• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

HSE{anticrisis}: учиться, учиться и… работать!

О том, что такое дополнительное профессиональное образование и какие возможности предоставляет ГУ-ВШЭ, рассказыват директор по дополнительному образованию Елена Коваль.

С начала 2009 года Центр развития карьеры ГУ-ВШЭ реализует свою антикризисную программу, и в результате выработаны два ключевых «направления движения», которые Центр рекомендует студентам и выпускникам ГУ-ВШЭ в условиях кризиса.

Первый совет заключается в том, что студентам и выпускниками необходимо получать как можно более широкий спектр знаний. Второй совет — необходимо уже на первом курсе начинать строить свою карьерную траекторию; к концу третьего курса должно быть четкое представление о том, где хочется работать, и тогда последний год можно посвятить тому, чтобы получить работу своей мечты. Помочь с последним поможет Центр развития карьеры.

Получать всестороннее образование — дело самого студента. Главный вопрос — где его получить, куда податься? Чтобы найти ответ на этот вопрос даже не надо выходить за стены Вышки — в нашем университете существует множество возможностей повысить уровень своего образования. Одна из них, которая может быть наиболее актуальной для выпускников этого года, — это дополнительное профессиональное образование. О том, что это такое и какие возможности предоставляет ГУ-ВШЭ, мы поговорили с директором по дополнительному образованию ГУ-ВШЭ Еленой Коваль.

— Елена Анатольевна, объясните, пожалуйста, что такое дополнительное образование, ведь для многих студентов и выпускников это остается загадкой.

— То, чем занимается Высшая школа экономики, — дополнительное профессиональное образование — это возможность для людей, имеющих высшее профессиональное образование любых ступеней, совершенствоваться в своей профессиональной сфере или получать образование в другой области, которое позволяло бы находить свое место на рынке труда, диверсифицировать свое предложение. Мы исходим из того, что такую базу необходимо дать каждому, кто ищет возможности для роста.

— То есть такое образование доступно исключительно для людей с дипломом?

— Да, но существуют и исключения. Есть специализированные программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации. И если разработчики этой программы предполагают возможность параллельного освоения основной программы высшего образования и данной программы, то можно это осуществить.

К этим программам относится, например, подготовка переводчиков в сфере профессиональной деятельности. Программа работает в Вышке уже около 8-ми лет. Начиная со второго курса, можно поступить, пройти два года вечерней подготовки и получить диплом. И, получая диплом, например, бакалавра, студент получает еще и диплом дополнительной квалификации: переводчик в сфере, соответствующей его основному образованию.

Такие же программы разработаны Высшей школой журналистики ГУ-ВШЭ: это программы по подготовке специалистов по менеджменту средств массовой коммуникации, специалистов по деловой журналистике в мультимедийной среде, специалистов в области творческого менеджмента и режиссуры кино и телевидения.

Единственная проблема, которая существует, — это трудность параллельной учебы. В Вышке учиться достаточно сложно, а учеба на дополнительной тысячечасовой программе — это два года напряженных вечерних занятий. Но студенты пошли на эти длинные программы (в этом году прошел первый набор).

А вот программа «Мастер управления в здравоохранении» ориентирована (при таком же формате — 1000 часов) на переподготовку руководителей медицинских учреждений, которые, как правило, имеют первое медицинское образование и нуждаются в развитии своих экономических и управленческих знаний и навыков, и студенты на ней параллельно обучаться не могут.

— Это все возможности, которые есть в Вышке для студентов?

— Да, помимо языковых курсов это все, что может предложить Вышка студентам.

— А будут ли актуальны эти медийные программы для широкого круга студентов? Не всем же идти работать в ту же сферу медиа?

— Согласна, здесь мы говорим о формате, который предоставляет возможности для привлечения студентов. В прошлом учебном году на утверждение в Минобрнауки России были отправлены еще ряд программ ГУ-ВШЭ (и даже филиалов ГУ-ВШЭ). В частности, это программы по банковскому менеджменту, маркетингу.

Есть еще перечень более чем из 80-ти направлений, которые существуют и которые Вышка может лицензировать, но мы не делаем этого особенно активно как раз в связи с тем, что все-таки совмещать интенсивность учебного процесса в Вышке с такими глубокими дополнительными занятиями довольно сложно.

