• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций


Конкурс инноваций в образовании (КИвО–2017)

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО–2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.

В этом году конкурсу исполнилось 5 лет. За это время было подано более 3 тыс. заявок, конкурс поддержали десятки партнеров, в числе которых Агентство стратегических инициатив, группа компаний «Просвещение», ведущие вузы и IT–компании. Победитель получает тревел-грант на поездку в любую страну для продвижения своего проекта и знакомства с международным опытом. Все остальные финалисты покидают конкурс «с мешком подарков» от спонсоров.

Однако сверхзадача конкурса отнюдь не в этом. Есть немало случаев, подчеркивает директор конкурса Диана Королева, когда КИвО становится стимулом дальнейшего развития и монетизации проектов. Самый яркий пример — школа программирования для детей 6–14 лет «Кодабра». Этот проект вышел в финал в 2015 году, когда о нем мало кто знал, и сегодня это один из лидеров дополнительного образования в области детского программирования не только в Москве, но и в других городах. Участие в КИвО — также хорошая возможность для рекламы: как ни парадоксально, проекты нередко становятся известными в своих регионах после того, как их узнали и высоко оценили в Москве.

В этом году проекты на конкурс поступили из 20 стран мира — впервые на сайте можно было подать заявку на английском языке. Еще одна особенность — рост количества заявок от школьников и студентов. В целом же пул инноваторов остался прежним — это и представители системы образования, и предприниматели, причем в обеих группах есть родители, заинтересованные в изменениях в образовании в связи с обучением своих детей.

В этом году большая часть проектов, поданных на конкурс, была посвящена дополнительному образованию, основной и старшей школе. Интерес к дополнительному образованию объясняется тем, что эта сфера в наименьшей степени регулируется государством, там нет образовательных стандартов, поэтому препятствия для внедрения инноваций минимальны. Проекты для основной и старшей школы, как правило, связаны с итоговой аттестацией: инноваторы ищут оптимальные способы подготовки к ЕГЭ и ГИА. В этом году увеличилась доля проектов в сфере дошкольного образования: считается, что в дошкольном возрасте у детей формируются многие важные компетенции, так что на этом этапе родители уделяют развитию детей максимум внимания.

Все пять лет, пока проходит конкурс, исследователи Института образования ВШЭ изучают инновации и инноваторов в образовании. Эмпирическим материалом для исследований становится информация, полученная от участников конкурса. Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций, так как традиционные механизмы управления и реформирования в период бурного развития не всегда эффективны, считает Татьяна Хавенсон, научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ. Их необходимо исследовать, чтобы управлять ими и повышать их эффективность.

Среди факторов, способствующих началу инновационной деятельности в образовании, — образование, работа, семья, социальное окружение. Бывает так, что в инновационный проект превращается учебное задание или академическое исследование, рассказывает Диана Королева. Или, например, родители будущего школьника понимают, что он не сможет получить необходимые навыки в традиционной системе образования, и открывают инновационную школу или детский сад. Семейные «инновации» — игрушки или игры — тоже могут быть тиражированы и «упакованы». Инновационные импульсы появляются откуда угодно, даже от государства, хотя оно создает стимулы для «низовых» инноваций в образовании крайне редко.

Инноваций на стадии идеи или старта проекта в российском образовании много, но успешными становятся единицы, и ежегодный отбор заявок на КИвО — лучшее тому подтверждение. «Инновационный путь сложен и тернист, не все инноваторы доходят до конца реализации проекта, — отмечает Татьяна Хавенсон. — Однако, перефразируя нобелевского лауреата Эдмунда Фелпса, чем больше людей отправится в путь, тем больше инноваций в образовании будет реализовано».

Вам также может быть интересно:

Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом

Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.

В Вышке стартует конкурс компетенций в области ИИ и машинного обучения

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ объявляет о проведении конкурса компетенций в интересах развития исследований в области искусственного интеллекта и машинного обучения. Заявки принимаются до 2 мая 2024 года.

Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.

Подведены итоги второго сезона конкурса брендов «Знай наших»

По результатам конкурса растущих российских брендов «Знай наших», организованного АСИ и Фондом Росконгресс при поддержке ВЭБ.РФ, 15 брендов стали победителями в основных номинациях, еще 70 получили специальные призы от партнеров. НИУ ВШЭ и компания Wildberries стали партнерами конкурса в специальной номинации «Наше наследие».

Школа дизайна ВШЭ запускает региональный конкурс «Гений места»

Школа дизайна ВШЭ объявляет о старте регионального конкурса «Гений места» в рамках ежегодного проекта HSE CREATIVE OPEN. К участию приглашаются все, кто стремится получить качественное образование в сфере дизайна и создавать креативные проекты в родном городе, развивая локальную идентичность территорий. Победители конкурса получат скидку на обучение в онлайн-бакалавриате «Дизайн» НИУ ВШЭ — Пермь (10 скидок) и на программе «Дизайн» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (10 скидок).

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».

Регистрация на конкурс «Суд да дело» открыта до 5 декабря

«Суд да дело» — конкурс игровых судебных процессов, во время которого участники смогут почувствовать себя настоящими адвокатами. В теоретический этап этой олимпиады Вышки смогут пройти только ученики 9–11-х классов и студенты СПО в области искусства. Тем, кто справится с теоретическими задачами, предстоит принять участие в судебном заседании и отстоять свою позицию перед судьями. Чтобы сделать первый шаг в юридической профессии, нужно зарегистрироваться до 5 декабря на официальном сайте конкурса.

Названы победители НТО по профилю «Технологическое предпринимательство»

Завершился финал Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилю «Технологическое предпринимательство», организаторами которого выступают Школьный акселератор Сбера и НИУ ВШЭ. Несмотря на то что профиль проводится впервые, он вошел в топ-3 из 39 профилей НТО для школьников 8–11-х классов по количеству участников: на него зарегистрировались 4,5 тыс. школьников.

Школа дизайна ВШЭ объявляет открытый конкурс «Параджанов — 100: Коллаж / Плакат»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении, открывают конкурс, посвященный столетию Сергея Параджанова. Принять участие можно в двух номинациях: «Коллаж» и «Плакат». Отправить проект может любой желающий в онлайн-формате.

Новые курсы магистерских программ Института образования ВШЭ выиграли в конкурсе грантов Фонда Потанина

В 2022/23 учебном году в рамках магистерских программ Инобра Вышки появятся новые курсы. Они помогут получить компетенции тем, кто работает или будет работать в образовании. Финансовая поддержка у этих планов уже есть: Благотворительный фонд Владимира Потанина провел конкурс грантов, на котором две заявки Института образования ВШЭ получили гранты и одна попала в резервный список.