• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вызовы для вузов

22–23 октября в Высшей школе экономики прошла первая международная конференция «Исследования в области высшего образования», организованная ГУ-ВШЭ совместно с Центром по исследованию высшего образования Бостонского колледжа, Всемирным банком и Национальным фондом подготовки кадров.

Видеозапись 1-й части конференции Видеозапись 1-й части конференции

Видеозапись 2-й части конференции Видеозапись 2-й части конференции

Приветствуя участников конференции, исполняющий обязанности проректора ГУ-ВШЭ Исак Фрумин рассказал о программе форума и общем регламенте. «Мы предполагаем, — сказал он, — что конференция станет ежегодной, потому что до сих пор в России отсутствовала площадка для регулярных международных встреч и сотрудничества тех, кто не только работает в высшей школе, но и изучает образовательную сферу в целом, пытаясь понять закономерности и найти инструменты для ее развития. Без постоянного профессионального общения очень трудно распространяются новые идеи, трудно и медленно развиваются новые стандарты исследований и разработок. Ежегодная конференция послужит основой для развития международного сотрудничества и распространения инновационных социально-экономических знаний и практик среди экспертов-исследователей высшего образования. Мы думаем, что эта конференция будет ежегодно анализировать весь спектр исследований в сфере высшего образования, но у каждой конференции будет своя ключевая тема, вокруг которой будут построены пленарные доклады, дискуссии и работы секций. Тема нынешней конференции — «Академическая профессия и академические контракты» — выбрана неслучайно и позволит представить экспертному сообществу первые результаты международного сравнительного исследования «Контракты и заработная плата в академической профессии». Этот проект реализуется Институтом институциональных исследований НИУ-ВШЭ и Центром международного высшего образования Бостонского колледжа при участии 30-ти независимых экспертов из 30-ти стран мира».

Работа конференции началась тремя пленарными докладами. Первым выступил директор Центра исследований высшего образования Бостонского колледжа Филипп Альтбах, отметивший, что он считает конференцию первым шагом на пути развития международного сообщества исследователей и аналитиков высшего образования. «Поскольку мы находимся в стенах первого в России национального исследовательского университета, я хотел бы начать дискуссию о сути и роли исследовательского университета в современном обществе, — подчеркнул профессор Альтбах. — Исследовательские университеты в любой стране являются важной и неотъемлемой частью развития образовательной системы государства. Но не менее важным для каждого исследовательского университета является наличие эффективно работающих международных связей. Каждый университет такого типа должен стать частью мировой глобальной сети исследовательских центров».

Как известно, первый исследовательский университет был создан в Германии в XIX столетии, и с тех пор сама концепция университета, выполняющего двойную функцию — образовательную и научно-исследовательскую — значительно трансформировалась и в самой Германии, и в других государствах. По мнению профессора Альтбаха, далеко не всякий университет может или должен стать исследовательским. Профессор убежден, что в каждой стране должен быть по крайней мере один такой университет, но необходимое для каждого государства количество исследовательских университетов следует тщательно проанализировать, чтобы их не оказалось ни слишком много, ни слишком мало. «Чрезвычайно важно понять, — отметил Филипп Альтбах, — сколько таких институтов необходимо для страны и сколько исследовательских университетов государство может позволить себе иметь, потому что одной из основных предпосылок эффективной работы таких учреждений является последовательное, достаточное и долгосрочное государственное финансирование и постоянная административная поддержка».

В рамках конференции в работе круглого стола «Современные вызовы академической профессии в России и мире» приняли участие ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич, профессор Университета Сетон Холл (США) Мартин Финкельштейн, президент Бразильского Института исследований рынка труда и общества Симон Шварцман и профессор Университета Пекина Ванхуа Ма.

Выступление ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова «Академическое сообщество в России: разрыв эффективного контракта» содержало анализ проблем кризиса академической структуры в университетах России. «Наша страна являет собой классический пример разрыва эффективного контракта университета с преподавателем, и проблемы, которые характеризуют нашу университетскую систему, во многом сводятся к этому факту, — отметил ректор. — Под эффективным контрактом мы понимаем контракт, обеспечивающий максимальную заинтересованность работника, точное соблюдение интересов нанимателя и так называемую лояльность работника. Тремя основными условиями успешного контракта в любом секторе экономики являются: уровень вознаграждения, достаточный для соблюдения желаемого уровня жизни и социального статуса; эффективная система контроля со стороны нанимателя за результатами работы своего работника и некоторое принуждение его к эффективной работе; и наличие конкуренции на рынке труда».

