• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Они находят свои мысли в наших словах"

Один из профессоров Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ — проректор Государственного университета управления Владимир Годин. О том, чем привлекательна для администратора столь известного вуза преподавательская работа в Вышке и чем Высшая школа менеджмента отличается от других бизнес-школ, он рассказал в интервью нашему порталу.

— Владимир Викторович, согласитесь, руководители вашего ранга нечасто преподают в других вузах.

— Я же не всегда был в этом ранге — проректором стал только два с половиной года назад. А в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ начал преподавать гораздо раньше.

— Какие курсы вы там читаете?

— Курсы, связанные с управлением информационными системами, иначе говоря — информационным менеджментом. Они охватывают все, что необходимо менеджерам, обучающимся по программам МВА, Executive МВА, и DBA ("доктор делового администрирования"), в области информационных технологий. Например, я участвую в проведении в подмосковном Виноградове выездного семинара для слушателей ЕМВА на тему "Стоит ли тратить деньги на корпоративные информационные системы?" Также руковожу подготовкой выпускных работ по этой тематике.

— Что вас привлекает? Вряд ли это всего лишь дополнительный заработок.

— Конечно, деньги не главное. Мне вообще интересно преподавать, потому что административная работа — это явление временное, если хотите — побочное. А преподавание не дает "ржаветь", и в этом смысле Высшая школа менеджмента — живая, динамичная образовательная среда. Я что-то даю слушателем, они что-то дают мне взамен.

Но, конечно, в Вышку я прихожу не столько к слушателям, сколько к своим коллегам — профессорам Сергею Филоновичу, Николаю Берзону, Игорю Липсицу, Геннадию Константинову, Ирине Ивашковской и некоторым другим преподавателям.

— Почему именно к ним?

— Вот у вас есть друзья? Почему вы выбрали их, а не других?

Эти люди мне интересны, меня с ними связывают дружеские отношения. С Сергеем Филоновичем и Геннадием Константиновым у нас есть совместные бизнес-проекты.

Мне интересно наблюдать за развитием Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, сравнивать с тем, что происходит в Государственном университете управления, где сейчас меняется структура дополнительного образования, создается новая бизнес-школа, объединяющая программы МВА различных подразделений. Для меня работа в Вышке — в некотором смысле "подглядывание". У школ бизнеса ГУУ и ГУ-ВШЭ много общего — они работают в структуре больших университетов и этим отличаются от других форм организации бизнес-образования — например, от независимых частных школ бизнеса.

— Есть ли в Высшей школе менеджмента другие приглашенные профессора?

— Да. Я знаком с Михаилом Зайцевым, проректором Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства. Он читает курсы, связанные с количественными методами, и его, как и меня, считают почти что штатным преподавателем. Мы, кстати, оба экономисты-кибернетики по первому образованию.

Профессора школы — это сложившаяся команда, каждый член которой, как нам кажется, незаменим. Ведь чаще всего бизнес-школа — это один лидер, формирующий преподавательскую команду "под себя". А Высшая школа менеджмента представляет собой товарищество, эдакую "кофейню на паях".

— Что еще, на ваш взгляд, выделяет Высшую школу менеджмента ГУ-ВШЭ на российском рынке бизнес-образования?

— Школа грамотно позиционирует и выстраивает свои программы. Например, все говорили о DBA, многие даже ее начинали, но никто не формулировал миссию и идею DBA так хорошо, как Сергей Филонович. Он сказал, что это программа, которая помогает топ-менеджеру обобщить свой опыт так, чтобы он был интересен другим. Это понятная цель, исходя из которой, программа выстраивается прагматично и четко, как бизнес.

Точно так же есть понимание миссии и ключевых идей других программ. Программа EMBA представляет собой цикл семинаров, и все хорошо понимают, почему выбраны именно такие-то темы семинаров, почему занятия проводятся в такой-то форме.

ЕМВА — это программа МВА для собственников компаний и топ-менеджеров с большим опытом работы, и в этом ее отличие от программы МВА, предназначенной для менеджеров не столь высокого уровня. Это принципиально разные программы. Для МВА в России существуют государственные требования, для ЕМВА — нет. Многие бизнес-школы выдают выпускникам своих ЕМВА государственный диплом МВА, хотя, строго говоря, не должны этого делать. А в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ от этого отказались: качество диплома ЕМВА гарантировано ее брендом, как и диплома DBA.

