• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вышка должна быть лучшей, но не превращаться в касту»

В рамках образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в этом учебном году управлением академического развития ВШЭ, студент первого курса МИЭМ Денис Пронин подготовил интервью со старшим преподавателем кафедры математической экономики и эконометрики Генрихом Пеникасом.

— Генрих Иозович, для начала вполне стандартный вопрос: кем вы хотели стать в детстве?

— Вообще-то, я хотел пойти в спецназ. Моим увлечением поначалу был спорт — разные единоборства. Так продолжалось где-то до десятого класса. Несколько лет родители уговаривали меня, что физкультура — это, конечно, хорошо, но человечеству ты можешь дать больше, занимаясь другим делом. Спортивные достижения по сути своей индивидуальны, а вот если ты можешь сделать что-то для много большего числа людей, тут немного другие ощущения возникают. В общем, уговоры подействовали, и в одиннадцатом классе на смену спорту пришла экономика. Вот такой контраст получился.

— Весьма неожиданно… А почему решили поступать именно в Вышку? И как вы относитесь к ЕГЭ, который в то время еще не был введен?

— Отсутствие ЕГЭ во многом определило мой выбор. Была дилемма — с языком у меня тогда было не очень, трудно было в грамотной форме излагать свои мысли. Экзамен-сочинение поэтому был для меня не лучшим вариантом, а именно его нужно было бы сдавать для поступления в МГУ. В Вышке на тот период в качестве вступительного испытания был тест по математике, с которой у меня проблем не было. Если говорить о ЕГЭ в общем, то мне кажется, что он задает правильное направление развития. Все его ругают, называют слабо дифференцирующим, но ничего не получается сразу и хорошо — с чего-то надо начать.

— Судя по большому количеству ваших публикаций, можно предположить, что сейчас с изложением мыслей у вас все в порядке. Как вы решали эту проблему?

— Сейчас я перестал об этом думать. Главное здесь не умение писать «красиво», а навык структурированного изложения. Однажды отец указал мне на то, как составил электронное письмо мой приятель — выделил пункты цифрами, разделил абзацы, оформил вступление и заключение. В моем же письме был сплошной текст. Отец спросил: «Разве ты не можешь так же структурированно излагать?». С того момента я и стараюсь это делать. Общий объем всех моих публикаций сейчас около тысячи страниц. Думаю, что определенный навык структурированного изложения выработался.

— Вернемся к вашему поступлению в ВШЭ. Вы сдали тест по математике, поступили в университет. Расскажите о первых впечатлениях. Что изменилось в вашей жизни?

— Изменения носили географический характер, потому что до поступления в Вышку я жил в Калуге, в двухстах километрах от Москвы. Переехав в столицу, первые месяцы я жил в общежитии на ВДНХ. Главное, что запомнилось: мы жили на девятом этаже, а под нами было восемь этажей, занятых китайцами. Когда лифт не работал, дойти до девятого этажа было все равно что вдоль Великой китайской стены пройти. Можно было изучать весь китайский быт сразу. На одном этаже жарили селедку, на следующем была парикмахерская, на третьем чистили китайскую капусту, дальше играли в какое-то домино со спиртными напитками, летом шубы висели — в общем, все, чем китайцы занимались в Москве, было здесь.

Нас было по восемь человек в комнате и не очень хотелось проводить там время, поэтому я пытался найти любое интересное мероприятие, чтобы только в общежитие подольше не возвращаться. Я там только спал и мылся. Тогда я нашел такую вещь, которая мне очень помогла в общении и самоопределении — мастер-класс Кахи Бендукидзе. Бывший профессор кафедры институциональной экономики ВШЭ и министр экономики Грузии собирал по вечерам ребят и рассказывал, о чем он думает. Главный посыл его мастер-класса — проблема современного бизнесмена в том, что он не может жить без знания макроэкономики. С тех пор я пытаюсь понять, что такое макроэкономика, и надеюсь, понял чуть больше, чем тогда. Хотя мне больше микроэкономика интересна. На протяжении всего обучения я старался посещать как можно больше семинаров, встреч, и сейчас эта традиция сохранилась — все будни и выходные забиты семинарами.

