• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обучение служением, киберспорт и картина мира: Вышка на Всемирном фестивале молодежи

В «Сириусе» 6 марта завершился Всемирный фестиваль молодежи. В его работе активное участие приняла большая команда Высшей школы экономики. О некоторых важных проектах и дискуссиях, в которых приняли участие вышкинцы в дни ВФМ, — в нашем материале.

Картина мира и образ России

Ведущие социологи Вышки в партнерстве с Центром социологических исследований «14-35» и МАКО при поддержке оргкомитета ВФМ реализуют масштабный социологический исследовательский проект «Картина мира и образ России». Исследователи Вышки в течение шести дней фестиваля провели более полутора сотен интервью и десять фокус-групп, участие в которых приняли ребята из разных стран мира.

Иностранные участники ВФМ часто подчеркивали несовпадение своих представлений о России и действительности. «До фестиваля я думал, что Россия — холодная мрачная страна, где грустные и неприветливые люди. Приехав сюда, я увидел множество улыбающихся лиц, приветливых волонтеров, всегда готовых помочь, спикеров, открытых к общению и обмену опытом», — рассказал, например, представитель Турции.

Россияне уверены, что фестиваль помогает продвигать позитивный образ страны. «Россия уже является пространством формирования и трансляции ценностей. Всемирный фестиваль молодежи тому подтверждение. В Россию приехали люди из 180 стран, это очень масштабно, — говорит один из участников опроса. — Роль России в современном мире ключевая, мы не только самая большая страна, но и одна из самых богатых культур, наша культура гармонично сочетает особенности национальностей и народов страны. Я считаю, что нынешняя ситуация в мире влияет на ускоренное развитие России, давая толчок развитию новых технологий и брендов».

В целом молодежь настроена на дружбу и открытость. «После фестиваля вряд ли у кого-то останутся сомнения, что молодежь хочет дружить, знакомиться, обмениваться культурой и знаниями с представителями разных стран. Мы открыты и хотим, чтобы подобные международные события проходили как можно чаще», — подчеркнул в интервью молодой человек,  приехавший на фестиваль из ближнего зарубежья.

По итогам исследования учеными будет подготовлен расширенный доклад. Его публичная презентация запланирована на весну 2024 года в рамках традиционного семинара Проектно-учебной лаборатории «Молодежная политика» НИУ ВШЭ. Присоединиться к презентации могут исследовательские группы партнеров.

Полезные игры и польза игр

4 марта Высшая школа экономики и Кружковое движение представили международный доклад «Полезные игры и польза игр: вызовы и перспективы полезных игр и киберспорта». Докладчиками стали заместитель проректора НИУ ВШЭ Илья Яськов и президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев.

Дмитрий Земцов

«На сегодняшний день видится важным создание международного междисциплинарного центра исследований полезных игр. На полях Всемирного фестиваля молодежи мы уже пригласили исследователей к совместной работе и предлагаем желающим присоединяться. Игры становятся социально-педагогическим феноменом, который требует внимания: для развития индустрии полезных игр, разработки методологических рекомендаций их создания, обеспечения индустрии кадрами нам необходимо усиливать коммуникацию между научными и профессиональными сообществами разных стран. Развитие сообщества разработчиков игр стран БРИКС+ и Глобального Юга поможет использовать полезные игры для позитивных общественных изменений», — отметил проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов.

Докладчики рассказали, что игры имеют долгую историю применения в образовании, науке и социальном развитии: симуляторы используются как способ моделирования ситуаций, геймификация и дизайн игрового взаимодействия позволяют создавать новые образовательные инструменты, игры помогают формировать и разделять с другими уникальный иммерсивный опыт. Игры со встроенным программированием и создание собственных игр становятся ключевыми инструментами в обучении программированию и основам информационных технологий. Инженерные симуляторы дают возможность попробовать близкую к реальной инженерную деятельность через погружение в игровой мир.

Илья Яськов

«Вышка и Кружковое движение при поддержке правительства РФ создали Опорный центр игровых образовательных технологий в 2023 году. Центр фиксируется на исследованиях игр, полезных для сферы образования, культуры, гармонизации межнациональных отношений, и исследует игры как отдельный социокультурный феномен, позволяющий говорить с молодежью на одном языке», — сказал Илья Яськов.

В качестве направлений развития исследований полезных видеоигр докладчики выделили вопросы, касающиеся оценки образовательного эффекта игр и замера эффективности видеоигр в образовании, возможности игр становиться инструментами формирования агентности и способом трансляции сформированной субъектности вне игр, а также противоречий между получением радости от игры и обязательностью образования.

