• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
-
Электронная почта:
Адрес: Армянский переулок, д. 4, стр. 2, каб. 103
Время консультаций: Четверг, 15.00-18.00
Триалог
Расписание
Резюме (PDF, 275 Кб)
SPIN РИНЦ: 9385-0868
ORCID: 0000-0001-7741-2773
ResearcherID: L-7855-2013
Scopus AuthorID: 7202403705
Google Scholar
Блоги и соц. сети
Facebook
Руководители
Петровский В. А.
Старовойтенко Е. Б.
Колпачников В. В.
Ключарев В. А.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Орлов Александр Борисович

  • Начал работать в НИУ ВШЭ в 2004 году.
  • Научно-педагогический стаж: 38 лет.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2006
    Ученое звание: Профессор
  • 1996

    Доктор психологических наук: Психологический институт Российской академии образования, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики

  • 1990
    Старший научный сотрудник
  • 1978

    Кандидат психологических наук: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, специальность 19.00.07 «Педагогическая психология», тема диссертации: Изучение психологических предпосылок развития склонностей к профессионально-трудовой деятельности

  • 1978

    Аспирантура: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, специальность «19.00.07 - Педагогическая психология»

  • 1975

    Специалитет: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет: Факультет психологии, специальность «Психология»

Достижения и поощрения

  • Почетная грамота Высшей школы экономики (ноябрь 2013)
  • Почетная грамота Высшей школы экономики (декабрь 2012)
  • Благодарность Высшей школы экономики (февраль 2011)
  • Медаль "В память 850-летия Москвы" (февраль 1997)
  • Почетная грамота ГКЭС СССР (январь 1986)
  • Значок ЦК ВЛКСМ и Министерства высшего и среднего специального образования СССР "За отличную учебу" (ВУЗ) (октябрь 1974)
  • Лучший преподаватель – 2013
  • Надбавка за академические успехи и вклад в научную репутацию ГУ-ВШЭ (2008-2010, 2006-2007)

  • Надбавка за академическую работу (2016-2017, 2015-2016, 2014-2015, 2013-2014, 2012-2013, 2011-2012, 2007-2008, 2005-2006)

Выпускные квалификационные работы студентов

Полный список ВКР

Учебные курсы (2017/2018 уч. год)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Учебные курсы (2009/2010 уч. год)

Учебные курсы (2008/2009 уч. год)

Участие в редколлегиях научных журналов

  • С 2014г.: член редколлегии журнала «Журнал практического психолога».

  • С 2014г.: член редсовета журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики».

  • С 2012г.: член редсовета журнала «Консультативная психология и психотерапия».

  • С 1994г.: член редколлегии журнала «Вопросы психологии».

Конференции

  • 2015

    Carl Rogers Birthday Annual Conference (Сан-Диего). Доклад: Person-Centered Approach to Self

  • 2014

    Carl Rogers Birthday Annual Conference (Сан-Диего). Доклад: The facilitative personal attitudes: rebranding

Участие в конференциях

 5-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием "Психология индивидуальности" (09.12.2015 - 11.12.2015 Российская Федерация, Москва)