— И при таком графике вам удалось четыре диплома получить, бакалаврский и сразу три магистерских. Как сил хватило?

— Фокус в том, что магистерская программа, на которую я поступил, была программой тройного диплома. То есть она анонсировалась как двойная, а получилась тройная. Французы успели сорганизоваться, и в результате к Университету Париж-1 Пантеон-Сорбонна подключилась еще и Парижская школа экономики. Сил хватало. Когда выдавался отпуск, я ехал либо на летнюю школу, например, в Кембридж, либо на конференцию. То есть на море я последний раз был года два или три назад, а на конференции — буквально в этом августе.

— Вы изначально хотели стать преподавателем?

— Я давно пытался понять, когда захотел стать преподавателем, и в итоге пришел к выводу, что я вообще не думал им становиться. Просто в какой-то момент мне предложили вести семинары по эконометрике. Теперь я веду несколько курсов в разное время года.

— А что вам больше нравится — преподавать или применять свои знания на практике?

— На рынке все хотят получать прибыль. При этом мало кто задумывается о том, какие решения нужно принимать, чтобы деятельность банков или предприятий был доходной. В университете вам объясняют, почему те или иные решения нужно принимать и как это сделать. Например, с точки зрения математики. Как поставить задачу? Как ее решить? Если не соединять теорию и практику, то люди будут жить в отшельничестве, не зная, что на самом деле происходит. Если мы хотим перейти к финансовой системе по европейской модели, надо эти сферы соединять. Если зайти в офис европейского банка, то можно увидеть, что почти у каждого руководителя есть степень PhD. И это не прихоть — нельзя управлять таким комплексным механизмом по наитию, нужно много знать и понимать.

В моей жизни два этих направления — преподавание и работа — слились. Недавно была интересная история: мы два года назад выпустили книгу комментариев к соглашению, разработанному Базельским комитетом по банковскому надзору («Базель II») . Когда начинали ее делать в 2007 году, никто не думал, что она актуальна. Но вот прошло время, и наш рецензент сейчас занимает одну из руководящих должностей Банка России и отвечает за проверку банков по «Базелю II». А я в «Альфа-Банке» готовлю материалы для этой проверки. Вот так все переплелось.

— Какие исследовательские задачи вам сейчас наиболее интересны?

— У меня на полке стоит несколько редких книг по истории банковского дела, я их много где искал. Я хочу понять, почему постоянно происходят кризисы. Вроде долго банки существуют, много накоплено опыта, но экономические кризисы все равно гремят на весь мир, и каждый новый из них оказывается опять «самым» глубоким и тяжелым.

— А что бы вы могли посоветовать нынешним студентам? На что стоило бы обратить внимание, чтобы в будущем добиться успеха в своей профессии?

— Если проанализировать, что приносило успех в разные времена, то условно XIX век можно назвать веком промышленного капитала, XX век — веком информации, а XXI век — веком идей. Поэтому, во-первых, современным студентам важно развивать творческие навыки — навыки генерации идей, а для этого непременно нужно расширять свой кругозор. Во-вторых, нужно посещать как можно больше академических мероприятий, чтобы знать, что уже сделано, над чем думают сейчас. Если об идее студент прочитал в учебнике, значит, придумали ее не меньше двадцати лет назад, а актуальна она была лет десять назад. В-третьих, нужно запастись большим терпением, поскольку путь новатора очень непрост и долог.

Хочу добавить еще вот что. Можно заниматься всю жизнь любимым делом, например, разводить бабочек. Получить кандидатскую, докторскую по биологии, открыть много новых видов. В принципе, это хорошо — человек самореализуется, и это замечательно. А можно всю жизнь разрабатывать лекарство от рака, но так и не найти его. Или вывести какое-то сложное уравнение, доказать какие-то его свойства, но все же его не решить. При этом свойства, которые вы доказали, могут найти очень широкое применение. И тут уже каждый думает сам, удовлетворять ему свое самолюбие или помогать человечеству.

