• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наши преподаватели учились на полчаса раньше нас

О том, какой была Вышка 15 лет назад, что такое «гайдаровская стипендия» и почему первые студенты часто спорили с преподавателями, мы поговорили с выпускником ГУ-ВШЭ, профессором Школы бухгалтерского дела, финансов и менеджмента Университета графства Эссекс Дмитрием Виноградовым.

О том, какой была Вышка 15 лет назад, что такое «гайдаровская стипендия» и почему первые студенты часто спорили с преподавателями, мы поговорили с выпускником ГУ-ВШЭ, профессором Школы бухгалтерского дела, финансов и менеджмента Университета графства Эссекс Дмитрием Виноградовым.

— Какой была Вышка в 1993 году?

— В 1993 году Вышка была полна энтузиазма. Маленький и дружный коллектив, где все не просто знали друг друга, но, по меньшей мере, приятельствовали. Четверть этажа в гайдаровском институте, этаж на Сахарова, 12 — вот, собственно, и вся тогдашняя Вышка. Главбух с котомкой с зарплатой из банка пешком ходил (тогда зарплату еще платили наличными, одной котомки хватало на всех). Лекции со сцены актового зала ЦЭК. Первые иностранные профессора. И горстка (по сравнению с нынешним набором) студентов. И фантастическое ощущение невероятных перспектив, открывшихся перед всеми нами – энтузиазма тогда было больше, чем самой Вышки.

— Почему вы решили учиться в никому не известном учебном заведении? На что вы рассчитывали?

— Так сложилось. Моя дипломная работа на ВМК МГУ была посвящена математическим моделям экономики. Научный руководитель посоветовал походить на лекции по экономике, чтобы лучше понимать, что к чему. По времени это совпало с приемной кампанией Вышки: листовки формата А3 были расклеены по всему МГУ. И собственно, цель моя была проста: немножко экономического образования в кратчайшие сроки и бесплатно. В каком вузе его получать, не играло никакой роли. Козырем Вышки была последняя фраза в объявлении: «Если вы уже говорите по-английски, то мы предоставим вам возможность выучить французский». Это меня сразило наповал, по-французски говорить хотелось всегда, и на следующий день я подал документы в Вышку и уехал на военные сборы.

— Думали ли вы, что через 10-15 лет Вышка станет одним из самых престижных учебных заведений в стране? Если да, почему?

— Мы думали уже тогда, что Вышка — самый престижный вуз, только об этом никто кроме нас не знал. Нам преподавали самое новое, учебники были только на английском, да и самих учебников не было – мы учились по ксерокопиям. Состав студентов магистратуры – выпускники МГУ, МИФИ, МФТИ, МВТУ и т.д. Где еще такое было? Где еще предлагали стажировку в Сорбонне? Где еще основные лекции читали приглашенные профессора из европейских университетов? Где еще платили за отличную учебу гайдаровскую стипендию (100 долларов в месяц – шутка ли по тем временам!)? Не всегда престижно то, что на слуху. Вышка не была на слуху, но достаточно было поговорить с теми, кто там учился, чтобы понять, что там стоило учиться.

— Чем вам запомнилось обучение в магистратуре? Какие-то лекции помните?

— Стажировка в Сорбонне – самое яркое воспоминание, как ни крути. Моя первая заграничная поездка, и сразу на полгода в Париж; такое только в сказках бывает. Из тех же воспоминаний: «лекция» Марины Дорошенко о кейнсианской теории денег на парижской кухне, сопровождающаяся шинковкой грибов и отбиванием мяса к общему ужину. Все мои знания о кейнсианской теории наслаивались уже потом на эту часовую лекцию, которую не забыть никогда. Из аудиторных занятий – неподражаемый Револьд Михайлович Энтов с рассказом о беспомощности Центрального банка в вопросах денежного регулирования. Все это закончилось экзаменом: «Дима, я сознательно поставлю Вам «отлично», не спрашивая ни о чем. Вам этот курс вести через полгода, и пусть Вам будет мучительно стыдно, если Вы его не будете знать лучше, чем на «отлично». Студенты этого не прощают». Револьд Михайлович, дорогой мой и любимый, клянусь, так оно и было: студенты этого не прощают. Пришлось выучить!

— Говорят, первые студенты часто спорили с преподавателями? О чем?

