About the Project
'HSE University's Age-Mates'

2022 marks the 30th anniversary of the founding of HSE University. Many of the university’s peers—those born in 1992—now work and study here. Thirty-year-old HSE graduates work in various fields, from business and fintech to IT and contemporary art. As part of the new ‘HSE University's Age-Mates’ project, some of them have shared their stories and talked about what they like about the university.

Yury Achkasov decided to study economics because he loved mathematics in school and wanted to apply that discipline to the fullest extent possible. In this interview with Age-Mates, he spoke about his inspiring work at the Central Bank, the animal spirits of market traders, and what would convince him to stop going to the office altogether.

Why did you decide to attend HSE University?

I loved math in school and thought about studying mathematics in college. In the 7th or 8th grade, I told my mom that I wanted to study mathematics. She had graduated with honours from Moscow State University but never worked in her chosen field. But she managed to use the knowledge, skills, and systematic approach she had learned in other areas of activity. She said, ‘You have three possible paths. Studying mathematics in Russia will be interesting and enjoyable for you, but you won’t earn much. You could work as a mathematician abroad where you might earn a lot of money, but you would have to leave Russia. Or else you could find a field in Russia where mathematics will be used to the fullest extent possible’.

We began looking at various possibilities and concluded that economics is one of the sciences that draws heavily on mathematics. What’s more, there is a great demand for economists. So I decided that I should study economics. This was in the 2000s and HSE University was the unchallenged leader in economics education. So that’s why I went there.

Was it easy for me to get in? I suppose so, but that doesn’t mean it took no effort at all. I began preparing in the 9th grade. I attended a university preparatory course and studied economics and mathematics. This helped. I scored well in the national Academic Olympics in economics, and this was my ticket to admission.

Have you retained your love of math?

Yes, despite the fact that there was a lot of it and it was far more difficult than in school, mathematics at HSE University did not scare me away or make me stop loving it. But at the same time, I realise that I am not a mathematician. For me, mathematics is a tool—my favourite tool and a good one, but only one of many.

How did your studies shape your future professional interests? What did you like most?

Mathematical methods that work on real data. It is closely related to mathematics and helps give a picture of what is happening in real life. Instead of just talking about two economic agents that interact either in equilibrium or optimally—or even better, both—I prefer dealing with real numbers, data, people and companies. That’s why I especially liked econometric disicplines during my studies at HSE University. At the time, I believed that they were the only possible future for a young economist. I don’t think that way anymore: I realised that econometrics coupled with statistics are important, necessary, and beloved tools, but that you can’t get by with these alone.

What did you get a master’s degree in?

It was a joint master’s in the HSE University programme Mathematical Methods for Analysing the Economy in cooperation with the University of Paris 1 Panthéon-Sorbonne. I spent a year in France. I recall being surprised that foreign students did not know mathematics at the level taught at HSE University. We had to repeat some things along with our foreign classmates.

On the other hand, in France, I liked how the teachers and students loved macroeconomics and financial markets and where the two intersect. For example, at the Sorbonne there were amazing courses on economic crises in which teachers tried to show the nature of economic crises using simple models. You know, there is a saying: ‘To complicate something is easy, but to simplify it is difficult’. It’s great when complex things can be explained in a straightforward way, without having to use indefinite integrals and stochastic mathematics.

Photo by Daniil Prokofiev/ HSE University

After all, economics is one of the sciences that should be accessible and useful not only to a narrow segment of people who have devoted their whole lives to studying it, but to everyone in general. People make economic decisions every day, and those decisions should be well-informed. But you can’t send every last person to the HSE University master’s programme, can you? So, hats off to those people who are working to improve financial literacy among adults, schoolchildren, and college students.

What did you find lacking during your studies?

Free time and sleep. Studying was fun and great, but extremely difficult. There was too little time left for anything outside of HSE University.

What was your first job?

I got my first official job as a first-year student. At Preparatory School No. 1535, I taught basic economics to ninth-graders so that the students would love solving economic problems and have an easier time getting into college. After that, I worked at the Gaidar Institute for Economic Policy where I did calculations and translated econometrics textbooks from English into Russian. But it was all part-time work.

