• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предлагаю занести Вышку в книгу рекордов Гиннеса

Екатерина Королькова, менеджер проектов Фонда экономических исследований Университета Эразмус

Екатерина Королькова, менеджер проектов Фонда экономических исследований Университета Эразмус

— Я была в первой группе преподавателей, поехавших на стажировку в университет Эразмус в Роттердаме. Это было летом 1993 года. А с сентября 1993 года начались занятия в новом вузе – Высшей школе экономики. Курсы, которые мы прослушали в Роттердаме, были ориентированы на то, чтобы подготовить нас к преподаванию экономики в том русле, в котором это принято в западных университетах. К преподаванию «по-новому» мы готовились заранее – в конце 1992 – начале 1993 года Григорий Гельмутович Канторович и Револьд Михайлович Энтов читали лекции группе будущих преподавателей ВШЭ (всю зиму мы ходили в Институт экономики на Профсоюзной, где и проходили занятия), а вскоре после этого мы поехали на стажировку в Голландию. Стажировка была организована в рамках проекта Европейской Комиссии, который был нацелен на оказание поддержки в создании нового университета (ВШЭ). Руководителем этого проекта с Российской стороны был Ярослав Иванович Кузьминов, а со стороны Голландии – Соломон Кохен – в то время директор Института социально-экономических исследований (SEOR) при университете Эразмус. В нашей группе было пять человек: Леонид Гребнев, Наталия Дзагурова, Владимир Занадворов (ныне покойный), Андрей Уральский и я.

— Как проходили занятия?

— За три месяца мы прослушали курсы по макро— и микроэкономике, а также нескольким прикладным дисциплинам. Обучение велось на английском языке. Сразу переключиться на английский было непросто. Меня поразил стиль обучения – интерактивный, предполагающий, что мы, обучаемые, должны постоянно задавать вопросы, обсуждать поставленные проблемы и предлагать решения. Если преподаватель после 5-10 минутного монолога не слышал наших вопросов, то он смотрел на нас с большим удивлением и сомнением. Для нас же в то время более привычной казалась ситуация, когда аудитория пассивно внимает лектору и записывает чуть ли не каждое слово.

— У вас было время, чтобы посмотреть страну?

— Мы попали в совершенно иную обстановку, в страну, где люди ведут иной образ жизни. Голландцы всюду добираются на велосипедах. Вскоре и мы купили себе подержанные велосипеды и влились в голландские потоки. Роттердам по сравнению с Москвой город маленький, его можно запросто объехать на велосипеде. По выходным много путешествовали: хотелось побольше увидеть. А так как Голландия страна небольшая, сделать это было нетрудно – за час-полтора можно доехать на поезде практически до любого города.

— Что вы можете сказать о Вышке сегодняшней, через 15 лет?

— Вышка сегодня, спустя 15 лет, – это огромный вуз, ставший очень престижным и популярным. Тогда, в самом начале, трудно было поверить, что за такой короткий период возможен столь динамичный рост. Честно говоря, даже представить себе не могла, что ГУ-ВШЭ станет гигантом. Нельзя ли внести ВШЭ в книгу рекордов Гиннеса как самый-самый быстро выросший университет?

Новостная служба портала ГУ-ВШЭ