• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идеи по продвижению

17 февраля состоялась встреча Группы высокого профессионального потенциала Высшей школы экономики, в университете больше известной как кадровый резерв Вышки, с первым проректором ГУ-ВШЭ Вадимом Радаевым и директором по академическому развитию ГУ-ВШЭ Марией Юдкевич.

— Бытует мнение, что кадровый резерв — это ядро молодых и самых «продвинутых» преподавателей Высшей школы экономики, — сказала в начале встречи Мария Юдкевич. — Не знаю, так ли это сейчас, но надеюсь, что в любом случае это будет так в будущем. Сегодня мы вас собрали по двум причинам. Во-первых, мы хотим рассказать, чего мы от кадрового резерва ожидаем и зачем эта программа была придумана. А во-вторых, мы хотели бы установить «обратную связь» и услышать о том, какие проблемы волнуют вас.

Большинство присутствовавших на встрече молодых преподавателей вошли в состав кадрового резерва лишь в конце минувшего года, так что небольшой ликбез, с которым выступил уже Вадим Радаев, пришелся весьма кстати. Он рассказал, что целей создания группы было две. «Более понятной» являлась материальная поддержка молодых преподавателей и исследователей в условиях, когда "возможность зарабатывать ограничена, а жизнь дорожает"». Но была и сверхзадача — интегрировать новичков в профессиональное сообщество.

— Наш университет организовывался достаточно специфическим образом, — напомнил Вадим Радаев. — Костяк тех, кто его создавал, был небольшой сплоченной группой. У всех, несмотря на разницу в возрасте, был общий бэкграунд. Сейчас ситуация другая: университет разросся, на каждом факультете своя история и уже невозможно знать всех по фамилии или в лицо. А нам крайне важно, чтобы вы понимали, в каких стенах вы находитесь, куда университет движется, почему он действует по этим правилам, и чтобы вы могли опираться друг на друга.

Среди новых проектов, направленных на реализацию этой идеи, — выездные семинары кадрового резерва, на котором «резервисты» смогут познакомиться и наладить профессиональные контакты с коллегами из разных филиалов Вышки. Кстати, в нынешнем году группа кадрового резерва насчитывает, включая филиалы, 150 человек. Стимулировать профессиональное общение будут также с помощью конкурсов. С этой целью были организованы конкурс академических инициатив (в помощь коллегам-преподавателям) и конкурс междисциплинарных семинаров.

Но одного только желания общаться с коллегами мало. Мария Юдкевич предупредила собравшихся, что из кадрового резерва вполне можно выпасть, если окажется, что молодой преподаватель или будущий исследователь, например, не подготовил ни одной публикации и ни разу не выступил на научной конференции.

— Мы не требуем от вас ничего сверхъестественного, — сказала она. — Но вы должны понимать, какие возможности перед вами открываются. Вы должны понять, что кадровый резерв — это хороший инструмент обратной связи, с помощью которого вы получаете шанс поговорить с людьми, отвечающими за серьезные блоки в Вышке, шанс повлиять на установленные здесь правила.

Как это можно сделать, на конкретном примере проиллюстрировал Вадим Радаев. Он рассказал, что к нему обратились бывшие участники кадрового резерва с вопросом о том, сколько раз можно принимать повторные экзамены у студентов. Выяснилось, что официальные документы и акты позволяют настолько широкую трактовку, что переэкзаменовок может быть несчетное количество. Теперь эта нормативная лакуна, к огорчению любителей «тянуть резину», будет ликвидирована.

Обрисовав цели и задачи, стоящие перед кадровым резервом, Мария Юдкевич и Вадим Радаев перешли к ответам на вопросы своих начинающих коллег. Первый «крик души» касался организации специальных грантов для тех, кто еще только готовится разрабатывать свой исследовательский проект. Мария Юдкевич напомнила, что в прошлом году такой конкурс для исследователей без «научного задела», проводился, но выявил несколько системных проблем, прежде всего - менеджмента (заявители оказались не в состоянии рассчитать сроки и затраты на проведение исследования) и проблему профессионализма (такие «специальные» конкурсы выглядят в известной степени ущербными). А собирать информацию для будущих исследований можно и в летних школах, и участвуя в программах мобильности, и отправляясь в командировки. Эти возможности, предоставляемые Вышкой, многие, по словам Марии Юдкевич, неосмотрительно игнорируют.

— Кроме того, мы разослали вам список контактов друг друга с апдейтом ваших исследовательских интересов, — продолжила Мария Юдкевич. — Также для вас создана группа «В контакте». Мы будем организовывать для вас выездные собрания, чтобы у вас была возможность наладить «непрофильные» контакты. Например, в прошлом году у нас отлично сработал междисциплинарный семинар по экономике здоровья в Петербурге, он стимулировал участников искать коллег по другим факультетам и филиалам Вышки, занимающихся той же темой. Только, пожалуйста, когда к вам обращаются с предложением о сотрудничестве, отвечайте хоть что-нибудь, пусть даже это будет вежливый отказ.

В ближайших планах университета открытие нескольких новых конкурсов по линии Фонда образовательных инноваций. Среди них конкурсы на проекты видеозаписи лекционных курсов, на организацию практикумов, которые бы стимулировали применение инструментальных методов в той или иной дисциплине, конкурс на оригинальные методики организации семинарских занятий и конкурс на оригинальные модели организации самостоятельной работы студентов.

— Мы все время твердим, насколько важна самостоятельная работа студентов, как важно сокращать аудиторную нагрузку, но как работать с этим «черным ящиком» мало кто понимает, — сказал Вадим Радаев. — Нам нужны соответствующие идеи, но они должны быть операциональными и тиражируемыми. Вообще мы готовы поддерживать не только собственно разработки, но и идеи по их продвижению.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой

Авторы текста: Радаев Вадим Валерьевич, Юдкевич Мария Марковна, 17 февраля, 2010 г.

«Вышка» в Telegram