I began working full-time after returning from Paris. I got a job at the Central Bank. I had been wanting to work there since I was a third- and fourth-year student. I saw that my knowledge could have immediate application to real work there. At the Central Bank, I built econometric models that predicted the short-term development of the economy. The Central Bank lived up to my expectations. I consider this one of the best possible jobs for an economics graduate who specializes in theoretical and empirical economics.

Was it difficult work?

Honestly, no. The job had a lot of responsibility and it was interesting. Well, yes, I stayed late in the evenings. I had to make serious decisions. It happened that I would tell something to the Central Bank deputy chairmen and then see on TV how they retold it all to the Duma. I worked at the Cental Bank for almost five years: from 2015 until the end of 2019. I started out as an entry-level specialist and rose to become the head of a department with a staff of seven. We analysed the current economic situation in Russia. Those five years were great, interesting, and positive—as were my six years at HSE University.

I worked in the monetary policy department. We presented the Central Bank’s board of directors with various options for the key rate to keep inflation at or near 4%. These solutions depend on how the country’s economy will develop in the next 2-3 years. And how it will develop largely depends on the current situation. It is important to understand at which point the economy is located so that, based on this, you can understand where it is headed. Without knowing where you are, you won’t know how to get where you need to go.

Where did the information come from that you analysed?

These were official sources: the Federal State Statistics Service, the Central Bank, and the customs service. At that time, big data was not used as much. Now my former colleagues—outstanding specialists—are doing incredible things related to the use of new data and the creation of new sources of statistics. They actively use large data arrays from, for example, the tax service, that is known to store information about every purchase made. On this basis, it is possible to create a picture of almost the entire white market.

Have your predictions ever been wrong?

Naturally. Any forecaster almost always makes some mistakes. It is pure luck to be 100% correct.

Anyone who can make accurate predictions won’t work for the Central Bank. He’ll make money on the stock exchange and stay out of the public eye. For a forecaster working in the public sphere, the main thing is that his forecasts are logical

They should present a set of macroeconomic variables that don’t contradict each other and that add up to a complete picture. Every forecast is a story in itself.

Yes, I was off—sometimes a lot, sometimes a little. Sometimes I got lucky and hit the mark. But the main thing is that the story I told did not turn out to be completely ridiculous. It’s just that the prerequisites I used often changed or there were factors that we did not take into account.

For example?

We live in a time when something is always changing: the means of production, forms of consumption. For example, Internet commerce is developing so rapidly that it is no longer possible to ignore. The same with private traders on the stock exchange. Only a handful of Russians were doing this in 2000-2010. Now, everyone has a bank app on their phone with which they can buy and sell shares and bonds independently. Such activity by retail investors grew significantly right up until the start of 2022.

It’s always like this with the economy: new phenomena appear that seem negligible at first, but that then grow so much that they are impossible to ignore. And somewhere between these two points, you need to understand that the time has come to take these phenomena into account in forecasts. If you’re late doing this, you might be wrong. This is always a critical step for an economist, expert, or analyst. At such times, the help of senior colleagues is important, when they say: we must take into account that this is joint responsibility. Or vice versa: it’s not time yet.

So why didn’t you go work in the stock exchange?

As I’ve said, I don’t always guess the movement of variables accurately. So, working on the stock exchange could be costly for me. But the main thing is that I’m not very interested in it. Back when I was an HSE University student, I realised that the stock exchange was not my thing. Yes, it shares trends and interconnections with other sectors of the economy, and many understandable and predictable economic phenomena affect the price of financial assets. But at the same time, there is a lot of noise generated by the news and the interaction of millions of people led by what Keynes once called the ‘animal spirits’. I probably don’t have that instinct.

Photo by Daniil Prokofiev/ HSE University

Why did you decide to leave the Central Bank?

I left because I reached a certain ceiling, but wanted to go further. At that time, I didn’t have enough experience to advance further within the Central Bank. So I chose ‘horizontal growth’ and changed companies. Now I am the deputy head of the DOM.RF analytical centre. I supervise the work of a team of analysts studying the housing sector in Russia. We analyse the mortgage market, mortgage-backed securities, construction, project financing, and the best practices of state housing policy.