Алексей Федосеев

«Видеоигры — это не только индустрия развлечений, но и поле для многочисленных исследований и экспериментальных практик. Кружковое движение инициировало запуск Национальной киберфизической платформы “Берлога”, вместе с образовательными играми и фиджитал-состязаниями включающей программу исследований на базе сотен школ по всей стране. Платформа “Берлога” позволяет игрокам объединять достижения из различных игр с образовательными достижениями платформы “Талант” Кружкового движения, чтобы получить новые возможности в игре, рекомендации по участию в образовательных мероприятиях и даже дополнительные баллы к ЕГЭ. Это открывает новые возможности для развития образовательных технологий и лонгитюдных исследований в опоре на данные», — отметил Алексей Федосеев.

Исследователи предлагают рассматривать видеоигры как средство культурно-исторической репрезентации, понимания и самоидентификации. Помимо этого, видеоигры могут быть интересны как средство формирования осознанного и ответственного отношения людей к миру и влияния на жизненные установки и нравственное сознание людей без манипуляции.

Университеты и социальные изменения

Любовь Кириенко

На полях ВФМ Ассоциация волонтерских центров (АВЦ) организовала панельную сессию «Третья миссия университета и service-learning: роль университетов в социальных изменениях». Участники сессии обсудили современные тренды в развитии проектного обучения, а также поделились опытом реализации методики «обучение служением» в разных странах. Модератором сессии стала Любовь Кириенко, советник проректора НИУ ВШЭ.

Заместитель председателя совета Ассоциации волонтерских центров Алина Яшина в начале сессии обратила внимание участников на то, что сегодняшняя роль университетов заключается не только в научной деятельности и подготовке профессиональных кадров, но и в развитии человека: современный университет должен предоставлять студентам все возможности, чтобы менять мир и общество вокруг себя к лучшему.

Алина Яшина

«С командой проекта “Твой ход” здесь, на фестивале, мы провели исследование, чтобы понять, насколько молодые люди готовы участвовать в проектах общественных изменений. Результаты не могут не радовать: более 88% молодых людей готовы участвовать в таких проектах, а более 80% — самостоятельно инициировать и реализовывать социально значимые проекты. Сегодня наша страна находится на новом этапе развития подхода service-learning, который мы перевели на русский язык как “обучение служением”. Здесь, безусловно, важно говорить про оба слова: “обучение” — через проектную и практическую деятельность применять свои профессиональные навыки, “служение” — делать это ради позитивных общественных изменений. Благодаря этому подходу изменяется отношение студентов к стране, в которой они живут. Молодые люди на самом деле понимают, что такое гражданственность. На нынешнем этапе нам важно больше времени уделять преподавателям, студентам и социальным партнерам, вовлеченным в реализацию методики. Ассоциация волонтерских центров здесь берет на себя задачи, связанные с цифровизацией и коммуникацией. Мы подключаем университеты и партнеров к платформе ДОБРО.РФ, на которой можно удобно и быстро найти заказчика и исполнителя. Также мы имеем как большую базу локальных партнеров, так и большие всероссийские НКО, что позволяет нам помогать университетам находить те задачи, которые на самом деле важны на земле, — библиотекам, национальным паркам, больницам», — сказала Алина Яшина.

Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов рассказал о форматах реализации методики «обучение служением» в Высшей школе экономики и о результатах исследования, проведенного университетом в прошлом году среди участников пилотного запуска. По словам Дмитрия Земцова, результаты исследования говорят о том, что в педагогическом сообществе существует консенсус: для формирования у студентов чувства солидарности, гражданственности, чувства ответственности перед обществом не существует лучшей технологии, чем обучение служением. Исследование также показало, что по итогам пилотного запуска методики 72% студентов признают, что укрепили свою гражданскую позицию, 65% осознали свою способность работать с НКО и общественными организациями, а 60% поняли, что могут самостоятельно решать социальные проблемы и менять мир к лучшему, не ожидая помощи.

«Думаю, года через три социальная миссия и модель “обучение служением” станут органичной частью жизни всех российских университетов. Здесь можно вспомнить историю зарождения юридических клиник в Казани в середине XIX века, когда был поставлен вопрос о том, что выпускник юридического факультета должен обладать не только знаниями, но и милосердием. Сейчас мы вместе с АВЦ и Минобрнауки работаем над тем, чтобы эти принципы внедрялись не формально и по-настоящему. В Вышке мы немного дольше занимаемся обучением служением: у нас есть проект “Открываем Россию заново”, который мы запустили в 2017 году в университете и уже третий год реализуем для всех студентов страны совместно с АНО “Россия — страна возможностей” и программой “Больше, чем путешествие”. Вчера стали известны результаты отбора экспедиций сезона-2024: в этом году, например, студенты смогут заняться геодезическими исследованиями в жерле вулкана на Камчатке; поработать на раскопках хорошо сохранившегося мамонта в Якутии; восстановить купель в сельском храме. Мы не просто зовем студентов в своем районе листья подмести, а предлагаем им почувствовать себя молодыми профессионалами, ответственным за судьбу страны и мира. В этом году есть амбиция сделать программу экспедиций международной, я приглашаю заинтересованные университеты и партнеров присоединяться к проекту», — отметил Дмитрий Земцов.

