• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Набор на курс «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок» продлится до 3 октября

Набор на курс «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок» продлится до 3 октября

© iStock

Кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ набирает слушателей на программу повышения квалификации «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок». Она предназначена для широкого круга руководителей и специалистов, занимающихся инновационной деятельностью или желающих запустить свой инновационный проект. Чему научат слушателей и может ли полученное образование повлиять на бизнес-результаты, рассказал ее автор и руководитель, старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Андрей Цымбал.

— Андрей Александрович, вы являетесь «играющим тренером» — не только преподавателем, но и практикующим инноватором. Расскажите немного о себе. Как вы пришли к инновациям?

— Этот путь был достаточно долгим. Я окончил МИФИ, начинал карьеру как инженер-физик в частной лаборатории, которая занималась разработкой альтернативных источников энергии. В тот период я обратил внимание, что и в России, и во всем мире в целом есть уникальные разработки, которые лежат на полке, имеют большой потенциал, но не доведены до результата, то есть до рыночного продукта. И подумал, что было бы интересно выискивать такие разработки и превращать их в бизнес-проекты.

Андрей Цымбал

Это была достаточно амбициозная цель для человека, который только окончил технический вуз и не имел специальных знаний в области коммерциализации разработок, поэтому, конечно же, не все получалось сразу, но я постепенно развивался и осваивал эту динамично развивающуюся отрасль. Работал, например, в научном центре при Минобороны России, где мы искали различные инновационные проекты для их использования в интересах государства. Есть опыт и на госслужбе — в Федеральном агентстве научных организаций, где отвечал в том числе за развитие инновационной экосистемы РАН. Также был сотрудником различных НИИ, где занимался коммерциализацией научных разработок, участвовал в паре стартапов, работал в «Сколково».

Сейчас являюсь преподавателем НИУ ВШЭ, веду дисциплины по управлению и развитию научно-технических проектов. Одновременно работаю менеджером по развитию небольшой IT-компании, где также занимаюсь запуском инновационных проектов.

— Что представляет собой курс «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок»? Для чего он придуман?

— Курс создан для того, чтобы помочь слушателям довести их научную идею до выхода на рынок при помощи проектного подхода. Мы рассказываем, каким образом можно отобрать научную идею, упаковать ее, привлечь дополнительное финансирование, как довести до начала продаж любой наукоемкий проект.

В рамках курса поднимаем такие темы, как НИОКР, оценка технического и коммерческого потенциала проектов, технологический маркетинг, управление интеллектуальной собственностью, управление инновационными проектами, трансфер технологий и экосистема инноваций в целом, стратегия и инструменты коммерциализации. В обязательном порядке разбираем успешные кейсы и ошибки на пути их реализации.

— Кому будет интересен и полезен ваш курс?

— Прежде всего людям, которые занимаются инновационной и научной деятельностью, — руководителям и просто сотрудникам вузов, научно-исследовательских институтов, а также представителям инновационной экосистемы. Речь идет о менеджерах по инновациям как нижнего, среднего, так и высшего звена компаний. Также большой интерес к курсу возникает у стартаперов и состоявшихся технологических предпринимателей.

В целом можно сказать, что курс рассчитан на всех, кто так или иначе сталкивается с разработкой и выводом на рынок наукоемких идей, кто хочет получить из идеи проект, а из проекта — конкурентоспособный, востребованный продукт и заработать на этом.

— Расскажите о преподавателях вашего курса. На чем они специализируются? Каков их опыт работы в части продвижения и внедрения инноваций?

— У нас преподают только практики, которые с разных сторон занимаются вопросами запуска и управления технологическими проектами. О каждом можно говорить очень долго. Все коллеги в высшей степени компетентны в своей области. У них есть опыт и реального международного взаимодействия, и выстраивания процессов внутри предприятий и вузов, и работы с венчурным бизнесом напрямую, и формирования экосистемы инноваций на государственном уровне. Само собой, каждый является создателем наукоемких бизнес-проектов.

Например, в числе наших преподавателей — Тимофей Головин, партнер, директор по корпоративным сервисам Winno и генеральный директор FrenchInvest. У Тимофея более десяти лет опыта в стратегии, финансах и бизнесе, в последние пять лет он занимается развитием инновационной экосистемы через акселератор Winno Moscow.

Алина Акиншина — генеральный директор ООО «Онлайн патент», патентный поверенный Российской Федерации, выпускница НИУ ВШЭ, уникальный специалист по защите, а также по управлению интеллектуальной собственностью. С ее помощью отечественные и иностранные компании защищают свои передовые разработки в самых разных технологических областях.

Михаил Круглов — инноватор с огромным опытом, реализовавший свои первые проекты еще в 1990-х годах. Сейчас он является генеральным директором компании «Эксперт Индекс» и главным редактором журнала «Менеджмент качества».