My job profile has changed a little: there, I was a macroeconomist, but here, I look at individual markets that are connected with the housing sector in one way or another. And now I have more managerial functions. I am trying to help my own manager organise the work of the whole analytical centre is such a way that it solves tasks faster, better, and more efficiently, with less re-working of problems.

What is the most interesting part of your job?

As before, forming a picture of the world. Looking at the numbers, seeing the story in them, understanding the dynamics, which factors influenced them, how they will develop in the future, and how this or that variable will move. The result is that I create a story from a set of numbers. I paint a picture, sometimes with broad strokes, and sometimes with a lot of detail. It seems to me that this is the most interesting thing an economist can do. From a simple table of numbers, you paint a picture, a story, a narrative.

Have you ever wanted a job that doesn’t require an office and a suit?

Yes. I think that the best job of all time would be to have a travel show. I really love to travel and am constantly going somewhere. I just returned from hiking in the Urals and a trip to the Volgograd region. Who knows? Maybe someday I’ll say, ‘Enough about the economy. I’m headed for adventures and travel’. Although a more practical, but less romantic option would be to go deal with the economy in some far-away tropical country. I’ll probably do that someday.

Are your college classmates dutifully working with the economy?

No, and there’s nothing wrong with that. We did not take an oath of allegiance to the economy. One of my classmates worked office jobs in the investment field for a long time, and then she realised that she didn’t like the dress code, the office clothes made for women. So she opened her own company designing and making women’s office clothes. And that’s no less cool than working for five years in the Central Bank. HSE University teaches not only academic disciplines; it also shapes minds. And with such a mind, you can go work in any field.

How would you characterise the typical HSE University person?

If to put a name on it, then for me it would be Yaroslav Kuzminov. He was the rector when I entered HSE University and he was the rector when I graduated. What I also liked was that, when he reached a certain age and level of accomplishment, he, as befits HSE University, stepped down from his post saying that he had done his job and would now do research.

As for qualities, I would name three. First, HSE people want to learn new things all the time, and not because they have to, but because they are interested. If they don’t learn anything new, they can’t sleep at night. Their head hits the pillow, but their brain continues working, asking ‘Why this?’ or ‘Why that?’ They won’t fall asleep until they find an answer. The second quality is the ability to debate, discuss, listen to points of view different from their own—and to respect those views, even if they don’t agree with them. The ability to take a critical approach to an alternative point of view, as well as one’s own, taking into account the arguments of your opponent. I constantly encountered this during the course of my studies: students were debating with professors, professors were debating with students, and students were debating with each other—and it was all done in a very academic way, even if words became heated or zealous at times. HSE University people are very passionate and enthusiastic. This is their third quality.

What would you wish HSE University for its 30th anniversary?

I wish HSE Univesity to remain just as everyone now knows it to be. The situation now is challenging, as is the internal political environment. But if the university continues to move in the right, HSE direction, everything will be great.

О проекте
«Ровесники Вышки»

2022 год — юбилейный для Высшей школы экономики, которой исполняется 30 лет. Здесь работают и учатся немало ее ровесников, родившихся, как и Вышка, в 1992 году. 30-летние выпускники НИУ ВШЭ заняты сейчас во всех сферах нашей жизни — от бизнеса и финтеха до IT и современного искусства. Чем живут и за что любят свой университет, они расскажут в новом проекте редакции портала «Ровесники Вышки».

Юрий Ачкасов решил учиться на экономиста, потому что в школе любил математику и хотел применять ее по максимуму. В интервью проекту «Ровесники Вышки» он рассказал о вдохновляющей работе в Центробанке, животном чутье экономических агентов на бирже и о том, ради чего мог бы вообще отказаться от хождения в офис.

— Почему вы решили поступать в Вышку?

— Я в школе любил математику и думал поступать на математический факультет. В 7-м или 8-м классе завел с мамой разговор, что хотел бы заниматься математикой. Моя мама, получив красный диплом ВМК МГУ, ни дня не проработала по специальности. Но полученные знания, навыки и системный подход она с успехом использовала в других сферах деятельности. Мама сказала: «У тебя три пути. Заниматься математикой в России: тебе будет интересно и здорово, но денег платить будут мало. Заниматься математикой за границей: может быть, будешь получать много денег, но придется уехать. Или найти область знаний, где математика будет по максимуму использоваться».

