• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке научат создавать инновационные проекты в образовании, медиа и социальной сфере

В Вышке научат создавать инновационные проекты в образовании, медиа и социальной сфере

© iStock

В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая очно-заочная программа профессиональной переподготовки «Управление инновациями в образовании, медиа и социальной сфере». Она рассчитана на руководителей и специалистов компаний коммерческого и некоммерческого секторов экономики, образования, социальной сферы, инновационных и социальных предпринимателей. Как построена программа и чему научат ее слушателей, рассказал ее руководитель, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.

— Евгений Алексеевич, в чем заключается основная идея новой программы? Как она возникла?

— Основная идея в том, чтобы, во-первых, объединить в одной программе профпереподготовки образование, медиа и социальную сферу, во-вторых, рассмотреть каждый из этих трех блоков через призму управления инновациями. В этом плане инновации для нас — это одновременно и сквозная, объединяющая тема программы, и своего рода триггер для тех, кто планирует свою деятельность в указанных сферах.

На первый взгляд может показаться, что объединение столь разных блоков в одной программе — всего лишь теоретическое построение, дань моде на междисциплинарность. Но это не так. Междисциплинарность — всего лишь отличительная особенность программы, при этом речь идет не просто о пересечении указанных областей, а о появлении на этом пересечении новых возможностей для бизнеса, которые требуют новых подходов, новых знаний, новых людей.

Евгений Савеленок
© Высшая школа экономики

Сама же программа появилась в ответ на практические запросы наших потенциальных слушателей. На кафедре менеджмента инноваций НИУ ВШЭ представлены разные программы, к нам приходят люди из разных сфер с разными запросами, в том числе объединенные необходимостью смены акцентов и ракурсов в своей профессиональной деятельности. Среди них все чаще встречаются те, кому необходима именно такая программа, а в других вузах, насколько мне известно, аналогов на сегодняшний день нет.

— Приведите примеры практических запросов потенциальных слушателей.

— Самый характерный пример — необходимость получения новых компетенций для работы на стыке образования и медиа. Если образовательный проект сегодня не представлен в медиапространстве, то его как бы не существует. Поэтому менеджер, взявшийся за реализацию инновационного проекта, скажем, в сфере EdTech, должен просчитывать возможности его медийного сопровождения, представления в СМИ, в социальных сетях и так далее.

Может быть и так, что человек планирует приступить к реализации образовательного проекта в масштабах муниципалитета, региона или страны и ему, помимо медиаэффекта, необходимо просчитать его социальный эффект, роль и место в социальном развитии территории. Это тоже важный аспект, который интересует наших потенциальных слушателей.

— Как построена образовательная программа? Как идея рассмотрения каждого из трех блоков через призму инноваций реализована в учебном плане?

— В основе программы — четыре тематических модуля: «Инновации в образовании», «Инновации в медиа», «Инновации в социальной сфере» и «Управление инновациями».

Модуль «Инновации в образовании» подразумевает изучение инновационных подходов в управлении образованием и в преподавании, трендов EdTech, особенностей маркетинга образовательных услуг. Также планируется рассмотрение кейсов образовательных организаций, и здесь мы планируем опереться на опыт Института образования НИУ ВШЭ, где на базе магистерской программы «Управление в высшем образовании» (руководитель программы — Кирилл Зиньковский) разработана и внедрена методика подготовки кейсов по образовательным организациям.

Второй модуль — «Инновации в медиа». Здесь слушатели будут изучать устройство и тенденции развития современных медиа, выбор и использование медиаинструментов под задачи инновационного проекта, разработку и продвижение инновационных медиапродуктов, развитие медиапроекта.

© iStock

Третий модуль — «Инновации в социальной сфере», в рамках которого предусмотрено изучение тенденций развития, экосистемы, отраслевых особенностей социальных инноваций, а также форм и инструментов поддержки инноваций в социальной сфере.