— Какой вы видите Вышку в будущем?

— Не знаю, будет ли она таким же университетом, как МГУ, будет ли у нее один кампус или она будет разрознена, главное, что мне приятно наблюдать — люди все больше и больше слышат о ее выпускниках и понимают, что это достойная организация. Но не хотелось бы, чтобы университет становился элитарным, чтобы ограничивался доступ студентов к преподавателям. Вышка должна быть лучшей, но не должна становится избранной кастой. Избранность вообще очень опасная вещь. Она может быть нужна для самосохранения на определенном этапе, но всегда есть опасность замкнуться в себе, начать вариться в собственном соку и отставать. Важно, чтобы доступ в университет имел каждый.

— В заключение хотелось бы спросить, какое свое достижение вы считаете самым важным?

— Я бы сформулировал его так: я очень рад, что «Альфа-Банку» и Вышке не стыдно за то, что я представляю их интересы на разных мероприятиях.

 

Денис Пронин, студент первого курса МИЭМ

Вам также может быть интересно:

Вышел новый номер «Окон роста»

Его основная тема — преподавательская надбавка как новый стимулирующий инструмент. Кроме того, из этого номера вы узнаете, какие курсы Центра академического письма Вышки и для кого могут быть полезны, в каком новом антиюбилейном проекте можно принять участие, и прочитаете воспоминания некоторых сотрудников об университете. Вместе с «Окнами роста» выходит 18-й выпуск приложения «География Вышки» с рассказом профессора Школы филологии Миры Бергельсон о воротах Аляски — Анкоридже.

Ярослав Кузьминов представил нового директора кампуса ВШЭ в Нижнем Новгороде и рассказал о перспективах развития вуза

4 июня ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов посетил нижегородский кампус НИУ ВШЭ и обсудил с коллегами перспективы развития университета.

Academic writing center: новые курсы

В феврале стартуют новые программы Academic writing center ВШЭ — «Академическое письмо и сопутствующие компетенции» и «Техника презентаций». Комментирует руководитель проекта Женя Бакин.

«Первокурсники увидели, что наука может быть интересным занятием»

В ноябре состоялась встреча первокурсников и членов кадрового резерва ВШЭ. Она стала финалом образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в новом учебном году в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». О реализации модуля рассказывает советник проректора ВШЭ Татьяна Ишмуратова, а также другие его разработчики и участники.

«Самый мощный двигатель — это интерес»

В рамках образовательного модуля «Студенты в пространстве академического развития университета», который был запущен в этом учебном году управлением академического развития ВШЭ, студент первого курса факультета экономики ВШЭ Олег Рычнев подготовил интервью с научным руководителем «своего» факультета Владимиром Автономовым.

Открытая встреча «О прикладных исследованиях для "неприкладников"»

25 апреля в Высшей школе экономики прошла открытая встреча с экспертами университета, посвященная прикладным исследованиям, проводимым в ВШЭ, и возможностям включения в них молодых преподавателей и ученых.

«Мониторинг университета» №7

Вышел новый номер бюллетеня «Мониторинг университета», в котором публикуются результаты социологических исследований по проблемам обучения, преподавания и жизни в НИУ ВШЭ.

Автора!

С сентября в Высшей школе экономики увеличивается размер академических надбавок. Об этом рассказывает проректор ВШЭ Мария Юдкевич.

«География Вышки»: итоги года. Выпуск второй

Вышел второй номер приложения «География Вышки». В нем преподаватели, научные сотрудники, администраторы Вышки — в Москве, Питере, Нижнем и Перми — рассказывают о том, что наиболее важного и интересного случилось в учебном году.

Созданы новые проектно-учебные группы

В Высшей школе экономики приступают к работе новые проектно-учебные группы. Такие коллективы преподавателей, исследователей, аспирантов и студентов создаются в университете уже в четвертый раз. Группы позволяют студентам и аспирантам применить теоретические знания на практике, в реализации бизнес-проектов.