• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На факультете компьютерных наук прошел международный мастер-класс ЦЕРН

Проанализировать данные, полученные учеными на Большом адронном коллайдере, и пообщаться с зарубежными исследователями смогли три десятка школьников из Москвы и Подмосковья на мастер-классе, который организовали для них факультет компьютерных наук ВШЭ, Яндекс и ЦЕРН.

Через Вышку — в ЦЕРН

Школьные мастер-классы с ЦЕРН проводятся во многих странах мира уже несколько лет. В 2017 году к проекту благодаря факультету компьютерных наук НИУ ВШЭ и СПБГУ присоединились и российские школьники.

Организаторами этого мероприятия в Вышке стали старшие научные сотрудники Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных (LAMBDA) Денис Деркач и Федор Ратников. Основное направление работы этой лаборатории — применение современных методов анализа данных в физике высоких энергий. Ее сотрудники ведут проекты и в других предметных областях, например, занимаются применением технологий машинного обучения в нейронауках.

«Мастер-класс ЦЕРН для школьников — это отличный формат, который позволяет абитуриентам, интересующимся наукой и технологиями, сделать в будущем осознанный выбор специализации и профессии, — говорит декан факультета компьютерных наук Иван Аржанцев. — Начиная с XX века наука во многом живет крупными проектами, которые исторически были связаны с физикой. На мастер-классе ребятам рассказали о встрече двух больших проектов — эксперименте, проводимом в ЦЕРН, и современном анализе данных. Последний проект не локализован на конкретном ускорителе, он развивается во множестве научных центров и IT-компаний, но именно этот проект в последние годы существенно влияет на жизнь каждого из нас».

Денис Деркач до прихода на факультет компьютерных наук работал в ЦЕРН на должности научного сотрудника, Федор Ратников участвует в экспериментах ЦЕРН уже более 12 лет. Так что школьники могли узнать обо всем, что связано с Большим адронным коллайдером, из первых рук. «Наша лаборатория ведет несколько совместных проектов с университетами-участниками ЦЕРН, — поясняет Денис Деркач. — С нами работают университеты Рима, Кембриджа, Массачусетский технологический институт и многие другие. Задачи, которые мы решаем, требуют глубокого знания как физики частиц, так и методов анализа больших данных. Решения, которые были предложены в нашей лаборатории, уже работают для онлайн-отбора интересных событий в экспериментах Большого адронного коллайдера. Сейчас мы работаем над автоматизацией систем мониторинга и оценки качества данных. Основой этого проекта является использование методик, разработанных аспирантами нашей лаборатории».

Почему нужно работать с большими данными

Программа школьного дня ЦЕРН включала лекции о физических исследованиях, проводимых на Большом адронном коллайдере, современном состоянии анализа данных в научных исследованиях, лабораторную работу с данными коллайдера, а также телемост со школьниками из других стран (Италии, Франции и Бразилии) и с исследователями ЦЕРН Франческой Дордеи и Эдуардо Родригезом.

По словам организаторов мероприятия, они не ставили перед собой задачи производить серьезный отбор школьников, основной критерий участия — интерес, ведь «именно он двигает науку и технологию». «С точки зрения подготовки, рассказ старшим школьникам требует тщательной проработки материала, — говорит Денис Деркач. — Дело в том, что молодежь, которая приходит на подобные мероприятия, уже достаточно подготовлена и задает глубокие и интересные вопросы. При этом не стоит забывать, что всего за несколько часов необходимо, пусть поверхностно, покрыть несколько семестров курса физического факультета».

В Вышку приехали ученики нескольких лицеев из Москвы и Подмосковья, причем со своими учителями. «Сюда пришли ребята из нашего инженерного класса, они очень увлеченные, два месяца занимались в одном из центров физического факультета МГУ, и когда узнали о том, что НИУ ВШЭ организует такое событие, захотели на него попасть, —  рассказала Жанна Чопорова, преподаватель физики в московском лицее №1575. — Я сама была на Большом адронном коллайдере, знаю, насколько важна проблема обработки большого массива данных, и сегодня ребята смогли многое об этом узнать. Причем умение работать с большими данными им пригодится в любом случае — и как ученым-физикам, и если они решат уйти в бизнес или финансовый сектор».