И наконец, четвертый модуль — «Управление инновациями». Образно говоря, это «сборочный цех», где слушатели работают в том числе с материалом трех предыдущих модулей. Они также узнают об основных понятиях и современных трендах инноваций, о современных технологиях и работе с будущим, о бизнес-моделях, об основах маркетинга инноваций. В рамках данного модуля планируется рассмотреть различные аспекты управления инновационными проектами, особенности их экономики, финансов и правового сопровождения.

— В чем практическая ценность программы для потенциальных слушателей? И как вы планируете обеспечить связь теории с практикой?

— Высшая школа экономики — университет для жизни, так что в основу обучения на нашей программе положен принцип прикладной значимости результатов программы для каждого слушателя.

Мы рассчитываем, что, поступая на программу, слушатель планирует с нашей помощью решить ту или иную профессиональную задачу, в том числе в виде реализации самостоятельного проекта. В самом начале программы предусмотрена экспертная сессия, где формируются проектные команды слушателей. Каждый из четырех модулей завершается рефлексивным семинаром, а программа в целом — защитой выпускной квалификационной работы в виде группового или индивидуального прикладного проекта.

В этом и заключается связь теории с практикой. Наши выпускники получат не просто знания, но и навыки по разработке содержания и сборке проекта, его инновационной огранке, эффективному управлению, продвижению и коммерциализации.

— Кто будет всему этому учить? Расскажите о преподавателях программы.

— Мы пригласили лучших специалистов в своих областях, обладающих большим практическим опытом и связями в профессиональном сообществе.

Образовательный блок ведет Анна Гармонова, директор Центра университетского партнерства, доцент Института образования НИУ ВШЭ. Она является участником и организатором масштабных образовательных проектов.

Преподаватель блока медиа — Глеб Черкасов, заведующий Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ, российский журналист и медиаменеджер, известный своими публикациями, например, в «Коммерсанте».

За блок «Инновации в социальной сфере» отвечает Владимир Вайнер, заведующий Центром инновационных экосистем в социальной сфере НИУ ВШЭ. Он одновременно является специалистом в сфере медиа, обладателем премии «Медиаменеджер России» за продвижение социального предпринимательства.

Занятия, посвященные управлению инновациями, будут вести преподаватели нашей кафедры, в том числе Дмитрий Огнев, директор по развитию бизнеса ТЕКОРА, Тимофей Головин, партнер, директор по корпоративным сервисам Winno, генеральный директор NUMA Invest, и другие преподаватели-практики.

— Программа профпереподготовки подразумевает получение новой квалификации, новой профессии. Кого вы будете готовить?

— Направления подготовки, в рамках которых реализуется наша программа, — «Инноватика» и «Менеджмент». Она разработана с учетом оригинального образовательного стандарта НИУ ВШЭ магистерского уровня по направлению «Инноватика». Так что наши выпускники — это инноваторы, руководители проектов и программ в сфере образования, медиа и социальной сфере, обладающие системными знаниями на стыке нескольких актуальных областей.

Но все же применительно к нашей программе я бы не стал говорить о получении профессии в привычном понимании этого слова. На современном рынке труда востребованы не столько профессии, сколько люди, умеющие решать конкретные, зачастую плохо формализуемые задачи, при этом умеющие также эти задачи сами и ставить. Чтобы руководить образовательной сменой на молодежном форуме, образовательным или социальным стартапом, школьным медиацентром или центром социальной поддержки, необходим широкий спектр компетенций в разных областях. Фактически речь идет о новой социальной роли, которую предстоит освоить нашим слушателям.

— Вы упомянули проекты разного масштаба — от школьного медиацентра до регионального образовательного проекта с социальным эффектом. Как объединить авторов таких проектов в рамках одной образовательной программы?

— В основе программы лежит индивидуальный подход. У нас не массмаркет, а скорее бутик, но бутик технологизированный. Мы планируем набрать 15–20 человек, чтобы была возможность индивидуального подхода к каждому. Так что интересы, возможности и потребности всех слушателей будут учтены.