Еще одна особенность Высшей школы менеджмента — отсутствие стремления получить аккредитацию своих программ на Западе. Ведь здесь формируется уникальная образовательная модель. Коллеги ничего не копируют на Западе — напротив, создают такие продукты, которые могут заинтересовать Запад. Здесь реализуются российские программы, которые отражают все наши реалии, но в то же время построены по общепринятым стандартам.

— Есть ли отличительные особенности у слушателей, с которыми вы работаете в Вышке?

— Студенты МВА Высшей школы менеджмента моложе, чем те, кто приходит на аналогичные программы в ГУУ. Все они появляются там без затрат школы на рекламу. Слушатели и выпускники рассказывают о школе своим друзьям и коллегам, вокруг нее создается своеобразная социальная сеть, социальное сообщество. Школа почти не проводит презентаций, дней открытых дверей и на образовательных выставках особенно не позиционируется.

Слушатели Высшей школы менеджмента способны воспринимать достаточно сложные курсы, стремясь получить нужные компетенции в соответствующих областях. В Государственном университете управления я преподаю на профессиональной программе MBI (Master of Business Informatics), то есть разговариваю со слушателями на одном языке. А чтобы завоевать аудиторию программ МВА, где не предусмотрена специализация в области информационных технологий, обычно нужно сильно упрощать курс. В Высшей школе менеджмента такой необходимости у меня нет — образовательный уровень слушателей достаточный для понимания моих курсов, есть стремление узнать новое.

В Высшей школе менеджмента довольно высокие цены за обучение — развитие осуществляется за счет элитарности, а не благодаря большим оборотам. Слушатели уже многого добились в менеджменте или в бизнесе, знают, чего хотят получить от учебы, готовы платить за нее немалые деньги.

— Попав однажды в Высшую школу менеджмента, слушатели зачастую не ограничиваются только программой МВА, потом возвращаются на ЕМВА, DBA, участвуют в специальных семинарах для выпускников.

— Да, среди наших слушателей много таких, для которых наши лекции — как стихи, которые нравятся уже потому, что они им созвучны. Они находят свои мысли в наших словах и хотят встречаться с нами снова и снова. Действительно, есть специальные проекты, рассчитанные на выпускников программ Высшей школы менеджмента, и, честно говоря, я не ожидал, что они окажутся интересными и для людей со стороны.

— Какие это проекты?

— Никому в голову не приходило проводить для бизнесменов семинары, посвященные развитию стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в этих странах, чтобы понять их особенности и обоснованность их сегодняшнего позиционирования. В Бразилии, Индии и Китае были организованы встречи с представителями бизнеса и власти, и этот проект оказался очень востребованным и интересным.

Еще один проект, придуманный Сергеем Филоновичем и Геннадием Константиновым, — "Дневник будущего". Казалось бы, идея очень простая: есть методики предсказания будущего, точнее — поиска его ростков в настоящем. "Дневник будущего" — это учебный продукт, который обучает бизнесменов находить эти ростки, выстраивать процедуры предвидения и понимать, как будут развиваться события.

Я участвовал в одном из таких проектов в Вене. Слушателей повели в музей, где выставлены произведения австрийского художника Густава Климта. На его картинах изображены женщины, но никогда не видно мужчин, которые находятся где-то рядом. При жизни его творчество не признавали, а после смерти его картины стали продаваться за огромные деньги. Вопрос для слушателей: каким образом человек, живший в эпоху Климта, мог предвидеть коммерческий успех его картин и вложить в них деньги? На мой взгляд, предлагались очень интересные и нестандартные решения.

— Вы ощущаете, что Высшая школа менеджмента является структурным подразделением огромного университета — Высшей школы экономики?

— Ощущаю, конечно. Все, что свойственно Вышке, в той или иной мере свойственно Высшей школе менеджмента. Почти все профессора школы — ординарные профессора ГУ-ВШЭ, то есть избираемые пожизненно, и это высокий статус. Ощущается влияние корпоративной культуры огромной организации, взаимодействие и конкуренция различных подразделений, и мои коллеги сами являются носителями этой корпоративной культуры. Многие дружеские разговоры, которые мы с ними ведем, рано или поздно заканчиваются обсуждением ситуации в Вышке.