Мы начали перебирать и поняли, что экономика — одна из тех наук, где активно используется математика. При этом спрос на экономистов весьма высок. Так я решил, что нужно заниматься экономикой. Это происходило в нулевые годы, и Вышка уже однозначно была лидером в части экономического образования. Туда я и пошел.

Легко ли поступил? Наверное, да, хотя это не значит, что я не предпринимал усилий. Я готовился: с 9-го класса ходил на факультет довузовской подготовки, учил экономику, математику. Это мне и помогло. Я поступил через Всероссийскую олимпиаду по экономике.

— Удалось сохранить с математикой близкие отношения?

— Да, несмотря на то, что ее было много и она была кратно сложнее, чем школьная, вышкинская математика не испугала меня, и я ее не разлюбил. Но при этом я отдаю себе отчет, что я не математик. Для меня математика — инструмент. Любимый, хороший, но один среди многих других инструментов.

— Как в процессе учебы формировались ваши будущие профессиональные интересы? Что вам было ближе всего?

— Математические методы, работающие на реальных данных. Это близко к математике и помогает посмотреть на то, что происходит в жизни. Не просто говорить о двух экономических агентах, которые что-то делят между собой и хотят это сделать либо равновесно, либо оптимально, а еще лучше и то и другое, а иметь дело с реальными цифрами, данными, людьми и компаниями. Поэтому во время учебы в Вышке мне особенно нравились эконометрические дисциплины. Я тогда считал, что они являются единственным возможным будущим для молодого экономиста. Сейчас я так уже не считаю: я понял, что и эконометрика со статистикой — это важные, нужные и любимые инструменты, но нельзя обойтись только ими.

— Какую магистратуру вы окончили?

— Это была совместная магистратура факультета экономики Вышки «Математические методы анализа экономики» с Университетом Париж 1 Пантеон-Сорбонна. Год я провел во Франции. Помню, меня тогда удивило, что иностранные студенты математику знают не в том объеме, какой дает Вышка. Какие-то вещи нам приходилось вместе с зарубежными коллегами повторять.

С другой стороны, во Франции мне понравилась любовь преподавателей и студентов к макроэкономике, к финансовым рынкам и пересечению этих двух направлений. Например, в Сорбонне были потрясающие курсы по экономическим кризисам, где преподаватели пытались показать природу экономических кризисов при помощи простых моделей. Знаете, есть поговорка «усложнять просто, а упрощать сложно». Здорово, когда сложные вещи получается объяснить на пальцах и для этого не нужно использовать неберущиеся интегралы и стохастическую математику.

Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Ведь экономика из того рода наук, какие должны быть доступны и полезны не только узкому слою людей, которые всю жизнь посвятили ее изучению, а вообще всем. Экономические решения любой человек принимает каждый день, и нужно, чтобы эти решения были грамотными. Но ведь не отправишь всех и каждого в магистратуру Вышки? Так что большой респект тем людям, которые сейчас занимаются развитием финансовой грамотности среди взрослых, школьников и студентов.

— Чего не хватало во время учебы?

— Свободного времени и сна. Учиться было весело, здорово, но очень трудоемко. Не хватало времени не на Вышку.

— Какой была ваша первая работа?

— Первая запись в моей трудовой книжке появилась, еще когда я учился на 1-м курсе. В лицее №1535 я преподавал девятиклассникам азы экономики, чтобы лицеисты полюбили решать экономические задачи и упростили себе поступление в вуз. После этого я работал в Институте экономической политики имени Е.Т. Гайдара: занимался расчетами, переводил учебники по эконометрике с английского на русский. Но это все была частичная занятость.

А фултайм случился после возвращения из Парижа. Я устроился в Центральный банк. Я с 3–4-го курса хотел пойти именно туда, видел, что там мои знания сразу могут быть применены в реальной работе. В ЦБ я строил эконометрические модели, позволяющие прогнозировать развитие экономики в краткосрочном периоде. ЦБ оправдал мои ожидания. Я считаю, это одно из лучших возможных мест работы, куда может устроиться выпускник экономического факультета, специализирующийся на теоретической и эмпирической экономике.

