• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вы — те, кого мы так напряженно ждали»

Какие специалисты будут нужны новой российской экономике, как открытие факультета физики повлияет на качество образования в Вышке в целом, сохранится ли распределенный кампус в Москве — об этом и многом другом узнали 10 октября на встрече с ректором и другими руководителями НИУ ВШЭ первокурсники, поступившие в университет по результатам предметных олимпиад.

Эта встреча в начале октября в последние годы стала традиционной. На этот раз в ней участвовали около шестидесяти студентов — примерно десятая часть тех, кто поступил в Вышку по результатам Всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных состязаний. Были приглашены лучшие из лучших — победители одновременно нескольких олимпиад и те, кто, помимо победы, имеет другие значимые достижения.

«С тем, что вы поступили в Вышку, можно поздравить одновременно и вас, и нас, — обратился к собравшимся ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Такова сущность отношений университета с его наиболее перспективными студентами. Нам очень хочется иметь дело с людьми, которые пришли в Вышку не просто потому, что это очень популярный университет, а потому что у них есть интерес к предметам, которые здесь преподают. Вы — те, кого мы так напряженно ждали».

Выпускники для новой экономики

Сегодняшние первокурсники окончат бакалавриат в 2021 году, а магистратуру, если будут продолжать образование, — в 2023 году. Россия к этому времени станет совсем другой страной, считает Ярослав Кузьминов: «Мы не просто должны перейти к другому типу экономики — мы не можем это не сделать».

Если хотите развиваться и оставаться лидерами, бежать нужно будет еще быстрее

Уже сегодня три четверти богатства мира создают не только ученые и конструкторы, но и дизайнеры, арт-менеджеры, юристы, маркетологи, другие представители творческих профессий, подчеркнул ректор ВШЭ. Атрибут прогресса — это уже не луноход времен Никиты Хрущева, а iPhone, себестоимость которого — 120 долларов, 20 из которых получают китайцы за его «физическое» производство, а оставшиеся 100 — люди из Калифорнии, те, кто придумал его, создал дизайн, продвинул на рынке. До 80 процентов современной «железной» техники составляет софт — не только программное обеспечение, но и другие продукты интеллекта и воображения.

Россия тоже может создавать такие продукты, уверен ректор ВШЭ, и чтобы добиться в этом успеха, нужны профессионалы в соответствующих областях. К 2023 году мы вряд ли научимся собирать автомобили и продавать их за рубеж, но у нас будет немаленький рынок в высшем образовании и здравоохранении — мы умеем лечить и учить, причем делаем это лучше и дешевле, чем во многих других странах. В России будет развиваться экономика впечатлений, прежде всего туристическая индустрия.

Как нужно учиться?

Требования к новой экономике во многом определяют особенности пребывания студентов в университете, продолжил Ярослав Кузьминов. В Вышке сложно учиться — студент находится в постоянном напряжении, он постоянно выступает, пишет, получает оценки, и в этой ситуации важно не утерять бескорыстный интерес к другим окружающим его предметам. Система не позволяет студенту расслабляться. Точнее, расслабиться можно, но на это нужно выделять строго определенное время — «загулять» на неделю не получится. В противном случае он будет отчислен, несмотря на свой талант.

Учеба в Вышке — это не просто освоение чужого знания, но и создание своего. Для этого в бакалавриате предусмотрен научный семинар, со студентами работают те, кто ведет исследования. Уже со второго курса придется постоянно делать выбор, и его первые точки — тема курсовой и майнор, «крепкая связка» четырех учебных курсов, фактически вторая специальность: юрист может взять майнор по социологии, лингвист — по прикладной математике и т.д. Такая возможность выбора отличает образование в Вышке от образования в других российских вузах, подчеркнул Ярослав Кузьминов.

Вышка — университет, который интересуется тем, что думают и говорят студенты, отметил первый проректор ВШЭ Вадим Радаев, поэтому здесь выстраиваются различные формы обратной связи. Это оценка студентами преподавателей и учебных курсов, голосование за лучших преподавателей, а для тех студентов, кто попадает в выборку, — участие в мониторинге студенческой жизни, где нужно отвечать на вопросы об учебе и досуге, о разных сторонах жизни в университете.

«Вы все способные, сильные, талантливые, и в отличие от школы, где вы были безусловными лидерами, в Вышке вы попали в среду себе подобных, — сказал проректор Сергей Рощин. — Если хотите развиваться и оставаться лидерами, бежать нужно будет еще быстрее».