«Во время лабораторной мы работали на компьютере со специальной программой — смотрели, как регистрируются частицы, и по их «полету» пытались определить время их жизни, — рассказал Владимир Шеин из того же лицея. — Мы работали с реальными данными, и это был очень интересный опыт, который будет полезен, даже если в дальнейшем мы выберем какую-то другую область исследований».

О важности ошибок и открытий

Лабораторная работа, о которой говорили школьники, состояла из двух частей. В первой каждому было предложено визуально проанализировать 30 реальных событий (записанных результатов столкновения протона с протоном на коллайдере) и найти содержащиеся там продукты распада D^0 мезонов. О том, что такое D^0 мезон, ребятам рассказывали во время вступительных лекций. Во второй части школьники измеряли время жизни D^0 мезонов. Всем школьникам были предложены одинаковые наборы данных, в которых они, впрочем, могли сделать специальные отборы, чтобы уменьшить фоновый вклад и увеличить значимость сигнала. Из аппроксимации распределения по временам распада каждый получил итоговый результат о времени жизни. Подобное измерение, проведённое на эксперименте LHCb в 2011 году, позволило улучшить наше понимание первых секунд развития Вселенной и отсутствия анти-материи в окружающем нас мире.

Результаты первой части работы всех школьников (российских и из трех других стран) были сведены вместе, что дало возможность получить хороший, статистически обеспеченный сигнал для D^0 мезона. «Эта часть должна дать школьникам понимание, что, объединив усилия многих участников из разных стран, можно добиться существенного улучшения получаемого физического результата, а это — квинтэссенция любой международной научной коллаборации, — считает Федор Ратников.

Вторая часть продемонстрировала школьникам, что из одинаковых данных можно вывести различные результаты, которые будут внутренне непротиворечивы, но будут обладать различной точностью в зависимости от выбранной процедуры обработки. Таким образом получение результата — это не механическая процедура, а процесс интенсивной интеллектуальной деятельности, проб, ошибок, открытий».

Само участие в этом мастер-классе позволило некоторым школьникам по-другому взглянуть на то, как проводятся физические исследования и какие возможности перед ними открываются.

«Съездить сюда на лекции и последующую лабораторную работу нам предложила наша учительница по физике, причем занятно, что она сделала это во время нашей собственной лабораторной работы, — рассказала Лидия Иджилова, ученица лицея №5 (Долгопрудный). — Узнав о программе дня, мы еще больше им заинтересовались. Я пока отдельно не занимаюсь астрофизикой, но меня привлекает исследование космических лучей и частиц, и лабораторная работа была как раз на изучение мезонов. Интересно было не только самим проанализировать данные, но и посмотреть, как ребята в других странах справились с такой же задачей и сопоставить результаты. И еще мы смогли лучше понять, какую роль компьютерные науки могут играть в физических исследованиях».

«Мы в последнее время приобщаемся к такого рода мероприятиям, и идея поехать в Вышку, чтобы узнать об астрофизике и Большом адронном коллайдере, меня очень привлекла, — отметил, в свою очередь, Дмитрий Кудряшов из Физтех-лицея им. П. Л. Капицы (Долгопрудный). — Хотя я не специализируюсь конкретно в этой области физики, я считаю, что нужно развиваться разносторонне и понимать, что происходит в разных областях науки. По дороге сюда мы с другими ребятами обсуждали, почему мероприятие проводит именно Высшая школа экономики. Но приехав сюда, я узнал, что в Вышке очень большое количество людей занимается не только социальными и гуманитарными науками, но и IT-технологиями, в том числе применительно к физике. Теперь я стал рассматривать ВШЭ как один из вузов, в которые могу поступить».