— Ваша программа реализуется не первый год. С каким бэкграундом чаще всего к вам приходят слушатели? Из каких сфер?

— На программу приходят и вчерашние толковые студенты, которые хотят запустить свой первый стартап, и уже опытные люди, которые занимаются построением системы коммерциализации. Были и ученые, и инженеры, и управленцы. Сферы при этом самые разные: сельское хозяйство, медицина, энергетика, биофизика и даже международные отношения.

К примеру, в прошлом году на программе обучались финалисты конкурса «Лидеры России», и, конечно, для нас это был своего рода вызов: сумеем ли мы рассказать коллегам такое, чего они сами еще не знают. Но в итоге все прошло очень успешно. Бывает так, что мы взаимодействуем с нашими выпускниками не только в роли преподавателей, но и впоследствии как партнеры по разным направлениям. Например, так было с коллегой из НОЦ «Умные материалы и биомедицинские приложения» Балтийского федерального университета им. Канта.

Мы видим, что интерес к подобным программам растет год от года, хотя, конечно, их все равно пока недостаточно для охвата всей потенциальной аудитории. И в наше непростое время такое обучение стимулирует коллег к ускоренному внедрению наукоемких технологий в реальный сектор экономики.

— Каковы шансы на успех у тех, кто занимается коммерциализацией и внедрением наукоемких разработок в современной России?

— Считается, что в среднем лишь 1 из 10 технологических стартапов становится успешным бизнесом, но, если команда такого стартапа обладает специальной подготовкой, шансы точно возрастут. Мы на кафедре менеджмента инноваций видим свою задачу именно в том, чтобы улучшить эту статистику за счет знаний, которые мы даем, и освоения лучших практик. Поэтому количество ошибок на пути разработок и коммерциализации проектов должно свестись к минимуму у таких проектов.

Несмотря на трудности, которые сейчас испытывает наша страна, государство стремится поддерживать молодых ученых, аспирантов, устоявшиеся коллективы инноваторов и просто стартаперов, которые хотят открыть наукоемкий бизнес. Насущная проблема заключается в том, что менеджеров по инновациям не так уж и много, я бы даже сказал — мало. Также важно отметить, что не в каждом вузе могут подготовить квалифицированные кадры для этой сферы.

— А можно ли вообще научить наукоемкому бизнесу? Или здесь важны прежде всего личные качества, которые, как говорится, или есть у человека, или нет?

— Уверен, что научить можно, в противном случае мы бы этим не занимались. Конечно, есть предприниматели, которым их уникальный дар дан свыше, и для них любое образование вторично, но это единицы из сотен, если не из тысяч. Все остальные — обычные люди, которые приходят в нашу отрасль, растут в ней, развиваются и благодаря упорству и полученному образованию добиваются достойных результатов.

Вам также может быть интересно:

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил первые результаты проекта «Будущее науки»

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые определил направления развития сектора исследований и разработок и его возможной трансформации под влиянием мегатрендов. Промежуточные результаты масштабного проекта «Будущее науки» были представлены в день открытия Международного научного симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», проводимого в составе XIV Ясинской (Апрельской) конференции НИУ ВШЭ 13 и 14 апреля 2023 г.

Комплекс РИД ученых МИЭМ НИУ ВШЭ получил бронзовую медаль на международном салоне «Архимед»

В конце марта в конгрессно-выставочном центре «Космос» прошел 26-й Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2023». Участниками салона стали представители 221 организации из 27 государств и 35 регионов России. Были продемонстрированы около 600 инновационных проектов и изобретений, в том числе два экспоната МИЭМ Вышки.

В Нижнем Новгороде определен победитель международного Конкурса инноваций в образовании КИвО

10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись в Нижнем Новгороде на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.

В Вышке научат создавать инновационные проекты в образовании, медиа и социальной сфере

В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая очно-заочная программа профессиональной переподготовки «Управление инновациями в образовании, медиа и социальной сфере». Она рассчитана на руководителей и специалистов компаний коммерческого и некоммерческого секторов экономики, образования, социальной сферы, инновационных и социальных предпринимателей. Как построена программа и чему научат ее слушателей, рассказал ее руководитель, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.

Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций

В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково

В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

В Вышке заработал инновационный центр SAP для студентов

В Вышке на базе Школы бизнес-информатики в Москве и факультета информатики, математики и компьютерных наук в Нижнем Новгороде начали работать центры инноваций SAP Next-Gen Lab, которые объединены в сеть с аналогичным центром Мюнстерского университета (Германия), сотрудничающего с НИУ ВШЭ с 2005 года.

Как Россия выглядит в мировом рейтинге инноваций

Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе. Но до лидерства ей еще далеко.