• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россияне не ощущают себя хозяевами собственной страны

22 апреля в Высшей школе экономики прошла презентация доклада «Национальная идентичность и будущее России», подготовленного по итогам юбилейной, десятой, конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Авторы доклада — младший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Анастасия Лихачева и заместитель заведующего кафедрой мировой экономики ВШЭ Игорь Макаров — подготовили его в рамках работы над Стратегией-2020 под научным руководством Сергея Караганова, декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Они изучили мнения жителей России о собственной стране — о ее прошлом, настоящем и будущем. «Мы уверены, что выявить национальную идентичность населения страны — это не самоцель, но инструмент, без которого не получится реализовать Стратегию», — объяснила Анастасия Лихачева.

Попытка изучить «национальный характер», по словам авторов, выявила противоречивые пары понятий, которых придерживается население: с одной стороны, россияне отличаются повышенным чувством справедливости, но с другой стороны, это же порой порождает у них презрение к закону (если он воспринимается как несправедливый) или радикальный протест. Исследователи отмечают также стремление россиян к «масштабу», склонность к «большим проектам», что иной раз выражается в маниловщине. Высокая одаренность русского населения соседствует с неумением качественно выполнять самую обычную работу. «Мы сильны в способности принимать великие решения, мыслить нестандартно. И это непременно надо использовать, делая ставку на большие дела, большие проекты, которые смогут одновременно играть роль некоего символа для объединения населения. В настоящее время это может быть, например, возрождение Крыма. «Большим проектом» ХХI века может также стать подъем Сибири и Дальнего Востока», — считают авторы доклада.

Население России не ощущает себя хозяином своей страны: «Родина есть, но она принадлежит не нам», — говорят россияне

Сегодня, согласно исследованию Лихачевой и Макарова, единственное, что объединяет граждан России и служит основой для их национальной идентичности — культура, основанная на национальном языке. Других факторов нет. По мнению авторов, отношение людей к истории страны является «скорее точкой раскола, чем объединяющим фактором». Есть альтернативное общее — привычка и традиция борьбы с внешним миром или с внутренним врагом, но потенциал этого фактора, как считают авторы, исчерпан, люди устали от конфликтов.

Несмотря на то, что население прекрасно осознает масштаб территории своей страны, оно не чувствует свою сопричастность к ней. Люди понимают, что страна огромна и богата ресурсами, но воспринимают это абстрактно, иногда раздраженно, выражая это в словах: «Мне от этого ничего не достается». Население России не ощущает себя хозяином своей страны: «Родина есть, но она принадлежит не нам», — говорят россияне. Как считают авторы, почти не выраженное «чувство хозяина» своей Родины во многом объясняется уничтожением частной собственности в советский период, не лучшим образом проведенной приватизацией в 1990-е, а также плохой защищенностью частной собственности в сочетании со слабой вовлеченностью людей в процессы государственного и муниципального управления сегодня.

По словам авторов доклада, сегодня в России слабы профессиональные, досуговые, гражданские идентичности, однако относительно сильны религиозно-этнические. Создание профессиональных объединений, культурно-социальных групп, клубов по интересам способно вывести страну на качественно новый уровень, развить новый коллективизм, который всегда был свойственен россиянам.

В ходе долгой дискуссии после презентации доклада участники встречи пришли к нескольким выводам. Во-первых, сошлись во мнении, что с учетом пассивности населения ведущую роль в формировании российской национальной идентичности сегодня должно играть государство. Во-вторых, культура должна быть главным индикатором и основой национальной идентичности, причем не стоит забывать, что она имеет христианские корни. В-третьих, развитию идентичности будет способствовать повышение уровня образования в стране.

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

1,6

во столько раз с 2000 года выросла доля людей с высшим образованием среди россиян старше 55 лет.

Личный успех важнее демократии

В то время как в западноевропейских странах преобладают ценности открытости и заботы об окружающей среде, россияне более нацелены на личный успех и сохранение существующего положения вещей. Это серьезный тормоз демократического развития, отметили эксперты в ходе публичной дискуссии «Есть ли у россиян прививка от демократии? Альтруизм и эгоизм в системе ценностей россиян» с участием сотрудников Лаборатории сравнительных исследований массового сознания НИУ ВШЭ Владимира Магуна и Максима Руднева.

58%

россиян заявили, что готовы переплачивать за экопродукты.

60%

россиян готовы объединяться с другими людьми для каких-либо совместных действий, если их идеи и интересы совпадают. Не готовы — 28%.

11%

Россиян, отдыхающих за рубежом, самостоятельно организовывают свои поездки. Большинство отпускников полагается на услуги туристических агентств.

70%

россиян за последний год ни разу не отдыхали за пределами родного населенного пункта.

Кризис не дал исчезнуть государству

Общие экономические и политические вызовы для России и Европы стали темой дискуссии, организованной 1 июля международным дискуссионным клубом «Валдай» совместно с факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. Почетным гостем стал министр иностранных и европейских дел Франции Ален Жюппе.

Начать «с чистого листа»?

7 сентября на факультете мировой экономики и мировой политики ГУ-ВШЭ состоялось заседание круглого стола «Russian history, geography and future» Международного дискуссионного клуба «Валдай».