    • Carl Rogers Birthday Annual Conference (22.01.2014 - 25.01.2014, США, Сан-Диего)
    • II Всероссийская научно-практическая конференция Общества человекоцентрированного подхода с международным участием "Человекоцентрированный подход: психологическая практика и научные исследования" (26.09.2013 - 28.09.2013, Российская Федерация, Москва)
    • XIIth International Forum for the Person-Centered Approach "Contemporary Developments of Carl Rogers' Thought" (26.05.2013 - 1.06.2013, Бразилия, Кумбуко)
    • III Международная научно-практическая конференция "Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение)" (27.02.2013 - 28.02.2013, Российская Федерация, Москва)
    • I Всероссийская научно-практическая конференция Общества человекоцентрированного подхода с международным участием "Человекоцентрированный подход: психологическая практика и научные исследования" (27.09.2012 - 29.09.2012, Российская Федерация, Москва)
    • 4-я Всероссийская научная конференция с иностранным участием "Психология индивидуальности" (22.11.2012 - 24.11.2012 Российская Федерация, Москва)
    • 10th Conference of the World Association for Person-Centered and Experiental Psychotherapy and Counseling "Working with Anxiety: From Simptom to Self" (08.07.2012 - 12.07.2012, Бельгия, Антверпен)
    • V Съезд Российского психологического общества (14.02. -18.02.2012, Российская Федерация, Москва)
    • Духовные опоры человека: диалог психотерапевтических школ (24.09.2011 - 24.09.2011, Российская Федерация, Москва)
    • XI Международный форум по человекоцентрированному подходу (04.05.2010 - 10.05.2010, Российская Федерация, Ершово, Московская область)
    • III Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности" (01.12.2010 - 03.12.2010, Российская Федерация, Москва)
    • Консультативная психология: образовательные стандарты и проблема сертификации (04.11.2009 - 08.11.2009, Российская Федерация, Звенигород)
    • II Всероссийская научная конференция "Психология индивидуальности" (12.11.2008 - 14.11.2008, Российская Федерация, Москва)
    • Всероссийская конференция "Психология индивидуальности" (02.11.2006 - 03.11.2006, Российская Федерация, Москва)

Публикации

20175

201614

201514

20148

20135

201215

20115

20106

20092

20083

20074

20063

20057

200415

200316

  • Статья Орлов А. Б. А.Н.Леонтьев - Л.С.Выготский: очерк развития схизиса // Вопросы психологии. 2003. № 2. С. 70-85.
  • Книга Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток / Перев.: А. Б. Орлов. М. : Академический проект, 2003.
  • Книга Миллер А. Вначале было воспитание / Науч. ред.: А. Б. Орлов, В. Калиненко. М. : Академический проект, 2003.
  • Книга Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я / Науч. ред.: А. Б. Орлов. М. : Академический проект, 2003.
  • Глава книги Орлов А. Б. Интенция // В кн.: Большой психологический словарь / Сост.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; под общ. ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  • Глава книги Орлов А. Б. Интерес // В кн.: Большой психологический словарь / Сост.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; под общ. ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  • Глава книги Орлов А. Б. Краткое предисловие составителя // В кн.: Психология личности: Сборник статей / Сост.: А. Б. Орлов. М. : ООО "Вопросы психологии", 2003. С. 3-4.
  • Глава книги Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // В кн.: Психология личности: Сборник статей / Сост.: А. Б. Орлов. М. : ООО "Вопросы психологии", 2003. С. 189-203.
  • Глава книги Орлов А. Б. Онтопсихология // В кн.: Большой психологический словарь / Сост.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; под общ. ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 350-351.
  • Глава книги Орлов А. Б. Онтотерапия // В кн.: Большой психологический словарь / Сост.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; под общ. ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 351-352.
  • Статья Орлов А. Б. Открытое общество: взгляд психолога (открытое письмо Дж.Соросу) // Вопросы психологии. 2003. № 1. С. 154-158.
  • Глава книги Орлов А. Б. Предисловие научного редактора // В кн.: Вначале было воспитание / Науч. ред.: А. Б. Орлов, В. Калиненко. М. : Академический проект, 2003. С. 3-8.
  • Книга Психология личности: Сборник статей / Сост.: А. Б. Орлов. М. : ООО "Вопросы психологии", 2003.
  • Глава книги Орлов А. Б. Семейная психотерапия // В кн.: Большой психологический словарь / Сост.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; под общ. ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 494-497.
  • Глава книги Орлов А. Б. Склонность // В кн.: Большой психологический словарь / Сост.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; под общ. ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
  • Глава книги Орлов А. Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // В кн.: Большой психологический словарь / Сост.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков; под общ. ред.: В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 600-601.

20025

20017

20005

19992

19981

Глава книги Орлов А. Б. Человекоцентрированное консультирование как область практики и учебная дисциплина: триалогический подход // В кн.: Развивающаяся психология - основа гуманизации образования. М. : РПО, 1998. С. 172-173.

19973

19965

19955

19944

19933

19924

19913

19905

19898

19886

19875

19865

19851

Статья Бибрих Р. Р., Орлов А. Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 167-174.

