя ниша: сначала устраивалось обсуждение того, что планируем играть, а потом я садилась и пыталась из всего сказанного сделать сценарий. Сценарии никогда не сохраняла, но они удивительным образом иногда ко мне возвращаются. То мама найдет в далеком углу на антресоли мои старые тетрадки с записями, то кто-то из бывших сокурсников принесет рукописный сценарий на встречу выпускников. Забавно читать, писала быстро, не задумывалась над строчками и рифмами… теперь бы я так не написала.

В принципе, ничего удивительного, что время учебы в университете вспоминается как один из самых счастливых периодов в жизни: интересная учеба, насыщенная студенческая жизнь и потрясающие люди университета.

«Нам проще штраф заплатить, чем с вашими сорбентами мучиться»

Потом была аспирантура на химфаке МГУ, защита диссертации и работа в РАН, в Институте элементоорганических соединений. В ИНЭОС я опять попала в общество замечательных людей, у которых было чему учиться, и не только в плане химии. Естественники — чрезвычайно разносторонние люди, часто с хорошим чувством юмора, что я очень ценю. Помню, как неожиданно шеф объявил, что мы обязательно должны отметить 190-летие открытия закона Гей-Люссака (по-моему, даже в школьной программе изучают закон зависимости объема газа от абсолютной температуры при постоянном давлении, носящий имя химика Гей-Люссака). Взяли и отметили, но до сих пор не знаю, был ли этот юбилей на самом деле или шеф его придумал для поднятия духа лабораторного люда.

Наша лаборатория занималась сверхсшитыми сорбентами — полимерами на основе полистирола, которые могут извлекать очень широкий круг соединений из водной среды, в том числе опасные органические вещества. Такие сорбенты были замечательны не только с научной точки зрения, но и с практической. Неслучайно с лабораторией сотрудничал большой химический концерн Purolite International Ltd.

© Высшая школа экономики

Как-то лаборатория под заказ готовила две бочки сорбентов для Московского НПЗ в Капотне, работали над ними несколько месяцев. Предполагалось устроить сорбентам испытание не в лабораторных условиях, а на деле: они должны очищать сточные воды НПЗ. Институт получил за сорбенты деньги, и довольно приличные. Прошло два года, а наши бочки так и остались стоять даже не открытыми. Руководству лаборатории объяснили, что «заводу проще штраф заплатить, чем с вашими сорбентами мучиться». Мне кажется, что именно в тот момент я почувствовала, что нужно что-то менять. Мои сокурсники либо уезжали из страны, либо уходили из науки в другие области, чаще всего в торговлю. В эти сложные для всех времена я ушла из науки, хоть и не очень далеко. Как человек, к торговле совершенно неспособный, пошла в активно развивающуюся область — в дополнительное образование. Мы с моими новыми коллегами занимались подготовкой программ и организацией обучения сотрудников нефтегазовой отрасли: учили взрослых людей, нередко очень серьезных руководителей, имевших техническое/нефтяное образование, новым для них экономике, финансам, маркетингу. На фоне работы в Академии наук это была совсем другая жизнь и совсем другие люди, new experience. Мне опять повезло, поскольку все было в новинку и любопытно, плюс очень приятная зарплата, но спустя пару-тройку лет захотелось вернуться в более привычный круг общения.

© Высшая школа экономики

«Университет — это люди»

Преподаватели из ВШЭ, которых мы приглашали преподавать в Институте нефтегазового бизнеса, выгодно отличались от преподавателей из других организаций. От них я знала про Вышку больше, чем другие, ведь когда-то про нее многие даже не слышали. И я подумала, что не может вуз быть плохим, если там отличные преподаватели. Университет — это ведь люди. Хорошо, когда у учебного заведения есть богатая история и отличные условия для обучения, но если в нем нет сильных преподавателей и сильных студентов, то это музей, а не университет. Подумала да и решила пойти поработать в Вышку, хотя решение было весьма авантюрное и меня от него отговаривали. Университет мне понравился динамичностью и демократичностью, по духу напомнил альма-матер, прямо как в песенке популярного в мои студенческие годы дуэта «Иваси»:

Парадокс демократизма,
Чудо-университет,
Мы глядим без фанатизма
На любой авторитет.

