• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дома лучше — подготовка к самостоятельному проживанию

Сотрудники Международной лаборатории исследований социальной интеграции 25 декабря выступили на круглом столе по итогам проекта «Дома лучше — подготовка к самостоятельному проживанию».

Дома лучше — подготовка к самостоятельному проживанию

Экспертно-методический центр "Особое детство"

Стажёры-исследователи Данила Парщиков и Максим Гурин представили доклад “Учебное сопровождаемое проживание: оценка эффектов на ранней стадии реализации” с результатами исследования программы для подростков и молодых взрослых с ментальной инвалидностью, реализуемой Экспертно-методологическим центром “Особое детство”. Сопровождаемое проживание – стационарозамещающая технология социального обслуживания, направленная на нормализацию жизни  и максимизацию включенности людей с инвалидностью в жизнь общества. Во время программы люди с инвалидностью, как подростки, так и молодые взрослые, учатся быть самостоятельными и несколько дней в неделю проживают в отдельных квартирах совместно со специально обученными сопровождающими.

Елена Ярская-Смирнова

Полевой этап исследования проходил с октября по декабрь 2023 года. Исследовательский коллектив провёл интервью с сопровождающими, фокус-группы и индивидуальные беседы с участниками программы - людьми с ментальной инвалидностью, серию наблюдений при посещении квартир, в которых реализуется программа и анкетирование благополучателей из числа близкого круга семьи, включая родителей и родственников.

Во время выступления была представлена оценка изменений навыков самостоятельности людей с ментальной инвалидностью в процессе реализации программы учебного сопровождаемого проживания, оценка удовлетворенности родителей и родственников участием в программе. Выступающие уделили внимание преимуществам программы подготовки сопровождающих, сопроводив их рекомендациями по ее совершенствованию.

Результаты исследования показывают, что за первые месяцы реализации программы учебного сопровождаемого проживания происходит постепенное улучшение навыков самостоятельности людей с ментальной инвалидностью, в числе которых навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, использования денег, использования средств связи, коммуникативные навыки и навыки, связанные с представлением о времени.

Результаты опроса позволяют говорить о положительной тенденции во взаимоотношениях между членами семьи и людьми с ментальной инвалидностью, участвующими в программе учебного сопровождаемого проживания. Тем не менее, на ранних стадиях реализации программы пока рано говорить об изменениях в эмоциональном и физическом состоянии родителей и родственников.

Елена Ярская-Смирнова

В будущем году планируется продолжение исследования эффектов программы учебного сопровождаемого проживания для различных групп благополучателей. Над исследованием работают Елена Ярская-Смирнова, Дарья Присяжнюк, Данила Парщиков, Екатерина Долгова и Максим Гурин.