— Мы им не верили. Мы их пинали нашей математической подготовкой: «Револьд Михайлович, а как из формулы А следует Б?» — «Дима, это я Вас должен спросить, Вы ж у нас тут главный математик будете!». Наши преподаватели учились параллельно с нами, на два дня раньше, а иногда и на полчаса раньше. Потому и спорили мы друг с другом, чтобы понять, а почему именно так, а не иначе. Совершенно нормальным было услышать на занятии от преподавателя: «Я не могу так с ходу ответить на Ваш вопрос, но я обязательно отвечу на него в следующий раз». Я думаю, мы многому научились друг у друга. Кто хочет научиться, обязательно научится.

— Говорят, многие уходили из магистратуры, не выдерживали. Почему?

— «Не выдерживали» – это преувеличение. Скорее, уходили потому, что понимали, что не нужно им это. Не надо забывать, что у всех уже был как минимум диплом, и речь шла фактически о втором высшем образовании. Однако, поступив в магистратуру, многие понимали, что не это им нужно. Не надо смешивать курсы бухучета и аудита (а сколько их было, выпускников инженерных вузов, работавших бухгалтерами!) с магистратурой Вышки. Совершенно нормально, что работающие люди (а работали тогда почти все, ибо жить на что-то надо было) с высшим образованием хотели учиться лишь тому, что им реально пригодится в жизни. И совершенно естественно, что экономическая теория попросту многим не нужна. Поэтому люди уходили. Им просто нужно было что-то другое.

— Чем вы занимались в международном отделе?

— Мы оформляли приглашения и визы, встречали и провожали иностранных гостей, готовили стажировки наших сотрудников за границей. Мы участвовали в подготовке проектов, оформлении заявок на гранты, а иногда и просто занимались переводами – от письменных до синхронных. Время было такое – нужно было делать все и больше чем «все». Знаменитый проект ТАСИС «Преподавание экономики в классических и технических университетах РФ» дописывался в международном отделе глубоко заполночь, и тогдашний директор-организатор Слава Кузьминов и проректор по международным связям Володя Громковский (соответственно Ярослав Иванович и Владимир Владимирович в официальном обращении) развозили нас в два часа ночи по домам – один на служебной машине, а другой — на личной. Грант был получен, проект был успешным, и Вышке был дан немаловажный финансовый импульс в ее развитии.

— Как вы стали преподавать в Вышке?

— Меня многие знали благодаря моей работе в международном отделе, и я всегда сталкивался с хорошим и дружелюбным отношением ко мне. В какой-то момент Револьд Михайлович Энтов предложил мне вести семинары по монетарной экономике. После этого были семинары по теории финансов. Потом мы с Мариной Дорошенко вели совместный курс по теории денег и банковского дела в бакалавриате. А потом у меня появились и собственные курсы. И я познал на собственной шкуре, что такое «учиться на два дня раньше студентов». Спасибо студентам, без их поддержки ничего бы у нас не вышло. Отдельное спасибо тем, чьи рукописные и электронные конспекты моих собственных лекций я потом взял за основу при написании книги. Ваши комментарии на полях о том, как сидит мой костюм, зачем носят галстук под френч и чем мой тыл привлекал внимание женской части публики, когда я вытирал с доски, доставили мне огромное удовольствие. Докладываю: я перестал носить френч.

— Видели ли вы нынешних студентов Вышки? Сильно ли они отличаются от студентов 1990-х?

— Нынешних не видел. Допускаю, что их привели в Вышку другие причины, нежели нас тогда. Но разве это главное? Жизнь дана человеку один раз, и прожить ее надо сами знаете как! Студенческие годы – это здорово! Мне повезло, я смог повторить свое почти беззаботное студенчество, вновь став студентом в Германии в 2001 году. И должен признаться, с упоением окунулся вновь в эйфорию студенческой жизни. Учиться, конечно, нужно, но из-за этого не надо переставать жить! И я думаю, что в жизнелюбии сегодняшние студенты ничуть не уступают тогдашним. А все остальное – это мелочи!

— Какой будет Вышка через 15 лет?

— Тридцатилетней. Если не будет тренироваться, то обзаведется животиком. Если будет тренироваться и участвовать в международных состязаниях, то оставит всех российских конкурентов далеко за собой.

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