Вам также может быть интересно:

«Мы можем изменять спины электронов, прикладывая внешнее магнитное поле»

Ученые ВШЭ, МФТИ и Института физики твердого тела РАН совместно с коллегами из Англии, Швейцарии и Китая изучили свойства тонкослойной гетероструктуры «платина — ниобий». Проведенные ими эксперименты и теоретические расчеты подтвердили, что при контакте со сверхпроводником в платине возникает спин, который можно использовать как носитель информации. Платина не обладает собственным магнитным моментом, что в перспективе дает возможность создавать на базе новой структуры еще более миниатюрные чипы, чем в «традиционной» спинтронике. Работа опубликована в журнале Nature Communications.

Микролазеры с квантовыми точками оказались способны работать даже при высоких температурах

Ученые из Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге исследовали, как размер резонатора влияет на температуру работы микродискового лазера с квантовыми точками в режиме двухуровневой генерации. Выяснилось, что микролазеры способны генерировать излучение на нескольких частотах даже при высокой температуре. Это позволит в будущем использовать микролазеры в фотонных интегральных схемах и передавать в два раза больше информации. Результаты исследования опубликованы в журнале Nanomaterials.

Атомные часы, квантовые деньги и разноцветные алмазы: как прошел День света на факультете физики ВШЭ

В конце мая факультет физики Вышки впервые организовал День света для студентов и абитуриентов. Его целью стало погружение школьников и учащихся младших курсов в увлекательный мир науки. Ученые ВШЭ рассказывали о распространении света в галактике, демонстрировали волновую теорию света на потолке лекционного зала и опыты с получением флуоресцеина. А студенты старших курсов представили свои исследовательские работы.

Туннельный контакт помог изучить электронную структуру углеродных нанотрубок

Российские физики показали, что можно использовать туннельный контакт для спектроскопии электронных состояний углеродных нанотрубок. Предложенная технология изготовления туннельного контакта и метод спектроскопии помогут точно определять ширину запрещенной зоны нанотрубок, которая является ключевой характеристикой для разработки любых электронных устройств на их основе. Результаты работы были представлены в журнале Applied Physics Letters.

5 причин учиться на базовой кафедре квантовой оптики и нанофотоники Института спектроскопии РАН

Чем молодых физиков привлекает обучение в Вышке? Какие лаборатории ИСАН открыты для будущих профессоров и академиков? Выяснила новостная служба портала.

«Нам удалось быстро включить магистрантов-физиков в реальные научные исследования»

В этом году состоялся первый выпуск магистерской программы «Физика». О том, чего удалось достичь студентам, какими исследованиями они занимались во время учебы и как будет меняться программа в будущем, рассказал ее академический руководитель, директор Института теоретической физики им. Л. Д. Ландау, член-корреспондент РАН Владимир Лебедев. Подать документы на программу можно до 31 июля.

Какими исследованиями занимаются в магистратуре по физике

Студенты магистерской программы «Физика» сразу приступают к исследованиям в ведущих академических институтах, участвуют в проводимых в лабораториях этих институтов экспериментах и готовят научные публикации по результатам своих работ. Рассказываем о трех исследованиях выпускников 2019 года, которые получили высокие оценки экспертов, а сами выпускники — рекомендации в аспирантуру.

В Вышке появятся первые экспериментальные лаборатории по физике

Конкурсная комиссия НИУ ВШЭ подвела итоги международного конкурса на создание физических лабораторий. Его победителями стали два проекта — лаборатория Ван-дер-Ваальсовых гетероструктур и лаборатория нанофотоники и функциональных материалов.

Как поступить в магистратуру факультета физики по результатам научных исследований

25 мая на факультете физики состоится конкурс студенческих научных работ. Его победители и призеры получат льготы при поступлении на магистерскую программу «Физика». Прием заявок на конкурс продолжается по 23 мая. Рассказываем, как он будет проходить.

«День открытых дверей»: где учатся физики

Домашняя атмосфера, лояльные преподаватели и возможность заниматься наукой уже с первого курса — так устроен один из самых молодых факультетов Вышки, факультет физики. В проекте «День открытых дверей» о нем рассказывают студенты бакалаврской программы «Физика» Арслан Галиуллин (2 курс) и Софья Лопатина (1 курс).