19834

19827

19813

19802

19792

19783

19773

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук

Дополнительные сведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мини мемуары (1970-1996)

Психологический институт в моей научной биографии

 (к 100-летию ПИ РАО / НИИ ОПП АПН СССР)









Cтуденческие годы (1970-1975)

 Мое знакомство с Институтом общей и педагогической психологии АПН СССР состоялось в 1972 году и
произошло оно… на факультете психологии МГУ. Будучи студентом второго курса, я
стоял перед стендом кафедры общей психологии, просматривая длинный список тем, предлагавшихся
для курсовых работ. Отчетливо помню, что только один пункт перечня вызвал у
меня тогда явный интерес. Это была тема, связанная с изучением направленности
личности и предлагавшаяся студентам лабораторией Л.И.Божович.

 Третий этаж НИИ ОПП АПН СССР, коричневая дверь лаборатории Л.И.Божович… Робко стучу в дверь, открываю
ее и оказываюсь в пеналообразной комнатке, плотно заставленной столами,
буквально в окружении (как я узнал позднее) Л.И.Божович, Л.С.Славиной,
М.С.Неймарк, В.Э.Чудновского, Е.И.Савонько, А.М.Прихожан, Н.Н.Власовой,
Т.П.Гавриловой, Н.И.Гуткиной. Увы, моя память не сохранила подробностей этого
общения, помню только, что мне очень повезло, поскольку моим научным
руководителем оказалась М.С.Неймарк – невероятно живая, резкая, с блестящими
черными глазами и умопомрачительной улыбкой.

 Все свои курсовые работы и диплом я писал под научным руководством М.С.Неймарк. Ее стиль  руководства был вполне либеральным, у меня
было много свободы, и я двигался по какой-то своей замысловатой исследовательской
траектории, сочетая проективные методики с классической тахистоскопической
методикой изучения направленности личности.

 Моя учеба на факультете проходила довольно успешно. И к концу пятого курса перспектива получения
красного диплома была вполне реальной (а стало быть и возможность поступить в
желанную аспирантуру). И тут как гром среди ясного неба: М.С.Неймарк с семьей
эмигрирует. Я отчетливо помню ее слова: «Саша, я, конечно, дам тебе
рекомендацию для поступления в аспирантуру, но ты вряд ли в нее поступишь». На
защите дипломной работы я оказался один на один с экзаменационной комиссией под
председательством А.Н.Леонтьева, которому, как мне показалось, было достаточно
лишь одного взгляда на титульную страницу моей работы, чтобы превратиться в
Громовержца. Процедура защиты накрыла меня как девятый вал. Я помню, что потом
часа два я отсиживался-отлеживался на скамейке в университетских двориках,
медленно, вяло и без каких-либо эмоций осознавая, что в итоге я получил-таки
отличную оценку.

 Аспирантура (1975-1978)

 Конечно, ни о какой перспективе поступления в аспирантуру факультета не могло быть и речи. Так я
снова оказался в стенах Института. И мне вновь предстояло определиться с
научным руководителем. Мой выбор по каким-то причинам был весьма ограничен; я разговаривал
с К.М.Гуревичем и Н.С.Лейтесом, но так и не мог определиться. Тогда я решил
попросить совета у Л.С.Славиной, которая буквально в двух словах, но, тем не
менее, очень ясно представила мне мою альтернативу. Мои сомнения рассеялись, и,
на отлично сдав вступительные экзамены, я стал аспирантом Н.С.Лейтеса.

 Мой научный руководитель, интеллигентный, мягкий, филологически рафинированный и,
одновременно, вполне определенный оппонент тогдашнего институтского мейнстрима.
И опять я оказался в значительной степени предоставленным самому себе. Три года
я писал диссертацию, регулярно принося Н.С.Лейтесу на дом фрагменты работы,
написанные по его словам «птичьим (леонтьевским) языком». Остро отточенным
простым карандашом Н.С.Лейтес покрывал мельчайшей вязью мои машинописные
страницы. Это были мои лингвистические университеты, которые я вспоминаю с
искренней благодарностью.

