• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пенная эпоха

Пять научных фактов о пиве и его потреблении в СССР и России

Вновь пятница, а значит многие наши читатели вечером пойдут в бар. Однако именно сегодня для этого есть особый повод — 4 августа 2023 года отмечается Международный день пива. В России в начале XXI века значительно выросла популярность этого напитка, что подтверждают многочисленные исследования, в том числе учёных из НИУ ВШЭ. Благодаря переориентации граждан с крепкого на слабый алкоголь, специалисты говорят об отходе России от «северного» стиля потребления спиртных напитков. О том, как и сколько пьют пива россияне, и что этому предшествовало — в подборке IQ.HSE.

В СССР намеренно внедряли пивную культуру в качестве альтернативы потреблению водки

В СССР пиво пытались использовать в целях средства отвлечения граждан от водки. Сокращение её производства преподносилось как достижение «в борьбе с проклятым наследием капитализма». А пиво было признано питательным, освежающим, снижающим стресс и повышающим работоспособность напитком.

В 1950–1970-х годах считалось, что советские граждане должны не просто потреблять пенный напиток, но делать это с максимальной пользой. В кулинарных книгах, выпускаемых миллионными тиражами, призывали пить пиво в «сопровождении» вторых мясных и рыбных блюд.

Власти пытались сформировать особую пивную культуру, доказывает исследование Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ. В больших городах открывались клубы для встреч и общения за пивными кружками. Благодаря инвестициям в пивную отрасль, лозунг «пиво — в массы» работал, но не везде, в основном — в крупных городах. Причина тому — большие расстояния, плохие дороги, неразвитость производства и инфраструктуры. А вместо клубов символом времени стали пивные ларьки и знаменитые бочки. К ним неизменно выстраивались длинные очереди за пенным напитком — феномен массовой культуры, ярко отраженный в литературе и кинематографе советского времени.

Пиво не относится к числу самых популярных напитков среди россиян с высокой квалификацией

Люди с высокой квалификацией пьют пиво и водку заметно реже, а вино и крепкие напитки (за исключением водки) — чаще, чем неквалифицированные рабочие. Это выяснили исследователи факультета экономических наук НИУ ВШЭ, проанализировав данные опросов за 2013-2019 годы 50 000 работающих женщин и мужчин в возрасте от 16 до 55 и 60 лет соответственно.

В ходе этого же исследования выяснилось, что чем выше социальный статус, тем вероятнее, что человек выпивает хотя бы иногда. Однако общий объём потребления алкоголя всё-таки больше среди низкоквалифицированных работников, предпочитающих именно пиво и водку. Иногда даже вместе.

Молодёжь пьёт всё меньше, но пиво удерживает лидирующие позиции

Пиво остаётся доминирующим напитком среди российских подростков и молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет, свидетельствуют результаты исследования, проведённого на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ) НИУ ВШЭ за 2006–2019 годы. Впрочем, сохраняя за собой лидирующие позиции, пенный напиток со временем всё-таки теряет популярность среди молодых россиян (доля любителей пива с 2006 года сократилась более чем втрое — с 35% до 10%). Учёные объясняют это снижением потребления алкоголя среди молодёжи в целом за последние годы.

Исследователи выделили также четыре группы по предпочтениям спиртных напитков среди молодых людей, потреблявших алкоголь за последние 30 дней перед проведением опроса: «только пиво», «водка, пиво и др.», «коньяк, виски, ликер, пиво и другие напитки» и «вино и пиво». Группа «только пиво» оказалась наиболее распространённой. В неё вошло 37,6% всей пьющей молодёжи в возрасте от 14 до 22 лет. Больше других в ней юношей, жителей сёл и посёлков городского типа, молодёжи со средним образованием, а также подростков от 14 до 17 лет.

Переориентация на слабый алкоголь помогает снижению смертности в нашей стране

В нулевые годы крепкие алкогольные напитки в России стали вытесняться вином и пивом, что наиболее заметно до 2009 года. К этому времени, как говорится в исследовании НИУ ВШЭ, доля крепких напитков (в основном, водки) сократилась в структуре потребления алкоголя на 29 процентных пункта — с 81% до 52%. В 2014 году она уже составляла менее половины — 45%. Доля пива, наоборот, выросла с 14% в 1995 году до 41% в 2014 году.

Это изменение, как отмечают исследователи, не могло не повлечь за собой снижения смертности как от случайных отравлений алкоголем, так и от других причин смерти. В 2015 году стандартизованный коэффициент смертности (СКС) от случайных отравлений алкоголем составлял у мужчин 16,7, а у женщин 3,6 на 100 тысяч населения. Это ниже, чем в 2003 году — у мужчин на 67% (50,6 на 100 тысяч в 2003 году) и у женщин — на 73% (13,1 на 100 тысяч в том же году).

Останется ли пиво в фаворитах у россиян — вопрос дискуссионный!

К середине 2000-х годов потребление пива в России выросло до 4 литров на душу населения, а водки — упало ниже 5 литров. К концу 2010-х годов в пересчёте на чистый алкоголь на 2,5 литра водки и ликеро-водочных изделий приходилось 2,7 литров пива и 1 литр вина, говорится в статье профессора НИУ ВШЭ Вадима Радаева.

В новом тысячелетии, по мнению учёного, наблюдается явный отход России от привычного с советского времени «северного» стиля потребления алкоголя, «когда снижение продаж водки и ликеро-водочных изделий уже не компенсируется ростом производимого самогона, а прочие (преимущественно импортные) крепкие напитки не занимают сколько-нибудь значимую долю — по крайней мере пока». Пиво кажется прочно и навсегда завоевало свои позиции. Однако окончательные выводы относительно будущей динамики потребления алкоголя в России, как считает Вадим Радаев, делать ещё слишком рано.

IQ