• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мы одинаково понимаем современные принципы бизнес-образования

О сотрудничестве с Вышкой рассказал руководитель Высшей школы менеджмента СПбГУ, доцент кафедры стратегического управления и маркетинга, кандидат экономических наук Валерий Катькало.

О сотрудничестве с Вышкой рассказал руководитель Высшей школы менеджмента СПбГУ, доцент кафедры стратегического управления и маркетинга, кандидат экономических наук Валерий Катькало.

— Одним из университетов, который прилагает большие усилия для развития менеджмента как научного направления и для выведения этого направления на новый качественный уровень, является Высшая школа экономики. Ей исполняется 15 лет. Вы с Вышкой активно сотрудничаете. Когда вы впервые о ней услышали? Какие ваши впечатления были тогда, изменилось ли ваше мнение о ней с течением времени?

— Конечно, есть разница в масштабах ВШЭ и Высшей школы менеджмента нашего университета, тем не менее, мне очень приятно отметить, что ВШЭ была создана в 1992 году как некая здоровая альтернатива существовавшей традиции экономического образования, а наш факультет был создан в 1993 году в смежной области, но с точно такой же миссией. Точно так же, как ВШЭ, мы изначально ориентировались на привнесение в российское  высшее образование лучшего международного опыта, но с опорой на российских преподавателей, в развитие которых и ВШЭ, и мы все эти годы вкладывали значительные средства и силы. Мы восхищены и с профессиональной точки зрения, и с точки зрения организационно-управленческой тем, что достигнуто ВШЭ за исторически кратчайший период. Сегодня, безусловно, ВШЭ является признанным лидером экономического образования в нашей стране.

Хотелось бы подчеркнуть важнейший момент, который во многом отличает ВШЭ от других центров экономического образования. Образовательное учреждение, претендующее на статус университета, обязано заниматься научными исследованиями,  результаты которых оцениваются по высоким международным меркам. Думаю, в будущем Вышка станет пионером еще не одного проекта, не одной тенденции в развитии российского образования.

ВШЭ была создана в тот период, когда происходили бурные изменения в мировой экономической науке и в мировом экономическом образовании. Мне кажутся крайне важными инициативы ВШЭ по созданию многочисленных инновационных проектов, цель которых - не просто сделать иначе, чем делают другие, а идти на шаг впереди, именно с точки зрения тех требований, которые предъявляет постиндустриальная экономика. Очень важно не просто сделать хороший вуз, построить новую организацию, но и постоянно идти вперед. Это сложнейшая управленческая задача.

У нас очень хороший опыт взаимодействия по научно-исследовательским проектам, в области государственного управления, развития предпринимательства в России, анализа эффективных механизмов управления вузами. В ВШМ с 2003 г. издается "Российский журнал менеджмента", в редколлегию которого входит ряд ведущих специалистов из ВШЭ, таких как Сергей Ростиславович Филонович, Андрей Александрович Яковлев, это важное взаимодействие. Я очень рад, что меня включили в экспертный совет Научного фонда ВШЭ.

— Насколько велика в России востребованность менеджеров хай-класса, которых вы готовите? В конце 1990-х гг. у нас учиться менеджменту было очень модно. На рынке труда нет недостатка в соискателях на менеджерские позиции.

— На рынке происходит то, что и должно было произойти. С одной стороны, за последние 10 лет имели место две тенденции. Одна общеэкономическая: у нас был кризис 1998 г., после этого был выход из кризиса с определенным оздоровлением и очищением экономики, как после любого кризиса. Но были и многие годы устойчивого экономического роста, что означает постоянный спрос на профессиональных менеджеров, причем в условиях экономического роста, конечно, успешные компании сталкиваются со все более сложными практическими задачами, поэтому спрос на качественное образование велик как никогда.

На самом деле, одним из ярких показателей этого является растущая год от года ценовая дифференциация между российскими бизнес-школами. На российском рынке бизнес-образования сегодня выделились пять бизнес-школ, которые серьезно оторвались и дальше будут отрываться по цене своих программ, причем именно на эти программы высокий конкурс. И если взять программы МВА, то разница в цене между российскими бизнес-школами достигает 3—4 раза. Для бизнес-образования это очень важный показатель, который, безусловно, связан и с качеством и уровнем программ, и с брендами школ.

А второй тренд, развивающийся параллельно все последние 10 лет, — паразитирование многих учебных заведений на неудовлетворенном спросе даже на базовые экономико-управленческие знания. Да, действительно, сегодня по стране бродят легионы экономистов, юристов и менеджеров, которые обучены во всевозможных вузах. На самом деле, чтобы понять базовые отличия, достаточно посмотреть учебные планы технических, педагогических вузов, разных институтов культуры, которые по-прежнему учат  юриспруденции, экономике и менеджменту. Мне кажется, это тот самый случай, когда, к сожалению, количество находится в самом серьезном конфликте с качеством. В то же время в России крайне мало бизнес-школ современного университетского уровня, работающих по современным концепциям бизнес-образования.

Одна из таких школ – Высшая школа менеджмента Высшей школы экономики. Там работают наши единомышленники, мы одинаково понимаем современные принципы бизнес-образования, современные приоритеты бизнес-образования, тенденции развития этого рынка в России, и в такой ситуации как раз очень важно учиться друг у друга. У нас прекрасные связи, и очень хорошие результаты по взаимодействию с кафедрой маркетинга ГУ-ВШЭ. Мы участвуем в научных конференциях, которые проводятся в Вышке, а представители ВШЭ – в наших конференциях.

Дмитрий Европин, обозреватель Экспертного канала ВШЭ-ОРЕС