Основными особенностями работы университетского преподавателя ректор считает творческий и доверительный характер труда, поскольку качество работы очень трудно подвергнуть внешнему измерению (студенты не имеют достаточных компетенций для такого измерения, а коллеги редко присутствуют на занятиях друг друга) и двойной характер вознаграждения (в дополнение к материальному преподаватель получает и нематериальное вознаграждение — свободное время, свобода выбора графика рабочего дня, удовольствие от творческого труда и постоянное подтверждение собственного социального статуса). По мнению Ярослава Кузьминова, эффективный контракт в университете обеспечивается наличием и совокупностью трех групп факторов:

  1. Качественный состав преподавателей и возможность взаимного мониторинга качества работы, высокая доля нематериального вознаграждения, а также эффективно работающие нормы и конвенции поведения преподавателей;
  2. Значительный объем научных исследований, которые ведет университет. В исследовательском университете, где есть большой объем научной работы, возникает дополнительная возможность оценки качества работы преподавателя и дополнительный источник материального и нематериального вознаграждения;
  3. Включенность преподавателей университета во внешние сети академического взаимодействия — профессиональные ассоциации, журналы и прочее.

«Если в советский период образовательная система страны имела хорошо работающий, эффективный контракт, а советское образование высоко оценивалось во всем мире, — подчеркнул ректор, — то с распадом Советского Союза, когда произошло четырехкратное сокращение государственных расходов на образование, в системе российского образования стал очевидным разрыв эффективного контракта. Крайне низкое материальное вознаграждение преподавателей вузов привело к тому, что даже те специалисты, которые явно предпочитали работу в университетах любой другой деятельности, вынуждены были покидать российские вузы. Им на смену в университеты пришли молодые преподаватели, более слабые профессионально, имеющие низкую академическую культуру и готовые нарушать академические стандарты ради денег».

В своем докладе Ярослав Кузьминов упомянул и другие, крайне негативные явления в российской высшей школе, в том числе широко распространенную симуляцию исследовательской деятельности; провинциализм и оторванность от достижений мировой науки; коррупцию; ориентацию на внешнюю занятость — от консалтинга до преподавания в нескольких вузах одновременно; стремительное старение преподавательского состава (60% профессоров и 25%доцентов — старше 60-ти лет, а средний возраст профессора университета составляет 58 лет) и низкое воспроизводство научных школ, которые пока еще сохранились; распад академического самоуправления; разрастание псевдообразования, когда вузы превращаются в фабрики по продаже дипломов.

Завершая свое выступление, Кузьминов сказал: «Мы должны не только определить стратегии национальных исследовательских университетов, но и серьезно подумать над тем, как модифицировать ситуацию в основной группе высших учебных заведений России. В противном случае влияние исследовательских университетов будет недостаточным для позитивного перелома в российском образовании в целом».

Мария Юдкевич, директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ, остановилась на основных проблемах и перспективах Высшей школы экономики как молодого исследовательского университета. По мнению Марии Юдкевич, в перечне проблем университета значатся: конкурентная борьба за лучшие кадры на рынке труда; инбридинг или внутреннее воспроизводство (настоятельная необходимость нанимать на работу собственных выпускников); необходимость внедрения и распространения системы оценки эффективности работы преподавателей. «Мы стараемся изменить структуру заработной платы преподавателей так, чтобы она стимулировала исследовательскую деятельность высокого качества, особенно публикации в международных журналах, — подчеркнула Юдкевич. — Мы проводим международный рекрутинг, привлекаем молодых профессоров из лучших зарубежных университетов и начали создавать систему tenure и sabbatical. Для преодоления проблем, связанных с недостаточностью академической культуры, мы пытаемся создать систему научных центров для молодых преподавателей. Все эти действия в совокупности составляют нашу программу академического и кадрового развития. Однако один университет, какие бы инвестиции он ни делал и как бы ни пытался изменить свою внутреннюю структуру, не может существовать отдельно, автономно от того рынка, частью которого он является. Для того, чтобы создать исследовательский университет, мы должны прикладывать не только внутренние усилия, но и усилия по модернизации российского рынка образования в целом».

