• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проект Teach4HSE впервые поделится опытом с внешними слушателями

Проект Teach4HSE впервые поделится опытом с внешними слушателями

© Высшая школа экономики

Продолжается набор на новую двухнедельную программу повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» для преподавателей российских вузов, которая стартует 29 января. В ее основе лежит семилетний опыт внутриуниверситетского проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» (Teach4HSE). Рассказываем об итогах его реализации в уходящем 2023 году и о его роли в повышении качества преподавания в НИУ ВШЭ.

История проекта Teach4HSE отсчитывается с 2017 года, когда в университете появилась специальная площадка для общения преподавателей с целью развития профессионального мастерства.

Оксана Черненко

«Мы подумали, что коллег наверняка заинтересует возможность горизонтального взаимодействия, обсуждения своих методик, достижений и трудностей, возникающих в ходе преподавания самых разных дисциплин, причем безотносительно конкурсов и наград. Такая практика была характерна для передовых зарубежных центров преподавательского мастерства, и мы учитывали их опыт», — вспоминает директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.

В российской высшей школе Teach4HSE стал одной из первых подобных инициатив. В ходе первых встреч, на которые преподаватели собирались по желанию (принцип добровольности был и остается ключевым сегодня), рассматривались такие вопросы, как конструктивная согласованность в создании программы курса («как сделать программу курса рабочей»), оценивание, групповая и командная работа.

За семь лет Teach4HSE охватил порядка 4 тыс. преподавателей НИУ ВШЭ.

Одной из его ключевых программ повышения квалификации, рассчитанной прежде всего на молодых коллег, является флагманский курс «7 ключевых принципов преподавательского мастерства». В этом учебном году он реализуется с ноября по январь, слушатели осваивают необходимые преподавателям компетенции: как выбрать адекватную модель проектирования учебных курсов, как эффективно использовать цифровые инструменты, как выстраивать систему оценивания и обратной связи, каковы особенности правового регулирования деятельности преподавателя и проч.

Курс реализуется в смешанном формате, позволяя участникам осваивать теоретический материал в удобное для них время, чтобы затем отработать полученные знания на практике. Первым его мероприятием стала трехдневная выездная сессия в Учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

Преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Валерия Денисова второй год ведет английский язык у студентов младших курсов бакалавриата. Она выпускница МГИМО, более пяти лет работала в бизнесе и занималась своими проектами, а в прошлом году пришла в преподавание.

Валерия Денисова

«У меня нет педагогического образования, и я хорошо понимаю, что многие тайны преподавательского мастерства вряд ли удастся постичь только на практике, — размышляет Валерия. — Поэтому я читаю литературу для преподавателей, в том числе труды наших великих педагогов, и учусь на курсе повышения квалификации “7 ключевых принципов преподавательского мастерства”. Это первый подобный курс, который я осваиваю, — информация является для меня новой, интересной и полезной».

В числе изучаемых тем, которыми особенно заинтересовалась Валерия, — таксономия Блума (иерархия учебных целей, классифицированных по принципу «от простого к сложному»), использование в учебном процессе SmartLMS (вышкинской системы для организации учебного процесса в цифровой среде), искусственный интеллект как помощник преподавателя. Последней теме уделял особое внимание директор по развитию преподавательского мастерства НИУ ВШЭ Андрей Дементьев — рассказывал о возможностях ChatGPT и даже с его помощью поздравлял слушателей с Днем преподавателя высшей школы.

По оценке Валерии, важная особенность курса — общение с другими преподавателями, возможность понять, как они работают, и использовать лучшие практики в своей преподавательской деятельности.

Проект Teach4HSE проводит не только курсы, но и мастер-классы, дискуссии, не требующие постоянной вовлеченности и выполнения заданий, но и не предусматривающие выдачу документа о повышении квалификации.

По мнению Оксаны Черненко, сегодня особым спросом пользуются те из них, которые посвящены управлению конфликтами при преподавании и психологическим аспектам преподавательской работы. В начале декабря в рамках встреч на дискуссионной площадке коллеги обсуждали различные модели педагогического дизайна, их особенности и преимущества, а также отличия от традиционной дидактики.

© Высшая школа экономики

Участники флагманского курса проекта Teach4HSE посещают занятия друг друга, причем для этого необязательно находиться в рамках одного предметного поля. «В таких случаях важно не просто сказать коллеге, что он супер и что студенты от него в восторге, а отметить, что на занятии получилось, а что не получилось и почему. Коллега удерживал внимание аудитории — а как вы это поняли? Нужно дать такую рефлексию, чтобы не уйти в комплименты, но помочь, наметить точки роста. А также пригласить к себе на занятие — это очень серьезный вызов», — считает Оксана Черненко.

В 2023 году, помимо запуска курсов повышения квалификации, ключевыми событиями Teach4HSE стали традиционный Teacher’s Day, на который были приглашены преподаватели Вышки и эксперты, чтобы вместе обсудить актуальные темы, связанные с образованием и преподаванием (в частности, возможности искусственного интеллекта), а также два преподавательских марафона, на которых свои разработки представили победители конкурса образовательных инноваций.

Накануне Нового года участники Teach4HSE собрались на чаепитие в Профессорском клубе на Покровском бульваре — подвели итоги года и поучаствовали в книгообмене. Для этого нужно было выбрать любую книгу, которая может оказаться полезной коллегам, написать и вложить в нее краткую аннотацию. Так в Профессорском клубе оказалась внушительная стопка книг, Оксана Черненко зачитывала вложенные описания, и тот, кто первым угадывал название, становился ее счастливым обладателем.