 Работа в лаборатории психологии учебной деятельности (1978-1983)

 После успешной защиты кандидатской диссертации я опять оказался в ситуации неопределенности: моя
подмосковная прописка (IX-я зона!) давала мне мало шансов остаться в штате
Института. И тут пришло время вспомнить добрым словом В.В.Давыдова, который
(кто еще?) каким-то неизвестным мне способом дал мне возможность стать м.н.с. в
лаборатории А.К.Марковой. И опять моя история в чем-то повторилась: несмотря на
всю силу и определенность своего характера А.К.Маркова предоставила мне полную
свободу (тем более что в крохотной каморке ее лаборатории в самом конце правого
коридора на третьем этаже для меня просто не нашлось свободного стула). В моей
так непросто складывавшейся научной биографии Институт вновь стал синонимом
свободы.

 Командировка в Народную Демократическую Республику Йемен (1983-1986)

 Годы, проведенные в электричках, курсировавших по незабвенному маршруту «Москва – Петушки», и
главное – распахнутая в будущее перспектива такой жизни на колесах, привели
меня в 30 лет к тромбоэмболии. Жизнь вынуждала искать нестандартные решения.
Старые университетские связи моей матушки открыли для меня двери Министерства
образования, и вот Институт оказывается перед фактом моей служебной
командировки. В соответствии с критерием цена-качество, эти три года были,
пожалуй, лучшими годами моей жизни. Стоит также учесть, что это время «парада
катафалков» было, пожалуй, самым мрачным периодом в жизни Института.

 Back to the USSR: группа К. Роджерса (1986)

 Возвращение в СССР оказалось возвращением в Перестройку. Еще не поняв, куда я собственно вернулся,
я с легкой руки А.М.Матюшкина оказался в списке участников семинара К.Роджерса
и Р.Сэнфорд. Для меня эффект четырех дней этого семинара оказался чрезвычайным:
все мои представления о психологии оказались радикально преобразованными, все
мои прежние ценностные ориентиры в науке утратили былую привлекательность и
обрели новые (в то время весьма смутные) очертания. Вновь Институт оказался
фасилитатором моей свободы.

 Лаборатория психологии учителя (1986-1992)

 Удивительное время, удивительное стечение обстоятельств: вернувшись в Институт фактически в
качестве м.н.с. после трехлетнего отсутствия, я оказываюсь… заведующим
лабораторией психологии учителя и членом Ученого совета. Начинается еще один
период жизни в Институте в окружении сотрудников лаборатории (Л.М.Фридмана,
Д.Б.Богоявленской, Л.М.Митиной, М.А.Хазановой, А.Г.Раевского,
Л.И.Двуреченской). Эти годы пролетели очень быстро. Их темп чем-то сродни
лихорадочной жизни редакции тогдашней «Учительской газеты» под руководством
В.Ф.Матвеева, в которой приходилось неоднократно бывать в компании с моим
однокашником  Л.А.Радзиховским. Увы, перестройка закончилась, и в ходе очередной
реорганизации Института лаборатория психологии учителя оказалась крайней…
Оставаться в Институте было негде, и туткак нельзя более кстати последовало
предложение от А.С.Спиваковской стать ее заместителем в Исследовательском центре
семьи и детства, создаваемом на базе Института дошкольного воспитания.
Но это уже совсем другая история…

 Защита докторской диссертации (1996)

 В моей научной биографии Институт обозначается вновь предложением А.М.Матюшкина, тогда
председателя Диссертационного совета Института, подумать о подготовке к защите
докторской диссертации на основе монографии «Психология личности и сущности
человека: парадигмы, проекции и практики», вышедшей в 1995 году. Я хорошо помню
Малую аудиторию Института теплым июньским днем, в которой вперемешку сидели мои
старые знакомые – сотрудники Института и мои новые коллеги – сотрудники Центра.
В процедуре защиты мои официальные оппоненты (А.А.Бодалев, В.И.Слободчиков, В.Г
Асеев) и мои неофициальные оппоненты (Л.М.Фридман, Ф.Е.Василюк) сменяли друг
друга, я отвечал и контраргументировал, но в действительности мой взгляд был
буквально прикован к уже немолодой, бледной, но все еще статной и красивой
женщине. Я не мог поверить своим глазам, - это была М.С.Неймарк. Сейчас я думаю
о том, что именно этот момент стал для меня символическим завершением моей
истории отношений с Институтом. 