Любимый анекдот ректора

После приветственных выступлений студенты могли задать вопросы руководителям Вышки — с места или через интернет, в последнем случае можно было сохранить анонимность и получить «лайки» на свой вопрос от других участников встречи. Встречу вел старший преподаватель Департамента теоретической экономики ВШЭ Данил Федоровых — сам в прошлом победитель Всероссийской олимпиады школьников по экономике, а ныне организатор олимпиад и разработчик олимпиадных заданий.

Как обычно бывает на подобных встречах, студенты спрашивали обо всем. Их интересовали особенности работы университетских столовых (работают весь день, нужно лишь выкроить время для обеда), актуальность названия ВШЭ (участники встречи сошлись во мнении, что менять его не нужно), настроение ректора (оно, по словам Ярослава Кузьминова, хорошее), необходимость вмешательства государства в экономику (оказалось, иначе не бывает).

Были и, по определению одного из участников встречи, «эстетские» вопросы — например, об отношении к Егору Летову. Вадим Радаев сказал, что у него до сих пор два диска этого исполнителя лежат в машине, и он сожалеет, что тот «рано ушел».

Студентов также интересовали литературные, религиозные и иные предпочтения ректора, а также его любимый анекдот. Ярослав Кузьминов рассказал о человеке, который хотел разбогатеть, двадцать лет тщетно просил об этом Бога, после чего Бог не выдержал и сказал: «Я слышу тебя, но дай мне шанс — купи хотя бы лотерейный билет!»

О деньгах, физике и волонтерах

Несколько вопросов было задано о перспективах финансирования Вышки — например, не приведет ли открытие факультета физики к ухудшению финансирования других подразделений, а значит и к ухудшению качества образования в целом.

По словам Ярослава Кузьминова, сейчас особых проблем с финансированием в Вышке нет, но нужно понимать, что по сравнению с другими развитыми странами российское государство вкладывает недостаточно средств в высшее образование. У ВШЭ проблем меньше, чем у других вузов, потому что мы умеем зарабатывать и даже после обвала цен на нефть и девальвации успешно конкурируем с западными университетами. Никаких сокращений расходов, которые могли бы отразиться на студентах, не планируется.

Что касается факультета физики, то, по словам Вадима Радаева, качество образования благодаря ему в Вышке только вырастет — ведь факультет будут строить лучшие физики из ведущих институтов РАН, и в мировом масштабе он сразу будет выглядеть неплохо.

Еще один цикл вопросов касался зданий Вышки — и учебных корпусов, и общежитий. По словам Ярослава Кузьминова, университет сохранит распределенный кампус в Москве — всеобщий переезд, например, в Дубки не планируется. Вышка — университет, встроенный в ткань города, и расположение в центре для него оптимально, потому что туда легко добраться со всех концов Москвы.

Вышка — это когда не стыдно учиться на платном, а учиться на бюджете — еще более почетно и достойно

Спрашивали и об особенностях учебы в университете — о трудностях поступления на военную кафедру (правила определяет Минобороны, и те, у кого есть необходимые способности и умения, успешно поступают), о преподавании иностранных языков (английский учат на младших курсах, сдают международный экзамен, а затем поддерживают уровень, посещая лекции носителей), о размере стипендий.

Студенты также интересовались, есть ли у них возможность продолжать участвовать в олимпиадном движении уже в качестве организаторов олимпиад школьников, а также помогать нынешним старшеклассникам в выборе профессии и вуза. Как пояснила директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич, возможностей много.

Во-первых, на олимпиаде «Высшая проба» и на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, если он проходит на базе ВШЭ, нужны волонтеры (на «Всерос» берут только лучших волонтеров состязаний очного этапа «Высшей пробы»). Во-вторых, в рамках проекта «Школьникам о Вышке» студенты рассказывают об учебе в университете в своих школах. В-третьих, есть проект «Посланники науки», когда студенты на встречах со школьниками рассказывают о результатах своих научных исследований. На многих факультетах работают школы для старшеклассников, где занятия ведут студенты.

Почему я поступил в Вышку?

Участников встречи заранее попросили написать небольшое эссе о том, почему они поступили в Вышку.

Призерами конкурса стали Александр Мельников и Елизавета Довженок. У Елизаветы был особенно трудный выбор: она поступила одновременно в МГИМО, на чем настаивали родители, и в ВШЭ, куда ее «тянуло непреодолимо». И она выбрала Вышку, потому что «это особая атмосфера, где люди загораются идеями и воплощают их, заряжая позитивом окружающих», хотя в МГИМО проходила на бюджетное место, а в Вышку — на платное со скидкой.

Победила в конкурсе Анастасия Добронравова, вот фрагмент ее эссе.