Во время встречи было анонсировано создание собственного телеграм-сообщества проекта Teach4HSE Club, присоединиться к которому может любой преподаватель НИУ ВШЭ.

Еще одним предновогодним мероприятием сообщества стала экскурсия-прогулка по Мясницкой улице и ее окрестностям, которую провела аспирант Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Елена Воеводина.

До 2024 года проект Teach4HSE оставался сугубо внутрикорпоративным. Теперь же многие его наработки станут доступны широкому профессиональному сообществу. 29 января в НИУ ВШЭ стартует новая программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» в формате мастерской, слушателями которой могут стать преподаватели любых российских вузов. Программа рассчитана на две недели, причем первая неделя предусматривает очное обучение в Москве.

Узнать о программе подробнее и подать заявку можно здесь. Вебинар для потенциальных слушателей состоится почти сразу после зимних каникул — 10 января.

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошли обучение преподаватели из девяти регионов России

В НИУ ВШЭ завершилась очная часть программы повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0», слушателями которой стали преподаватели вузов и других образовательных организаций из разных регионов России — от Дальнего Востока до Калининграда. Сейчас они, вернувшись домой, продолжают учиться дистанционно, а в конце недели состоится итоговая аттестация: слушатели представят обновленные версии своих учебных курсов. Рассказываем, чему их учили и как они будут применять полученные знания на практике.

НИУ ВШЭ поможет коллегам из российских вузов повысить качество преподавательской работы

29 января в Высшей школе экономики стартует новая программа повышения квалификации «Дизайн образовательного курса 3.0» в формате мастерской. Ее слушателями могут стать вузовские преподаватели, заинтересованные в повышении качества своей профессиональной деятельности. Программа разработана с учетом семилетнего опыта реализации проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке», рассчитана на две недели и состоит из двух частей — очной и дистанционной.

«Говорить просто о сложном»: Вадим Радаев рассказал, как удерживать внимание аудитории

В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев поделился с преподавателями университета педагогическими находками. Основываясь на своем опыте, опыте своих учителей и беседах с коллегами, он ответил на вопросы о различных аспектах удержания внимания студенческой аудитории и привел примеры эффективных приемов и техник.

«Нужно не занижать оценки, а дифференцировать»

Проект Teach for HSE в рамках своего традиционного курса повышения квалификации «Teach for HSE / Преподаем в Вышке: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» организовал открытую лекцию первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Страсти по оценкам: что происходит вокруг оценивания студентов». На лекции Вадим Радаев разъяснил, почему растет давление на преподавателей со стороны студентов по поводу оценок, охарактеризовал перспективы борьбы университета с инфляцией оценок и рассказал о принципах, на которые следует опираться при оценивании.

«Teachers’ Day 2021 вдохновил на поиск новых решений»

В рамках проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» состоялся двухдневный семинар Teachers’ Day 2021 «Преподавание и обучение в эпоху цифровой трансформации: современные подходы и практики». Спикеры и участники мероприятия рассказали об идеях и инсайтах, приобретенных за период дистанционного и гибридного обучения, рассмотрели вопросы цифрового этикета и психологические аспекты онлайн-преподавания, обсудили новые траектории и возможности профессионального развития преподавателей.

Кризис современного преподавания: новая этика, борьба с иерархией и снижение мотивации

Завершился очередной курс повышения квалификации для преподавателей от проекта «Teach for HSE / Преподаем в Вышке». Он продлился с января по июнь 2021 года и был адресован сотрудникам университета. Тема курса — «7 ключевых принципов преподавательского мастерства», а его финальным мероприятием стала открытая лекция профессора, первого проректора НИУ ВШЭ Вадима Радаева «Кризис современного преподавания».

В Вышке стартовал проект «Консультанты по преподаванию в цифровой среде»

В мае 2021 года во всех кампусах Высшей школы экономики начали свою работу 25 консультантов. Их задача — помогать коллегам эффективно преподавать в онлайне и активно использовать цифровые технологии в своей работе. Все консультанты прошли отбор Экспертного комитета. Об участниках нового проекта от «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» — материал новостной службы портала.

«Как учить новые поколения студентов?»: завершился очередной курс проекта Teach for HSE

Финальную лекцию курса «Teach for HSE: 7 ключевых принципов преподавательского мастерства» прочитал первый проректор НИУ ВШЭ, профессор Вадим Радаев. Выступление, посвященное современным проблемам преподавания, а также их решению, мог послушать любой желающий. Открытая лекция прошла в онлайн-формате сразу на двух платформах: Youtube и Zoom. Всего в ней приняли участие более 400 преподавателей из разных кампусов Вышки, а также представители других университетов.

Teach for HSE поможет использовать 3D-моделирование в преподавании

В декабре проект Teach for HSE организовал для преподавателей НИУ ВШЭ очередной обучающий мастер-класс. Занятие под названием «От фотографии к 3D-модели: технология 3D-моделирования в учебной и проектной деятельности» в онлайн-формате провела преподаватель социально-гуманитарного факультета пермской Вышки Илиана Исмакаева — победительница весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций.

Онлайн-игры в учебном процессе: как прошли мастер-классы для преподавателей от Teach for HSE

В начале декабря проект по развитию преподавательского мастерства в НИУ ВШЭ «Teach for HSE / Преподаем в Вышке» провел серию мастер-классов по использованию онлайн-игр в обучении студентов. Его ведущими стали победители весеннего конкурса Фонда образовательных инноваций, а участниками — преподаватели всех кампусов университета.