— Это была тяжелая работа?

— Наверное, честный ответ — нет. Это была ответственная работа, но интересная. Ну да, я задерживался по вечерам. Приходилось принимать серьезные решения, случалось перед заместителями председателя ЦБ о чем-то рассказывать и потом видеть по телевизору, как они это все пересказывают в Думе. В ЦБ я проработал почти пять лет: с 2015-го по конец 2019 года. Пришел туда специалистом практически на самую начальную позицию и дорос до начальника отдела из семи человек. Мы занимались анализом текущей экономической ситуации в России. Я считаю, что эти пять лет были яркими, интересными, светлыми. Как и шесть лет в Вышке.

Я работал в департаменте денежно-кредитной политики. Он предлагал совету директоров Банка России различные варианты решений по ключевой ставке для того, чтобы поддерживать инфляцию вблизи или около 4%. Эти решения основываются на том, как будет развиваться экономика страны в ближайшие два-три года. А то, как она будет развиваться, во многом зависит от текущей ситуации. Важно понять, в какой точке экономика находится, чтобы, исходя из этого, предположить, какие будут прогнозные траектории движения экономики. Не зная, где ты есть, непонятно, как добраться туда, куда тебе нужно.

— Откуда стекалась информация для анализа?

— Это были официальные источники: данные Росстата, Банка России, таможенной службы. Тогда еще не настолько активно применялись большие данные. Сейчас мои бывшие коллеги — крутые специалисты — делают невероятные вещи, связанные с использованием новых данных и формированием новых источников статистики. Активно используются большие массивы данных, например данные налоговой службы. Известно, что у нее хранится информация о каждой покупке. Можно на основе этого сформировать знания практически обо всей белой части экономики.

— Вы когда-нибудь ошибались в прогнозах?

— Естественно. Любой прогнозист почти всегда ошибается в прогнозах. Если он угадал на все сто — ему повезло.

Человек, делающий точные прогнозы, не будет работать в ЦБ. Он пойдет на биржу делать деньги и не захочет появляться в публичном поле. А вот для прогнозиста в публичном поле главное, чтобы его прогноз был логичным

Чтобы он давал набор макроэкономических переменных, друг другу не противоречащих и складывающихся в цельную картину. Прогноз — всегда история.

Да, я ошибался, когда-то сильно, когда-то чуть-чуть. Иногда мне везло, и я угадывал. Но главное — не было такого, чтобы история, которую я рассказывал, получалась совсем нелепой. Просто часто менялись предпосылки, которые я использовал, или были не учтенные нами факторы.

— Например?

— Мы живем во времена, когда постоянно что-то меняется: способы производства, способы потребления. Например, интернет-торговля стала развиваться настолько сильно, что если раньше на нее можно было закрыть глаза, то сейчас это сделать невозможно. Или участие физических лиц в биржевых торгах. В 2000–2010 годы в нашей стране это были единичные случаи. А сейчас у всех в мобильном банке есть возможность самостоятельно покупать и продавать акции, облигации. До самого начала 2022 года наблюдался существенный рост активности розничных инвесторов.

В экономике всегда так: возникают новые явления, которые сначала кажутся пренебрежимо малыми, а потом так вырастают, что не обращать на них внимания нельзя. И где-то между этими двумя точками нужно понять, что пришло время учитывать эти явления в прогнозах. Если опоздать — можно ошибиться. Это всегда ответственный шаг для экономиста, эксперта, аналитика. Здесь важна помощь старших товарищей, когда они говорят: надо учесть, ответственность совместная. Или наоборот — не надо, час пока не пришел.

— И все же почему вы не пошли на биржу?

— Как я уже сказал, я не всегда точно угадываю движение переменных. Так что работа на бирже могла бы стать для меня затратной. Но главное — мне это не очень интересно. Я еще в процессе обучения в Вышке понял, что биржа не совсем мое. Да, там есть общие с другими секторами экономики тренды и взаимосвязи, а многие понятные и предсказуемые экономические явления влияют на цену финансовых активов. Но при этом есть очень много шума, который появляется из-за новостного фона и взаимодействия миллионов людей, ведомых тем, что Кейнс в свое время называл «животным чутьем» (animal spirit). У меня этого чутья, наверное, нет.