Важно, что мы рассматриваем программу не просто как обучение, а как среду, площадку, где люди инициируют и разрабатывают свои проекты, общаются друг с другом, упаковывают свой проект для дальнейшего продвижения и развития, видят, как коллеги тоже пробуют нечто новое, неизвестное, и перенимают их опыт.

— На кого рассчитана программа? Какими стартовыми знаниями, навыками должен обладать ваш слушатель?

— Жестких ограничений нет, единственное формальное требование — наличие высшего образования.

Мы ждем на программу как тех, кто сталкивается с чем-то новым для себя в образовании, медиа и социальной сфере, так и тех, кто считает, что достиг предела в своем профессиональном развитии, и хочет сменить сферу деятельности, попробовать себя в инновационном проекте, связанном с образованием, медиа и социальной сферой. Тех, кто не готов тратить два года на учебу в магистратуре и предпочитает более компактную профпереподготовку (наша программа рассчитана на 4 месяца) для адаптации под новые реалии и задачи.

Наши потенциальные слушатели — те, кто уже является или планирует стать руководителем проекта в образовании, медиа и социальной сфере, кто готов ломать шаблоны и стереотипы, внедрять инновации и объединять людей для достижения поставленных целей.

— Ваши слушатели — это работающие люди. Сколько часов нужно будет проводить в аудитории?

— Общая продолжительность программы — 570 академических часов, в том числе 120 аудиторных часов. Это немного, так что отрыва от работы не потребуется.

Программа будет гибридной, то есть предусмотрено сочетание дистанционного обучения и очных сессий. Окончательно формат будет определен уже осенью в зависимости от состава слушателей. Если это будут в основном жители Москвы и ближнего Подмосковья, то очных занятий с присутствием в аудитории будет больше, а если жители регионов, то преобладающим форматом будет онлайн.

Вам также может быть интересно:

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил первые результаты проекта «Будущее науки»

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые определил направления развития сектора исследований и разработок и его возможной трансформации под влиянием мегатрендов. Промежуточные результаты масштабного проекта «Будущее науки» были представлены в день открытия Международного научного симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», проводимого в составе XIV Ясинской (Апрельской) конференции НИУ ВШЭ 13 и 14 апреля 2023 г.

Комплекс РИД ученых МИЭМ НИУ ВШЭ получил бронзовую медаль на международном салоне «Архимед»

В конце марта в конгрессно-выставочном центре «Космос» прошел 26-й Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2023». Участниками салона стали представители 221 организации из 27 государств и 35 регионов России. Были продемонстрированы около 600 инновационных проектов и изобретений, в том числе два экспоната МИЭМ Вышки.

В Нижнем Новгороде определен победитель международного Конкурса инноваций в образовании КИвО

10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись в Нижнем Новгороде на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.

Набор на курс «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок» продлится до 3 октября

Кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ набирает слушателей на программу повышения квалификации «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок». Она предназначена для широкого круга руководителей и специалистов, занимающихся инновационной деятельностью или желающих запустить свой инновационный проект. Чему научат слушателей и может ли полученное образование повлиять на бизнес-результаты, рассказал ее автор и руководитель, старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Андрей Цымбал.

Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций

В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково

В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.

В Вышке заработал инновационный центр SAP для студентов

В Вышке на базе Школы бизнес-информатики в Москве и факультета информатики, математики и компьютерных наук в Нижнем Новгороде начали работать центры инноваций SAP Next-Gen Lab, которые объединены в сеть с аналогичным центром Мюнстерского университета (Германия), сотрудничающего с НИУ ВШЭ с 2005 года.

Как Россия выглядит в мировом рейтинге инноваций

Россия улучшила свои позиции в Глобальном инновационном индексе. Но до лидерства ей еще далеко.