— А какие возможности существуют для выпускников этого года? Куда они могут пойти после получения бакалаврского или магистерского диплома?

— Здесь уже более широкий выбор. Как только человек получает диплом, ему открываются все направления обучения. Это в первую очередь MBA. Единственное ограничение, которое не является критичным для выпускников ГУ-ВШЭ, поскольку они работают, уже будучи студентами, — кроме высшего образования, требуется два года практической деятельности, стажа. Программы MBA у нас открыты по большинству специализаций, которые существуют в Высшей школе экономики. Это финансы, стратегический менеджмент, финансы и банки, управление инвестициями, политические и бизнес-коммуникации, бизнес-информатика, логистика. То есть достаточно большой выбор программ, которые могли бы заинтересовать наших выпускников.

— А программы MBA доступны только для выпускников магистратуры, или выпускники бакалавриата также могут поступать на эти программы?

— Программы MBA доступны в том числе и для бакалавров, необходим лишь опыт работы.

Если говорить шире, то те же самые программы доступны не только для выпускников этого года, но и для выпускников прошлых лет, ведь они тоже могут сейчас столкнуться с трудностями на рынке, которые потребуют от них диверсификации их деятельности.

— Существуют ли какие-либо особенные условия для выпускников ГУ-ВШЭ при приеме и обучении на программах допобразования?

— Как правило, выпускники Вышки пользуются правом получения скидки, но скидки различны во всех подразделениях, и это необходимо уточнять непосредственно в подразделении при поступлении.

— А существует ли статистика, как часто выпускники Вышки приходят получать допобразование и какие программы пользуются наибольшей популярностью?

— Статистика такая у нас, к сожалению не ведется. Но можно сказать, что у наших выпускников такой проблемы не возникает. В отличие от выпускников других вузов, около 60% которых не работают по выбранной специальности и, как правило, являются нашими клиентами — приходят получать к нам, например, второе высшее образование по тому направлению деятельности, где они работают (например, инженеры приходят получать экономическое или юридическое образование). «Наши» не приходят получать другую квалификацию: квалификация, которую дает Высшая школа экономики, позволяет им спокойно ориентироваться на рынке труда, получать высокооплачиваемую работу и иметь достаточно устойчивое положение.

— То есть если они приходят, то только для углубления своих знаний?

— Они приходят спустя некоторое время, когда у них появляется  значительный опыт работы, на программы MBA и зачастую даже на программы Executive MBA, когда становятся уже руководителями или собственниками бизнеса.

И еще стоит сказать о программах профессиональной переподготовки — это программы, которые позволяют работать в новой профессиональной сфере. Они длятся всего 500 часов, то есть год вечерних занятий, и, как правило, бывают очень хороши для того, чтобы человек овладел какой-то смежной областью. Например, у него есть хорошая работа в сфере экономики, но ему нужен блок юриспруденции. У нас он получает хорошую фундаментальную подготовку по юриспруденции, позволяющую ему совмещать эти две отрасли — его экономику и знания в юриспруденции — и диверсифицировать свое предложение на рынке. Он не становится юристом, но становится экономистом с хорошим знанием многих юридических вопросов.

Такие программы реализуются в Банковском институте, Институте профессиональной переподготовки специалистов, Высшей школе менеджмента, Высшей школе бизнес-информатики, Международном центре логистики по направлениям менеджмент, экономика, фондовый рынок, в банковской сфере. Также существуют программы управления маркетинговыми активами и бренд-менеджмент, реализуемые в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса.

— Скажите, а изменяются ли программы обучения в условиях кризиса? Вводятся ли элементы антикризисного управления, маркетинга и тому подобное?

— Достоинством дополнительного профессионального образования является то, что программы моментально реагируют на потребности, возникающие на рынке. Естественно, меняются кейсы, которые изучают слушатели, они разрабатываются или адаптируются, предлагаются к рассмотрению ровно те ситуации, которые существуют сейчас на рынке. Никто не будет рассматривать развитие маркетинговых рынков в условиях стабильного роста экономики, когда все экономические показатели стремительно падают. Преподают на программах дополнительного профессионального образования  не только ведущие преподаватели ГУ-ВШЭ, имеющие, как правило, опыт практической работы в бизнесе, но и практики, реально представляющие потребности и проблемы бизнеса.