Работа второго дня конференции была организована по секциям «Академическая профессия», «Исследования высшего образования», «Экономика и управление высшим образованием» «Поступление в вуз и отдача от высшего образования», «Аспирантура и постдипломное образование» и включала в себя разнообразные по тематике доклады российских и зарубежных специалистов из Австралии, Аргентины, Беларуси, Израиля, Индии, Канады, Мексики, США, Турции, Франции, Чехии, ЮАР. Высшую школу России представляли ученые из Владивостока, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Саранска и Томска.

Первая международная конференция «Исследования в области высшего образования» завершилась учредительным собранием Российской Ассоциации исследователей профессионального образования (РАИПО), которая должна стать независимой и авторитетной площадкой для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития высшего образования и механизмов продвижения современных методов и стандартов научно-исследовательской работы.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

На конференции в Высшей школе экономики обсудили, как в школах и детских садах внедряется эффективный контракт

6 ноября в НИУ ВШЭ состоялся межрегиональный семинар  по результатам исследования перехода на эффективный контракт в дошкольном и школьном образовании, проведенного Институтом институциональных исследований. В нем приняли участие около ста человек из десяти регионов России, обсуждались результаты повышения зарплат педагогов и новые подходы к оплате труда.

Академический инбридинг особенно распространен в России и Испании

В начале 2015 года в издательстве Palgrave выходит книга «Академический инбридинг и мобильность в высшем образовании», подготовленная по результатам совместного проекта Института институциональных исследований НИУ ВШЭ и Центра изучения международного высшего образования Бостон-колледжа. Статья, опирающаяся на выводы исследования, была недавно опубликована в одном из ведущих изданий в области высшего образования «Times Higher Education».

Кредитную карту ВТБ24-ВШЭ может получить любой выпускник и сотрудник Вышки

Начинается второй этап совместного проекта Высшей школы экономики и банка ВТБ24 по выпуску кобрендинговых кредитных карт ВТБ24-ВШЭ. Они позволяют не только поддерживать связь с университетом (карта является альтернативным пропуском в здания университета и библиотеку), но и участвовать в благотворительных проектах вышкинцев.

Исследователи из ВШЭ выступили на конференции Американской социологической ассоциации

С 10 по 13 августа в Нью-Йорке проходила 108-я по счету встреча Американской социологической ассоциации. Доклады на ней представили около двадцати исследователей из Высшей школы экономики.

Право и цифровые технологии

Итоги прошедшей в ВШЭ Международной научно-практической конференции «Право в цифровую эпоху» подводит Ирина Богдановская, руководитель Научно-учебной лаборатории по информационному праву НИУ ВШЭ.

Продвижение ВШЭ в NISPAcee

В Белграде прошла ежегодная международная конференция Ассоциации институтов и факультетов публичного управления Центральной и Восточной Европы (NISPAcee). Об итогах форума рассказал один из представителей университета на нем, научный руководитель факультета государственного и муниципального управления ВШЭ Алексей Барабашев.

МЕВ: мастер-класс «Quantitative Methods»

10 июня рамках программы «Master in European Business» (МЕВ) прошел мастер-класс доцента факультета менеджмента ВШЭ Валентины Кусковой.

МЕВ: мастер-класс «Business Strategy»

В конце мая в рамках программы «Master in European Business» (МЕВ), Игорь Поповкин, доцент кафедры общего и стратегического менеджмента  ВШЭ, провел мастер-класс по курсу программы МЕВ «Business Strategy».

Видеомост: информационная открытость сайтов школ

14 мая в РИА Новости прошел видеомост, посвященный обсуждению итогов совместного проекта Института образования ВШЭ и РИА Новости «Рейтинг информационной открытости официальных сайтов общеобразовательных организаций». Публикуем видеозапись.

Студентки отделения статистики — призеры всемирного конкурса

25 апреля объявлены победители конкурса видеороликов «Statistics 2013 Video Contest», посвященных популяризации статистики, проводившегося в рамках Международного года статистики. Второе место в соревновании заняли студентки отделения статистики, анализа данных и демографии ВШЭ Юлия Балиоз, Анастасия Далматова и Аревик Амирагян.