Может, дело в том, что Вышка создавалась выпускниками МГУ, и этот правильный университетский дух присутствует теперь в новых стенах. В любом случае я это очень ценю и чувствую здесь себя комфортно.

«Таких специалистов много быть не может»

Строго говоря, у меня случилось два прихода в Высшую школу экономики. В первый раз попала в совсем молодую Вышку в 2003 году — поработала в Институте профессиональной переподготовки специалистов, потом в национальном проекте «Образование», который курировал Вадим Валерьевич Радаев. После окончания проекта ушла в АНХ и занималась там магистратурой, а потом вернулась в Вышку уже к ее магистратуре.

Не знаю, достоинство это или недостаток, но я не могу заставить себя хорошо работать, когда теряю интерес к тому, что делаю. Наверное, все же недостаток, не могу быть «универсальным солдатом». Со временем административная работа, даже если она бурлящая и динамичная, может привести к выгоранию, тогда нужно что-то менять. Мне опять повезло: в Вышке появились естественно-научные факультеты, и меня приставили им помогать в учебно-методических вопросах. Это небольшие факультеты, обучение на них ведется в очень тесном контакте с институтами Академии наук. Похоже, я умудрилась попасть повторно не только в Вышку, но и в РАН.

© Высшая школа экономики

Студентов на новых факультетах немного, штучный товар. Например, в бакалавриате по молекулярной биологии сейчас всего 48 человек. Учиться на естественных факультетах тяжело, поэтому бывает отсев студентов, но при этом неизменной остается красивая и важная задача — найти и учить тех, кто хочет и может стать исследователем. Но их не может быть много.

«Как написано, так оно и будет»

Сейчас я советник проректора Сергея Юрьевича Рощина. Не знаю, так ли он доволен своей подчиненной, как я довольна своим руководителем.

Моя административная нагрузка тесно переплелась с преподаванием, организацией практикумов по химии. Читаю курс по органической химии у биологов, веду семинары. У меня сложная дисциплина, вижу, что студентам-биологам бывает тяжело, поэтому иногда занимаюсь популизмом и разбавляю курс химическими историями и нестандартными задачками. Надо сказать, что тут мне помогают сами студенты: молодые пытливые умы придумывают и предлагают новые задачки. Естественно, в наше прагматичное время все это не просто так, а за бонус в виде половинки балла в накопительную оценку. Вообще, придумать что-то новое и интересное — это трудно. Бывают смешные задачи, бывают очень красивые: с «провенансом», со специально подобранными иллюстрациями, даже с поэтическими эпиграфами. Бывают такие, на которых я сама учусь, поскольку задача может быть о каком-нибудь интересном явлении, о котором я раньше не знала… Просто прелесть, а не задачи!

Все эти задачи собираю, чтобы решать их со следующим потоком студентов и, может быть, со временем передать тому, кто придет следом. Это как сейчас, когда я преподаю по учебникам, написанным моими учителями. Мне приятно брать эти книги в руки не только потому, что я знала авторов, но и потому, что там все правильно и выверенно, с минимумом ошибок, неточностей и опечаток. Как написано в «Практикуме по органической химии» под редакцией Юрия Сергеевича Шабарова, так оно и будет. Юрий Сергеевич был научным руководителем моей дипломной работы. Активно пользуюсь сборником задач, среди авторов которого Иван Григорьевич Болесов, мой научный руководитель в аспирантуре.

Возвращаясь к тому, с чего начала: наш жизненный путь определяют люди, которые в разные моменты так или иначе влияют на нас, направляют, формируют наше мировоззрение. И мне везло: у меня не было недостатка в правильных ориентирах и хороших учителях. Надеюсь, что эта тенденция не изменится, ведь учиться никогда не поздно, даже после юбилеев.

7 мая

«Вышка» в Telegram