Фото: Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

— Почему решили уйти из ЦБ?

— Я ушел, потому что достиг определенного потолка, но мне хотелось двигаться дальше. Для дальнейшего роста внутри Банка России моего опыта на тот момент было недостаточно. Поэтому я пошел в «горизонтальный рост» и сменил компанию. Сейчас я заместитель руководителя аналитического центра ДОМ.РФ. Курирую работу команды аналитиков по изучению жилищной сферы России. Это анализ ипотечного рынка, ипотечных ценных бумаг, строительства, проектного финансирования и лучших практик государственной политики в сфере жилья.

Немножко поменялся профиль: там я был макроэкономистом, а тут смотрю на отдельные рынки, так или иначе связанные с жилищной сферой. И сейчас у меня больше управленческих функций. Пытаюсь помочь своему руководителю выстроить работу всего аналитического центра так, чтобы задачи решались быстрее, качественнее, эффективнее, с меньшими переработками.

— Что для вас самое интересное в работе?

— Как и раньше, формировать картину мира. Посмотреть на цифры, увидеть в них историю, понять, почему динамика была такой, какие факторы влияли и как они будут развиваться в будущем, как та или иная переменная будет двигаться. В итоге получается, что из набора цифр я делаю рассказ. Рисую картину, иногда широкими мазками, иногда достаточно подробно. Мне кажется, что это самое интересное, чем может заниматься экономист. Из простой таблички с цифрами сделать картину, историю, рассказ.

— Вам когда-нибудь хотелось работу, для которой не нужен офисный костюм?

— Да. Я считаю, что лучшая работа всех времен и народов — это снимать передачи про путешествия. Я очень люблю путешествовать, постоянно куда-то еду. Только что вернулся из похода по Уралу и поездки по Волгоградской области. Кто знает, может, я когда-нибудь скажу: ну эту экономику, займусь приключениями и путешествиями. Хотя более практичный, но не менее романтичный вариант — уехать заниматься экономикой в далекую тропическую страну. Наверное, когда-то я так и поступлю.

— Ваши однокурсники верны экономике?

— Нет, и в этом нет ничего плохого. Мы не давали клятву верности экономике. Одна моя однокурсница долго работала в сфере инвестиций и ходила в офис, а потом поняла, что все, что шьется на девушек с точки зрения офисного дресс-кода, не такое, как ей нравится. И открыла свою компанию по дизайну и пошиву женской офисной одежды. И это не менее круто, чем пять лет проработать в Центральном банке. Вышка не только учит академическим дисциплинам, она формирует мозг. И с этим мозгом можно пойти работать в любую сферу.

— Кто, на ваш взгляд, человек Вышки?

— Если назвать конкретное имя, то для меня это Ярослав Иванович Кузьминов. Он был ректором, когда я поступил в Вышку, он был ректором, когда я окончил. Что мне еще понравилось: когда он достиг определенного возраста и высот, он, как подобает вышкинцам, сказал, что он свою работу выполнил, дальше будет заниматься исследованиями. И ушел с поста ректора.

А если мы говорим о качествах, я назову три. Во-первых, человек Вышки все время хочет узнавать новое, и не потому, что надо, а потому, что интересно. Если не узнает, то не сможет спокойно спать. Голова коснется подушки, а мозг будет продолжать думать, почему так. Пока не разберется — не успокоится. Второе качество — это умение спорить, дискутировать, выслушивать точку зрения, отличную от твоей. И даже если не принимать ее, то уважать. Уметь критически подойти и к альтернативной точке зрения, и к своей с учетом доводов оппонента. В процессе учебы я постоянно сталкивался с этим: студенты спорили с профессорами, профессора спорили со студентами, студенты спорили друг с другом, и все это делалось весьма академически. Пусть иногда даже жарко и рьяно. Люди Вышки очень страстные и увлекающиеся. Это их третье свойство.

— Что желаете Вышке на ее 30-летие?

— Оставаться той Вышкой, которой ее все знают. Сейчас и внешний фон непростой, и внутренний политический тоже. Если университет продолжит двигаться в правильном, своем, вышкинском направлении, все будет замечательно.