Магдалена Гаете

Масштабирование практик обучения служением на страны БРИКС+ важной задачей назвала и Магдалена Гаете, заведующая Лабораторией управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Она отметила, что сегодняшние университеты сосредотачиваются на студентах, но мало выпускать только профессионалов, важно, чтобы выпускники были социально ответственными. Помимо этого, Магдалена Гаете назвала несколько ключевых для исследований в области обучения служением вопросов, среди них — как совмещать академический интерес студентов и обучение служением, как подготовить лидеров, которые смогут служить не угасая.

Опытом реализации проектного подхода в обучении поделились спикеры из разных стран. Научный сотрудник Университета Хамада Бен Халифы Асма аль Фори рассказала о волонтерстве и его интеграции в образовательный процесс в Катаре, профессор Университета TARUC, эксперт Рейтинга человеческого потенциала городов Эми Йео Чу поделилась опытом Малайзии, проректор Университета Ла-Сабана Хуан Фернандо Кордова Марентес рассказал о сетевом взаимодействии университетов и социальных партнеров в Колумбии.

Ольга Петрова

Итоги сессии подвела заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова: «Миссия служения — ключевая ценность, которая у нас уже есть и реализуется начиная со школьного уровня. Школьники затем приходят в университет, и у них остается запрос на помощь и созидание. Мы введи модуль “обучение служением” в университеты и видим, что это было правильно: студенты стали вовлекаться в деятельность еще больше. Образ выпускника сегодня — неравнодушный человек с большим сердцем, который может и хочет менять мир вокруг себя, который чувствует ответственность за свою страну. В этом году мы планируем создать проектный офис, чтобы развивать обучение служением в славянских университетах за рубежом, филиалах вузов в других странах, потому что пилотный проект мы считаем уже успешно завершенным».

Вам также может быть интересно:

Обучение служением как принцип образования представили на форуме «Сильные идеи для нового времени»

Эксперты из НИУ ВШЭ представили на форуме «Сильные идеи для нового времени» идею международного центра «Служение как принцип образования». Авторы получат от партнеров экспертную обратную связь, участие в акселерационных программах, индивидуальное сопровождение проектов и медийное продвижение.

Большинство руководителей НКО положительно оценили идею программы «Обучение служением»

В сентябре 2023 года в ряде вузов страны, включая ВШЭ, была запущена программа «Обучение служением». В рамках этого образовательного модуля студенты изучают дисциплины и получают опыт проектной работы с некоммерческими организациями, соответствующий их профессиональной траектории. Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ в рамках всероссийского обследования НКО выяснил, как руководители этих организаций отнеслись к идее программы.

Два проекта вышкинцев прошли в финал премии #МыВместе

Международная премия #МЫВМЕСТЕ ежегодно присуждается проектам в сфере волонтерства и благотворительности. В этом году на нее было подано почти 40 тыс. заявок — более чем на 5 тыс. больше, чем в 2022 году. В финале оказались 128 финалистов из 48 регионов России, и среди них два проекта вышкинцев. Победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к Международному дню волонтера. Награды лучшим вручит президент России Владимир Путин.

Программа «Обучение служением» стартовала в университетах страны

5 сентября, в Международный день благотворительности, в различных университетах страны состоялся официальный запуск программы «Обучение служением». В НИУ ВШЭ прошла встреча с заместителями деканов и проектными менеджерами факультетов, а затем масштабная ярмарка НКО, где и студенты, и сотрудники Вышки познакомились с партнерскими НКО и запланировали дальнейшие совместные проекты.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

В «Машуке» завершилась программа повышения квалификации для внедрения в вузы курса «Обучение служением»

С 4 по 7 июля в Центре знаний «Машук» прошла первая программа повышения квалификации «Внедрение методики “обучение служением”». Программа разработана на базе Института образования НИУ ВШЭ совместно с Ассоциацией волонтерских центров при поддержке Министерства образования и науки. Обучение прошли более 180 человек — профильные проректоры и директора из 100 университетов России. С 1 сентября курс «Обучение служением» будет запущен в 100 пилотных университетах.

Начинается прием заявок на Всероссийский конкурс социальных практик, реализуемых по технологии «обучение служением»

Организаторами конкурса выступили Высшая школа экономики и Ассоциация волонтерских центров при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Поданные с 1 по 30 апреля заявки оценит экспертная комиссия. С 25 по 29 мая заявители лучших практик смогут презентовать их в дистанционном режиме.

«У нас есть возможность внедрить в процесс обучения студентов новую практику»

16 марта в московской «Точке кипения» Ассоциация волонтерских центров в партнерстве с НИУ ВШЭ провела стратегическую сессию «Технология “обучение служением” в университетах России» для представителей вузов и НКО. Стратсессия призвана помочь ее участникам познакомиться с этой технологией и разработать модель ее внедрения в образовательный процесс.