• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВЭФ-2022: Арктика, авиация для Дальнего Востока и жилье в аренду для привлечения специалистов

ВЭФ-2022: Арктика, авиация для Дальнего Востока и жилье в аренду для привлечения специалистов

© Евгений Реутов / Фонд Росконгресс

Во Владивостоке продолжается Восточный экономический форум. Новостная служба портала рассказывает о некоторых сессиях, в которых приняли активное участие эксперты Высшей школы экономики.   

Совместные исследования помогут найти взаимопонимание между приполярными государствами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, пришли к выводу участники сессии «Восточное измерение международной кооперации в Арктике»; доступность Дальнего Востока обеспечит магистральная авиация, отметили на сессии «Авиатранспортная доступность Дальнего Востока в условиях турбулентности»; о том, как сформировать прозрачный рынок арендного жилья, обсуждали на сессии «Арендное жилье: перспективы развития».

Сотрудничество в Арктике

Модератор сессии «Восточное измерение международной кооперации в Арктике», декан факультета мировой экономики и мировой политики (ФМЭиМП) ВШЭ Анастасия Лихачева, подчеркнула, что обсуждение проблем циркумполярного региона объединило экспертов из разных стран. Россия играет ведущую роль в исследованиях региона и обеспечении его безопасности, поэтому попытки исключить ее из региональных организаций бесперспективны, уверена она. «Обсуждение сотрудничества в Арктике в более широком контексте очень важно», — добавила декан.

Посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов отметил: в последние годы страны АТР активнее работают в Арктике и демонстрируют конструктивный подход к взаимодействию в регионе. По его словам, важнейшие направления взаимодействия — это природоохранная и климатическая повестка, а также развитие Северного морского пути (СМП).

Исполнительный декан Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете (RDCY) Ван Вэнь подчеркнул, что ситуация в полярном регионе, в том числе таяние льдов, влияет на климат Северного Китая, поэтому он активизировал исследования вечной мерзлоты, сотрудничество с учеными приполярных стран, разрабатывает проекты инфраструктуры на Крайнем Севере. «Опираясь на свои знания, мы хотим защитить регион, участвовать вместе с правительствами всех стран в создании в Арктике сообщества устойчивого развития», — сказал Вань Вэнь. Он отметил, что Китай как глобальный игрок осторожно участвует в арктических проектах, чтобы не нарушать интересы приполярных стран.

Анастасия Лихачева, Гленн Дизен
© Даниил Кривошеев / Высшая школа экономики

Анастасия Лихачева обратилась к профессору кафедры бизнеса, истории и социальных наук Университета Юго-Восточной Норвегии Гленну Дизену с вопросом о рисках и тенденциях в двусторонних отношениях. Дизен назвал сотрудничество в Арктике одной из историй успеха двусторонних отношений, которая выделяется из геополитической конфронтации на арене. Однако сейчас отношения между Москвой и Осло могут усложниться. Расшатывание системы европейской безопасности влияет на Арктику. В прошлом Норвегия старалась найти равновесие между добросовестным членством в НАТО и статусом хорошего соседа для России. «Сейчас баланс нарушился, появляются новые военные базы, и нарушается равновесие, мы становимся более зависимыми от США, это создает больше вызовов», — сказал Дизен. Россия, поворачивая на Восток, стремится использовать многополярность, диверсифицировать сотрудничество и торговлю, поэтому она налаживает взаимодействие с Китаем и Индией.

«Я хочу сфокусировать сотрудничество в Арктике, вынести его за пределы геополитики», — отметил Гленн Дизен.

«У нас сложная ситуация в сфере безопасности, но остаются сюжеты, диалог по которым возможен. Один из таких сюжетов — совместные исследования. Вечная мерзлота не такая уж вечная, и она точно не будет ждать, пока политики и страны договорятся», — отметила Анастасия Лихачева.

Президент Научно-исследовательского института океанической политики Фонда мира Сасакавы (Япония) Хиде Сакагучи отметил, что проблемы надо решать мирным диалогом: «Арктика — самая верхушка мира, и работать вместе в регионе — это серьезный вызов. Бог послал нам работу, мы должны выполнить ее вместе». По его мнению, важнейшей сферой двустороннего сотрудничества с Россией может стать разработка технологий водородной энергетики.