— В заключение самый банальный вопрос: в чем, на ваш взгляд, секрет успеха школы?

— Прежде всего, в синергетическом эффекте взаимодействия ее профессоров. Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ — это креативность Сергея Филоновича, иррациональность Геннадия Константинова, запальчивость Игоря Липсица, рационализм Николая Берзона и женский прагматизм Ирины Ивашковской.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Выпускников бакалавриата научат управлять бизнесом на новой программе МВА

Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ открывает программу МВА «Управление бизнесом», созданную специально для бакалавров, не имеющих опыта работы в бизнесе. О ее особенностях и преимуществах рассказывает декан школы Сергей Филонович. А получить еще больше информации можно будет 26 апреля на презентации программы в Вышке.

Как выбрать программу MBA

О том, как и кого в Вышке обучают деловому администрированию и как разобраться в различных программах MBA, рассказывает директор Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Лев Татарченко.

Московский и петербургский кампусы НИУ ВШЭ приняты в QTEM

10 марта 2017 года московский и санкт-петербургский кампусы ВШЭ были приняты в консорциум ведущих мировых бизнес-школ QTEM. Это значит, что ежегодно 20 лучших студентов магистерских программ по менеджменту и финансам из обоих кампусов будут располагать целым рядом возможностей членов консорциума, а по окончании своей образовательной программы в домашнем университете получат престижный сертификат выпускника QTEM.

Агентство «Eduniversal» присвоило факультету бизнеса и менеджмента ВШЭ степень «3 Palmes of Excellence»

Международное рейтинговое агентство «Eduniversal» присвоило факультету бизнеса и менеджмента ВШЭ уровень «3 Palmes of Excellence», признав его «отличной бизнес-школой с усиливающимся международным влиянием». Соответствующий сертификат был вручен представителям Вышки на торжественной церемонии, которая прошла в кампусе Гарвардского университета.

Известные дизайнеры станут кураторами в Школе дизайна ВШЭ

В сентябре к команде Школы дизайна ВШЭ присоединятся новые преподаватели. Куратором первого курса профиля «Коммуникационный дизайн» станет художник-график и плакатист Андрей Логвин, главный дизайнер телеканала «Культура» Елена Китаева будет курировать обучение на первом курсе профиля «Анимация», а лекции по истории типографики и шрифта будет читать арт-директор нескольких изданий, дизайнер шрифтов Денис Машаров.

Преподаватель ВШЭ прочитал в Гарварде лекцию об исследованиях студенческого опыта

11 марта старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Игорь Чириков прочитал гостевую лекцию в Гарвардском университете. Лекция прошла в рамках учебного курса «Студенческий опыт в глобальной перспективе» на факультете социологии и была посвящена методологии и результатам исследований опыта студентов.

ВШЭ стала лидером по количеству победителей стипендиальной программы фонда Владимира Потанина

Подведены итоги двух конкурсов Стипендиальной программы фонда Владимира Потанина — на стипендию для студентов и гранты для молодых преподавателей магистратур ведущих вузов России. Победителями программы в этом году стали 24 студента и 4 преподавателя ВШЭ. Это лучший результат среди всех вузов, подавших заявки на программу.

«Главное — создать правильную атмосферу для развития таланта»

Студенты факультета математики третий год подряд признают Владлена Тиморина, заместителя декана факультета математики, профессора базовой кафедры Математического института имени В.А. Стеклова РАН, одним из лучших преподавателей университета. Чему и как он учит студентов?

В основе политэкономии лежит идея синтеза наук

Максим Братерский, и.о. заведующего кафедрой мировой политики ВШЭ, рассказывает об особенностях преподавания курса мировой политэкономии. «Наука о международных отношениях в своей основе является наукой о власти, — говорит ученый, — а мировая экономика посвящена вопросам производства и распределения богатства. Но поскольку богатство — это власть, а власть — это богатство, то эти понятия существуют нераздельно».

Приглашенный профессор ВШЭ вошел в топ-20 авторитетного рейтинга в США

Научный руководитель Лаборатории доказательного анализа образования ВШЭ, профессор Стенфордского университета Мартин Карной вошел в топ-20 (14-е место) рейтинга наиболее влиятельных интеллектуалов в области образования в Северной Америке. Одна из причин признания — его работы по анализу результатов международных сравнительных исследований качества образования.