Расписание занятий на сегодня

Полное расписание

Мое чтение: выбор психотерапевта Александра Орлова

PSYCHOLOGIES

Георгий Гурджиев, учитель танцев

PSYCHOLOGIES

Сделать отношения с детьми равноправными

PSYCHOLOGIES

Освоить язык земной любви

PSYCHOLOGIES

«Наши страхи оправданы...»

PSYCHOLOGIES

Клиент-центрированная психотерапия: опыт роста

PSYCHOLOGIES

Разделить одиночество того, кто рядом

PSYCHOLOGIES

Взаимное доверие

PSYCHOLOGIES

Серьезные отношения

PSYCHOLOGIES

АВТОритеты
Продал джип - спас столицу от пробок

Доктор психологических наук, директор отделения Института практической психологии Высшей школы экономики Александр ОРЛОВ считает, что москвичам автомобиль дарит уединение, крайне необходимое в большом городе, а страсть к большим машинам у большинства из нас в крови. И неважно при этом, что автомобиль куплен в кредит и не помещается во дворе, главное - он есть.

Аргументы и факты

Карл Роджерс: человек умеющий слышать

«Все люди обладают способностью строить свою жизнь так, чтобы она давала им личное удовлетворение и при этом была конструктивной в социальном плане». Людям свойственно развиваться в позитивном направлении. Это не значит, что будет именно так, но каждый рождается с таким потенциалом. В детстве Роджерс много наблюдал за жизнью природы, в частности за развитием бабочек. Возможно, благодаря размышлениям об их трансформации и родилась его гипотеза о человеческом потенциале, подкрепленная позднее психотерапевтической практикой и научными исследованиями

PSYCHOLOGIES

Триалоги о психологии

Расскажите, как создавался ваш Институт.
Механика и сценарий весьма просты. ГУ-ВШЭ - гуманитарный вуз, который предлагает психологическое образование. Оставаясь лишь вузом, университет не может привлечь ту группу учащихся, которая уже имеет иное образование и которая старше чем выпускники школ. А ведь эта группа учащихся - платежеспособная, и у нее существует реальный запрос на получение дополнительного или второго высшего психологического образования. Вот такая логика обоймы психологических образовательных услуг: в ГУ-ВШЭ есть факультет психологии, психологический научный журнал, совет по защитам; должен быть и Институт, который дает второе высшее и дополнительное психологическое образование.

Популярная психология

И психология экономики, и экономика психологии

...Факультет психологии ГУ-ВШЭ был создан три года назад и в следующем году ему предстоит выпустить своих первых бакалавров. Институт практической психологии «Вышки» еще моложе. Он осуществляет подготовку лиц с высшим образованием к профессиональной деятельности в таких популярных и высокостатусных сферах психологической практики, как организационная психология и управление персоналом, практическая психология в сфере коммуникаций и бизнеса, психологическое консультирование, психотерапия и психодиагностика личности. Сегодня мы беседуем с Александром Борисовичем Орловым, доктором психологических наук, профессором факультета психологии и директором Института практической психологии ГУ-ВШЭ...

Столичное образование

«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»

С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.

Один день из жизни психолога

Екатерина Мелихова, студентка 4 курса факультета психологии, рассказывает о третьем дне Зимней психологической школы в Голицыно и своих впечатлениях о презентациях магистерских программ кафедры психологии личности факультета психологии НИУ ВШЭ.

Лучший преподаватель факультета 2010

Подведены итоги конкурса "Преподаватели факультетов/отделений 2010"!

Лучший преподаватель факультета 2010

Подведены итоги конкурса "Преподаватели факультетов/отделений 2010"!

"Надо дать сражение, если все этого захотят"

О развитии магистратуры в университете и филиалах размышляет заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов.