• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Елена Одоевская

Открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Елена Одоевская пояснила, почему в этом году тема студенческого опыта была выбрана в качестве основной.

«Студент — это, пожалуй, главное, ради чего университет возводит стены, создает программы, организует партнерство с индустрией. Это тот, кто будет развивать нашу страну, да и не только нашу: среди участников конференции есть представители Китая, ОАЭ, Шри-Ланки, других стран. Поэтому очень важно изучать, как студент чувствует себя в университете, как взаимодействует с основными стейкхолдерами, как выбирает университет и то место, где будет применять полученные знания и навыки», — сказала Елена Одоевская.

Евгений Терентьев

Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев охарактеризовал начавшуюся конференцию как встречу друзей, отметив широкую географию российских участников. 14 лет назад, когда конференцию только задумывали и запускали, она не была столь масштабной и никто не предполагал, что спустя годы она будет проходить в течение трех дней и на нее будет подано 200 заявок.

«Одна из целей конференции на протяжении всех этих лет — сформировать исследовательскую культуру обсуждения проблем высшего образования. Сейчас много площадок для обсуждения политических вопросов развития высшего образования, но не так много площадок, где обсуждают реальные исследования. Предлагаю взять за правило в течение этих трех дней вести разговор в доказательной плоскости, основывать на данных любые наши высказывания и выводы», — заключил Евгений Терентьев.

Консорциумы

Первый круглый стол, состоявшийся 25 октября в рамках конференции, был посвящен научно-образовательным консорциумам, которые формируются университетами и бизнесом, и оценке эффективности их взаимодействия.

В роли модератора выступила Елена Одоевская. Она охарактеризовала разные подходы к понятию консорциума в различных документах. Например, в программе «Приоритет-2030» так называют «временные добровольные объединения университетов с другими организациями для координации деятельности и консолидации ресурсов при реализации прорывных проектов, обеспечивающих научно-технологическое развитие страны».

© Высшая школа экономики

Заместитель директора «Социоцентра» Татьяна Жданова рассказала, что в программе «Приоритет-2030» участвуют 132 университета, которые создали 390 консорциумов с участием более чем 3 тыс. партнеров. Эти консорциумы должны решать сложные задачи в интересах региона, отраслей экономики и социальной сферы, а университет встраивается в эту работу, вовлекает в нее молодежь.

Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова рассказала о сотрудничестве с университетами с позиции бизнеса, для которого здесь важен и социальный аспект ESG-повестки, и взаимодействие с целевой аудиторией — пользователями продуктов, и подбор сотрудников со студенческой скамьи. Однако, по ее мнению, пока не хватает хороших практик, когда партнерство основано на взаимном интересе, пользе и не является нагрузкой ни для бизнеса, ни для вуза.

Ирина Мартусевич

Проректор НИУ ВШЭ Ирина Мартусевич рассказала об опыте Вышки по взаимодействию с работодателями, которые получают в университете доступ к своей целевой молодежной аудитории. «Мы даем возможность студентам и партнерам из бизнеса сократить период первоначального знакомства за счет серьезной интеграции в наши проекты и внеучебную активность», — отметила она. Более двух третей студентов Вышки за время обучения приобретают опыт работы, что позволяет более осознанно принимать решение о трудоустройстве по окончании университета.

Проректор МТУСИ Алтынай Аджикова рассказала об опыте своего вуза по взаимодействию с индустрией, а директор Центра образовательных продуктов Томского политеха Роман Лаас — о Большом университете Томска. Так называется консорциум университетов и академических институтов, расположенных в этом городе, — проект, в основе которого лежит формат взаимодействия равного с равным. Завершился круглый стол обсуждением эффекта, который дают консорциумы для студенческого опыта.

Кампусы

Следующим мероприятием конференции стала панельная дискуссия на тему «Возможное и действительное в проектах университетских кампусов». Евгений Терентьев, выступивший в роли модератора, пояснил, что она фактически является продолжением круглого стола о консорциумах, ведь в формировании новых кампусов в разных регионах участвуют разные организации. «Кампусы задуманы, чтобы создать более комфортную среду для достижения новых образовательных и научных результатов, а это требует новых решений и изменения бизнес-моделей», — добавил он.

Таисья Погодаева, директор АНО «Кампус БИМ» (эта компания реализует в Иванове проект научно-образовательного центра БИМ — Большой Ивановской мануфактуры — на основе концессионного соглашения), уточнила, что тема кампусов гораздо сложнее, ведь в консорциумах «собственность делить не надо». По ее мнению, создание кампуса дает университетам «шанс пересобрать себя», а для городов это инструмент пространственного развития.

© Высшая школа экономики

О создании кампусов в своих регионах участникам конференции также рассказали Сергей Коцуконь — заместитель министра цифрового и технологического развития Сахалинской области, Александра Лебедева — заместитель председателя правительства Камчатского края, Виталий Литке — заместитель министра образования и науки Челябинской области, Юрий Марфин — и.о. ректора Тихоокеанского госуниверситета (Хабаровск).

На Сахалине создание кампуса не рассматривают как прибыльный проект. «Для нас это возможность развить инфраструктуру региона и модернизировать наш вуз», — заявил представитель Сахалинской области.

В Петропавловске-Камчатском, как и в Иванове, кампус является одним из ключевых объектов городского мастер-плана — место для него выбрано в центре города.

В Челябинске до появления проекта по созданию кампуса вузы так плотно не взаимодействовали ни между собой, ни с региональной властью. К проекту присоединяются индустриальные партнеры с готовыми предложениями, в том числе по аренде площадей, и механизмами взаимодействия.

Магдалена Гаете

Магдалена Гаете, старший научный сотрудник ПУЛ управления репутацией в образовании НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, рассказала о мировых тенденциях развития кампусов. Примечательно, что ни в Европе, ни в США не было случаев, когда сначала принималось решение о создании единого для нескольких вузов кампуса, а потом вузы начинали сотрудничать между собой. «В России проводится уникальный эксперимент, и мы будем следить за его развитием», — заключил Евгений Терентьев.

XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023) продлится до конца рабочей недели. Предстоят пленарные дискуссии и работа секций, красной нитью через все обсуждения пройдет тема, связанная с анализом студенческого опыта. Утром 27 октября состоится презентация книги «Универсальные компетенции в российских университетах». По традиции конференция завершится семинаром для молодых ученых, посвященным памяти трагически погибшего исследователя Института образования НИУ ВШЭ Дмитрия Семенова.

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

НИУ ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов цифровой экономики

Высшая школа экономики заняла 2-е место в новом рейтинге вузов цифровой экономики по Москве и Санкт-Петербургу за 2023 год, уступив лишь МГТУ им. Баумана. НИУ ВШЭ обошел профильные ИТ-университеты — МФТИ (3-е место) и ИТМО (5-е место), — а также МГУ (4-е место).

«Наш любимый университет продолжает уверенно идти вперед»

Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов поздравил студентов, преподавателей и других сотрудников университета с наступающим Новым годом. «Я желаю вам, чтобы у каждого эти праздничные дни прошли как можно теплее и сердечнее, чтобы вы набрались сил, пообщались с близкими, и пусть наступающий 2024 год наполнится для каждого из вас позитивными событиями в жизни, учебе и карьере», — сказал он.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела хакатон GSB VK AI Hack

Хакатон по решению задач на основе искусственного интеллекта прошел на площадке ВШБ при поддержке Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и VK Education. В соревнованиях приняли участие студенты 18 российских университетов.

НИУ ВШЭ открыл англоязычный сайт по стратегическому развитию университета

Инициативы и возможности в рамках стратегического развития Вышки теперь доступны для иностранных коллег: Дирекция программы развития запустила англоязычный сайт о реализации интегрированной программы развития НИУ ВШЭ. Новый сайт представляет собой точку входа для иностранных партнеров и студентов и содержит актуальную информацию о приоритетах, целях и задачах стратегического развития НИУ ВШЭ, а также удобную навигацию по каждому из ключевых направлений развития Вышки.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Вопреки санкциям: почему растет оборот российской ИТ-отрасли

Оборот ИТ-компаний в России вырос в 2022 году относительно 2021 года на 22%, хотя в течение года и наблюдалось некоторое замедление динамики. Объем инвестиций крупных и средних организаций в ПО (включая покупку лицензий, заказную разработку ИТ-систем), характеризующий спрос бизнеса и госсектора, также увеличился более чем на треть за 2022 год. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога

22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.

ВШЭ — в лидерах рейтинга вузов по качеству подготовки специалистов в области ИИ

Альянс в сфере искусственного интеллекта опубликовал рейтинг вузов России, где готовят лучших специалистов по ИИ. Лидерами стали НИУ ВШЭ, МФТИ и ИТМО. В рейтинг вошли 180 университетов из 64 регионов — в 2023 году на программы в области искусственного интеллекта этих вузов были приняты более 5 тыс. студентов.