При этом любая программа состоит из двух частей, и помимо практических задач, которые разрабатываются исходя из сегодняшних условий, существует теоретический блок, дающий базовые знания. Таким образом, выпускник программы дополнительного образования, с одной стороны, подготовлен к работе в текущих условиях, а с другой — не пропадет и тогда, когда условия изменятся.

— А меняются ли условия приема в нынешней экономической ситуации, изменяется ли стоимость?

— Стоимость обучения не повышается по сравнению с прошлым годом несмотря на инфляцию, но и не снижается.

Есть новшество вот такого рода — изменение в сроках: набор мы начинаем уже сейчас, в марте. Делается это для того, чтобы дать абитуриентам возможность познакомиться с программами, обдумать свое решение.

Кроме того, руководство ГУ-ВШЭ делает все, чтобы предоставить людям, желающим получить второе образование или дополнительную квалификацию, возможность получения образовательного кредита. Конечно, можно взять потребительский кредит, но проценты по нему (причем достаточно высокие) нужно будет выплачивать уже завтра, а образовательный кредит представляет отсрочку платежа на период обучения. Будем надеяться, что договор будет заключен и нашим абитуриентам будут предложены приемлемые кредитные продукты.

Алексей Фабристов, менеджер Центра развития карьеры ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ВШЭ впервые в России открывает программу для менеджеров по компенсациям и льготам

Каждый год в России за нарушения дисквалифицируются около 5 тысяч специалистов в сфере оплаты труда. Высшая школа юриспруденции НИУ ВШЭ предлагает новую программу профессиональной переподготовки, которая находится на стыке экономики труда, трудового права и управления человеческими ресурсами. Ее выпускники будут обладать значительно более широкими компетенциями, чем обычные специалисты отделов труда и заработной платы.

Эксперты соберутся в ВШЭ, чтобы обсудить, как управлять миром

В условиях медленного преодоления мирового финансово-экономического кризиса политика, по мнению экспертов, «вернулась в экономику». Отсюда и разговоры о менеджменте революций и гражданских войн, и попытки просчитать, какой тип глобального управления может обеспечить наибольшую стабильность. 15-16 ноября в ВШЭ прошла Международная конференция «Глобальное управление в неустойчивом мире».

АВВЭМ: график повышения квалификации принят

22 апреля на заседании комиссии по кадровому развитию и развитию профессиональных квалификаций Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента был утвержден перечень программ повышения квалификации преподавателей вузов, а также график их проведения.

В Высшей школе экономики рассказали, что будет с евро

25-27 мая в Высшей школе экономики под патронатом Российско-Германской Внешнеторговой палаты состоялся XV симпозиум «Что будет с евро? Страны и банки в долговом кризисе», организованный ассоциацией «диалог+».

Экономика России: нестабильность как традиция

15 февраля в ВШЭ состоялся мастер-класс «Что глобальный экономический кризис значит для России», который провел глава Постоянного представительства Международного валютного фонда в России г-н Одд Пер Брекк.

«Банки: Статистика & Экономика»

Банки продемонстрировали свою неповоротливость в работе с валютными курсами; несбалансированность банковской системы напоминает ситуацию накануне трех предыдущих банковских кризисов – темы из очередных банковских обзоров Центра развития НИУ ВШЭ.

Экономика США: не дождетесь!

22 ноября на круглом столе, организованном студенческой Ассоциацией мировой экономики ВШЭ, обсуждались перспективы американской экономики и распространенные сегодня страхи по поводу кризиса в США. Свой взгляд на проблему представили профессора кафедры мировой экономики Виктор Супян и Леонид Григорьев.

Глобальная перспектива: медленно, но верно

Для мировой экономики прошедший 2010 г. был достаточно успешным. После нескольких лет кризиса мировой ВВП вырос на 5%. В текущем году таких же достижений ожидать не приходится — Япония, страны еврозоны и даже Китай притормозят, считает руководитель сектора прогнозирования Института мировой экономики и международных отношений РАН Гиви Мачавариани.

«В России, к сожалению, с конкуренцией очень плохо»

Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — председателя совета директоров «МДМ Банка» Олега Вьюгина.

Посткризис: работа над ошибками

Кризис дал богатую пищу для размышления экономистам. Главные вопросы, которые волновали их с 2008 года и по настоящее время: почему это случилось и можно ли в будущем предотвратить сбои в экономике. Об этом шла речь на секции «Кризис и антикризисная политика» XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.