• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Важна связь образования с наукой и производством»

Интервью участника XII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — директора Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования ВШЭ Татьяны Абанкиной.

— Что на этой конференции вас интересует больше всего? Какие доклады вы бы выделили на секции, посвященной образованию?

— Действительно, и на этой конференции, как и на предыдущих, работает секция по образованию. Там запланировано несколько заседаний и несколько круглых столов. Начну с круглых столов, потому что они посвящены актуальным проблемам. Прежде всего, это обсуждение программы развития образования Москвы на 2012-2016 годы. Сейчас готовится новая программа столичного образования, и эксперты ВШЭ тоже принимают участие в анализе ситуации с московским образованием и в разработке перспектив и стратегий развития этого образования. Все желающие приглашаются к обсуждению. Кроме того, в ВШЭ работают экспертные группы по подготовке Стратегии-2020, одна из таких групп — это «Новая школа-2020». Руководители круглого стола Исак Фрумин и Анатолий Каспржак тоже приглашают всех на обсуждение перспектив развития школы до 2020 года. Мне кажется, что это важная и интересная тема. Хотелось бы, чтобы намечаемые перспективы были связаны как с развитием школы, так и вообще с развитием пространства детства, с сохранением и развитием здоровья школьников, с тем, чему и как учить, как реагировать на изменения в демографической ситуации, в системах расселения, и каковы здесь наши риски, перспективы и возможности.

— С чем связано выделение московского образования в отдельную сессию на конференции?

— Столичное образование очень важно для всей страны. Сейчас подводятся итоги развития столичного образования за последние 5 лет и разрабатывается программа на перспективу 2012–2016 годов. Я думаю, это может быть связано и со сменой руководителей департамента образования Москвы, с тем, что Москва ставит новые задачи повышения качества образования, чтобы Москва стала не только лидером российского образования, но и лидером мирового уровня в развитии образовательных систем.

— Каковы основные проблемы московского образования в настоящее время?

— Я думаю, сегодня Москва является лидером по целому ряду направлений. В Москве работают сильные школы, интересные педагоги, есть коллективы, которые показывают очень хорошие результаты, в том числе не только в учебных достижениях, но и во внеучебных. Вместе с тем, сохраняется очень большая неравномерность в развитии системы. Сохраняются слабые школы, и сегодня стоит задача ликвидировать эти зоны неблагополучия в московском образовании. Кроме того, стоит задача подготовки инновационного поколения Москвы, то есть плеяды молодых людей, которые были бы и мотивационно, и квалификационно подготовлены к решению задач, стоящих перед Москвой, прежде всего в развитии инновационного сектора экономики Москвы. И в этом смысле важна связь образования с наукой и производством. Стоит задача сделать открытые производственные площадки для того, чтобы школьники и студенты могли бы гораздо теснее сотрудничать с экономикой, с предприятиями, научными коллективами. Очень важно сегодня обеспечить развитие не только образования, но и вообще пространства развития.

— На этой конференции пройдет презентация результатов вашего совместного исследования с китайскими коллегами по стратегиям российских и китайских школьников и студентов…

— Да, в прошлом году мы провели исследование образовательных, карьерных и миграционных стратегий сельских школьников. Исследование было проведено по одной и той же методологии с использованием одинаковых анкет школьников и их родителей в трех регионах РФ и в трех провинциях Китая. И сегодня мы можем говорить о том, чтобы сравнить результаты и продолжить исследования в других развивающихся странах — Индии и Казахстане. К нам приехали китайские коллеги Дзянь Сяо Янь и Бинь Хоан, чтобы рассказать о своих результатах. Мы предварительно говорим: наши сельские школьники ориентируются прежде всего на вузы, на переезд в региональные столицы. Профессии, которые они выбирают, к сожалению, мало связаны с сельским хозяйством, школьники ориентируются на то, чтобы стать врачами, учителями, юристами, экономистами, работать в IT. В Китае тоже выбирают такие профессии, но ориентация на профессиональное техническое образование в Китае существенно выше, чем в России. Мы постараемся это сравнить.

— Вы участвуете в работе экспертной группы «Новая школа» по Стратегии-2020. Не могли бы вы рассказать о результатах этой деятельности на настоящий момент?

— Обсуждены основные вызовы, стоящие перед системой образования, которые связаны не только с самой школой, но которые влияют на школу. Это те изменения, которые происходят в демографии, в системе расселения, изменения, связанные с семьей, с информационным миром, который сегодня много обрушивает на школьников, с другими возможностями получения образования. Обсуждены и проблемы, связанные с обеспечением здоровья, с тем, что образование должно быть социальным лифтом, который обеспечивает успешную профессиональную стратегию и жизненные перспективы.

Вам также может быть интересно:

Исследование, проведенное в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ, позволило запустить программу ДПО

Ученые Вышки изучают факторы, влияющие на школьную неуспешность. Эта работа легла в основу программы ДПО «Преодоление образовательной неуспешности на основе доказательного подхода». Структура программы оптимально сочетает теоретические основы раскрытия темы «Доказательный подход в образовании» с практическими способами и примерами приложения предложенных методик. В 2023 году обучение было реализовано в пилотном режиме на безвозмездной основе, его прошли 60 слушателей из 14 регионов России.

НИУ ВШЭ занял первое место по 11 предметам среди российских вузов в Шанхайском рейтинге

Высшая школа экономики стала лидером в списке российских университетов в Шанхайском рейтинге по 11 предметам. В 7 из них Вышка — единственный представитель России. Университет впервые вошел в список лучших университетов в предметной области «коммуникации» и вернулся в список по социологии.

Институт образования НИУ ВШЭ провел 4К-тестирование универсальных навыков в школе «Снегири»

Институт образования НИУ ВШЭ совместно со школой «Снегири» изучил сформированность метапредметных компетенций у учеников младшей школы при помощи 4К-теста. Работа была проведена в рамках стратегического проекта «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

НИУ ВШЭ и Московский планетарий подписали соглашение о сотрудничестве

Стороны будут заниматься популяризацией науки, просветительской и исследовательской деятельностью, в том числе в сфере астрономии, космонавтики и наук о Земле. Кроме того, предполагаются совместные программы практик и стажировок для студентов.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

ВШЭ улучшила результаты в мировом рейтинге «Три миссии университета»

Высшая школа экономики поднялась на 17 позиций в списке лучших университетов мира и уверенно входит в топ-5 лучших российских университетов московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» (MosIUR).

Лицей НИУ ВШЭ стал первым среди школ по количеству поступивших выпускников в лучшие российские вузы

Лицей Высшей школы экономики в пятый раз подряд занял первую строчку списка рейтингового агентства RAEX из топ-300 школ России по количеству выпускников, зачисленных в ведущие вузы страны. В основе исследования — данные приемных кампаний 47 ведущих российских университетов в 2021 и 2022 годах.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.