Доцент кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета Артем Лукин обратил внимание, что на сессии зарубежных участников больше, чем российских. Сейчас Владивосток — город и порт — больше зарабатывает на торговле с Азией, чем на трансарктических перевозках, но он может стать стыковочным пунктом между Азией и Арктикой, для этого строится перевалочный терминал.

Адмирал Сатиш Сони (Индия) отметил, что Индия, Китай, Южная Корея, Япония и Сингапур заинтересованы в развитии Арктики и готовы предоставить свои технологии судостроения. По его мнению, освоение СМП позволит снизить риски судоходства в Южно-Китайском море и Индийском океане, возникшие вследствие пиратства. Также государства Азии заинтересованы в исследовании природных ресурсов в регионе и их освоении: металлы, газ, нефть и другие полезные ископаемые важны для развития промышленности.

Страны Азии участвуют в арктическом диалоге, но им сложно выдвигать инициативы, когда восемь основных приполярных государств приостановили взаимодействие. Сатиш Сони призвал Китай, Индию, Южную Корею и Сингапур объединиться с арктическими странами и подготовить гибкий подход к сотрудничеству. «Нельзя действовать с позиции силы, нужно работать, учитывая интересы всех стран, применять лучшие практики, которые существуют», — подчеркнул он.

Анастасия Лихачева отметила, что Россия несет большую ответственность за положение в регионе и его освоение, но расширенная ответственность предполагает и значительные полномочия.

Сотрудничеству в Арктике была также посвящена сессия «Глобальное влияние российской Арктики: возможности для Южной Азии». В ней приняли участие Анастасия Лихачева и научные сотрудники ФМЭиМП ВШЭ — Алексей Захаров и Ольга Харина. Организаторами сессии выступили Центр комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Фонд Росконгресс. Мероприятие было проведено в рамках проекта Think Arctic – Think Global под эгидой председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах.

«Долгосрочные тенденции абсолютно железобетонны, это перспективно, взаимовыгодно и очень важно для обеих стран. Нам нужна концепция долгосрочного партнёрства. Освоение Арктики предполагает долгие дорогие инфраструктурные и инвестиционные проекты в сфере промышленности и промкооперации. Концепция долгосрочного партнёрства между странами, основанная на объективных трендах климатических, энергетических, миграционных и военно-политических — вполне жизнеспособна», — заявила Анастасия Лихачева. Она отметила, что особую роль в повестке занимает артикулирование и продвижение арктического фактора в вопросе региональной безопасности Южной Азии.

Ольга Харина рассказала о роли космических технологий в раскрытии потенциала арктического региона и их потенциал с точки зрения сотрудничества России и Индии. Ее коллега, Алексей Захаров, в свою очередь отметил стабильно возрастающую роль Арктики в диалоге со странами южноазиатского региона, а также подчеркнул значение российско-индийского взаимодействия в области транспорта и логистики.

Доступность Дальнего Востока

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов выступил на сессии «Авиатранспортная доступность Дальнего Востока в условиях турбулентности».

Он особенно отметил проблему недофинансированности магистральных авиалиний. По его словам, первые системные субсидии в России выделялись дальнемагистральным линиям, хотя они являются наиболее прибыльными.

Федор Борисов
© Сергей Кулаков / Фонд Росконгресс

«Но вот самое слабое звено с точки зрения необходимости поддержки — местное сообщение — у нас оказалось отдано на откуп местным властям, бюджеты которых весьма ограниченны. С 2004 года очень быстро растет спрос на внутренние перевозки — быстрее, чем на международные. А сегмент местных авиалиний практически стагнировал: его рост был меньше, чем экономический рост в стране, причем существенно — 1,5–2% максимум. При этом мы абсолютно не учли, что расходы совершенно различны. Цена места, цена пассажиро-километра, издержки — чем меньше самолет, тем они выше. В итоге на местные авиалинии приходится самый высокий уровень удельных издержек», — рассказал эксперт.

Он подчеркнул, что в процессе исследований, которые специалисты Вышки ведут уже более четырех лет, они пришли к убеждению о необходимости программы софинансирования. Также неизбежна модернизация авиапарка, что приведет к увеличению стоимости летного часа.

«Если мы не поможем местным бюджетам, мы столкнемся не то что с маленьким ростом, мы столкнемся с тем, что у нас начнется обратный процесс», — предупредил Федор Борисов.