«Вышка — это когда на первое сентября друзья говорят тебе: «Ха, ты все еще школота. Школа же!»

Вышка — это когда не один дом, а целых 45, по количеству корпусов, и везде уютно.

Вышка — это когда птицей мудрости становится ворона, а не сова или филин.

Вышка — это когда не стыдно учиться на платном, а учиться на бюджете — еще более почетно и достойно.

Вышка — это когда влюбляешься в преподавателя и учебную дисциплину еще издалека, на открытом лектории.

Вышка — это когда готов много работать, чтобы получить практические знания.

Вышка — это когда целый год ходишь на ФДП и каждый раз, переступая порог, клятвенно обещаешь себе поступить».

Вам также может быть интересно:

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

Победителей и призеров Всероссийской олимпиады по ИИ примут в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний

Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту включена в перечень олимпиад школьников Министерства науки и высшего образования на 2023/24 учебный год. В этом году на олимпиаду зарегистрировались почти 16 тысяч школьников со всей России. В финальный этап прошли 50 участников. Из них 4 школьника стали победителями, а 8 — призерами.

«Здесь развиваются и проверяются качества, необходимые будущим предпринимателям»

В 27 городах России завершились региональные кейс-чемпионаты школьников по экономике и предпринимательству. Самым масштабным из них стал московский региональный кейс-чемпионат, приглашения на который получили более 300 команд. 12 ноября в НИУ ВШЭ состоялось награждение его победителей и призеров по кейс-направлению и по бизнес-направлению. Кроме того, ряд команд были отмечены в специальных номинациях партнерами чемпионата.

Отборочный этап чемпионата сочинений «Своими словами» завершен

С 27 по 30 октября состоялся отборочный этап Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами». Более 8000 человек из 86 регионов России прошли мультимедийный тест онлайн. Задания чемпионата сочинений направлены не на проверку школьной программы и систематических знаний, а на тестирование уровня функциональной грамотности, способности к критическому мышлению, а также навыка анализа информации.

Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике

До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая входит в топ-5 крупнейших олимпиад школьников. Все ее 28 профилей включены в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год. «Высшую пробу» поддерживают крупные российские работодатели и фонды. Рассказываем, в чем заключается их интерес и каковы особенности заданий, которые они предлагают школьникам.

«Самые крутые и легитимные медалисты»

16 октября в зале заседаний Ученого совета НИУ ВШЭ состоялась встреча руководителей университета с медалистами олимпиады студентов и выпускников «Высшая лига» прошлого учебного года. В торжественной обстановке им вручили дипломы и медали. Большинство участников собрания — первокурсники магистратуры НИУ ВШЭ, поступившие в этом году без вступительных испытаний благодаря победе на олимпиаде.

«Одна из лучших и важных олимпиад, которую точно нельзя пропускать»

До 8 ноября продолжается регистрация на Всероссийскую олимпиаду школьников «Высшая проба». Диплом ее победителя и призера дает 11-классникам возможность поступить в российские вузы без вступительных испытаний или засчитать 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» студенты НИУ ВШЭ рассказали, как участвовали в олимпиаде и как ее диплом помог при поступлении.

Стать ментором: «окунуться в поток людей, вдохновленных идеями»

До 31 октября открыт набор менторов, которые будут оказывать поддержку командам, прошедшим в финал Всероссийского кейс-чемпионата по экономике и предпринимательству. Приглашаются студенты НИУ ВШЭ и других вузов, а также молодые предприниматели, эксперты из сферы управления и экономики. Менторам предстоит очная работа с командами — участницами финального кейс-чемпионата, который состоится с 8 по 11 декабря в Москве.

Зарегистрироваться на конкурс «Высший пилотаж» и загрузить работы можно до 25 января

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» проводится по 25 направлениям. К участию приглашаются ученики 8–11-х классов, делающие первые шаги в науке и проектной деятельности и желающие получить профессиональную экспертную оценку своей работы. Проекты и исследования по всем направлениям принимаются до 25 января 2024 года.

В НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде состоялся хакатон олимпиады по анализу данных DANO

В соревнованиях участвовали более 90 школьников 9–11 классов из Москвы, Нижнего Новгорода и области, Санкт-Петербурга, Самары, Чебоксар, Уфы — всего из 15 регионов России. «Все большую часть рынка занимают позиции, требующие работы с большими данными, поэтому еще в школе нужно учиться их обрабатывать, анализировать, получать правильные выводы», — отметил Дмитрий Покровский, сопредседатель методической комиссии Национальной олимпиады по анализу данных DANO.