Возможно, стоит подумать о том, чтобы в рамках уже реализуемой программы предусмотреть коэффициенты для местных линий и компенсировать затраты с большим коэффициентом, предложил он. 

Арендное жилье

Развитие Дальнего Востока требует притока талантливых специалистов из других регионов России. Это невозможно без современного и цивилизованного рынка аренды: корпоративной — для работников предприятий, коммерческой — для тех, кто хочет и готов снимать жилье на рыночных условиях, социальной — для низкодоходных групп населения, студенческой — для учащихся. Об этом шла речь на сессии «Арендное жилье: перспективы развития».

Однако рынок аренды в России преимущественно «серый»: граждане арендуют квартиры у физических лиц, права жильцов не защищены договором, качество самих квартир оставляет желать лучшего.

© Даниил Кривошеев / Высшая школа экономики

Вероника Янушкевич, директор по развитию арендного жилья АО «ДОМ.РФ», поделилась статистикой: в целом в стране 11% семей арендуют жилье, на Дальнем Востоке — 14%. Для сравнения: за рубежом в арендованном жилье живут 30–50% семей. На важность развития арендного жилья в решении демографических проблем обратила внимание Эльвира Нургалиева, первый заместитель генерального директора по социальному развитию Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.

«Пригласить специалистов абы куда не получится», — заметил Сергей Носов, губернатор — председатель правительства Магаданской области. По его словам, жилье должно быть новое, качественное. Помимо корпоративной, студенческой аренды, нельзя забывать об аренде для структур госуправления, в частности силовых структур, представителей которых регионы приглашают на работу. При этом нужно иметь в виду, что у этой категории «не самая большая зарплата».

Ольга Баталина, первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ, уверена, что качественное, доступное по цене арендное жилье позволит «снизить отток молодежи». Качество среднего образования в регионах высокое, выпускники могут поступить в высшие учебные заведения, и «наличие современного студенческого общежития может быть одним из факторов, влияющих на решение остаться обучаться в дальневосточных вузах». Замминистра также обратила внимание на то, что наличие рынка арендного жилья может приблизить решение проблемы рождаемости. Она привела статистику Счетной палаты, опрос которой показал, что 44% респондентов назвали главным фактором, влияющим на развитие семьи, улучшение жилищных условий; приоритет для 60% — снижение процентной ставки ипотечного кредита. А 42% считают, что многодетным нужно предоставлять бесплатное жилье.

Модератор сессии Мария Кудрявцева, ведущая телеканала «Россия 24», передавая слово Веронике Мининой, проректору Высшей школы экономики, отметила, что в Вышке вопрос со студенческим жильем можно считать решенным: если в 2020 году говорили о нуждающихся 2,5 тыс. человек, то теперь эта потребность удовлетворена.

Вероника Минина

Вероника Минина подтвердила эту информацию. По ее убеждению, «пример ВШЭ должен использоваться другими вузами как матрица» для решения проблемы с размещением студентов. Она напомнила, что Вышка — это 50 тыс. студентов, и не только в Москве. Проректор ВШЭ сказала, что проблему удалось решить в результате сотрудничества с АО «ДОМ. РФ». По ее словам, студенческое арендное жилье — это новая конкретная возможность привлечь студентов. Родители, выбирая вуз, спрашивают, где будет жить ребенок. Для нас важна безопасность: мы обеспечили круглосуточную охрану; для нас важно качество: студенты живут в комфортных условиях, включая наличие бытовой техники, кухни, отмечает проректор ВШЭ. Третье важное обстоятельство, добавила Вероника Минина, — «студенты живут в своей среде, весь дом — это жилье для студентов». Стоимость аренды — от 13 тыс. рублей за место в комнате с соседями, 29 тыс. рублей — за студию. «Студенты живут в полноценных однокомнатных квартирах», — уточнила проректор ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

ВЭФ-2022: санкции, экономические войны, суверенитет и новая глобализация

Антироссийские санкции радикально изменили глобальный мир, построенный на свободном перемещении между странами потоков товаров, финансов, инвестиций. Участники сессии Восточного экономического форума «Экономические войны как оружие подавления суверенитета», подготовленной НИУ ВШЭ, обсудили влияние санкций на политическую самостоятельность и социально-экономическую стабильность государств.