About the Project
'HSE University's Age-Mates'

2022 marks the 30th anniversary of the founding of HSE University. Many of the university’s peers—those born in 1992—now work and study here. Thirty-year-old HSE graduates work in various fields, from business and fintech to IT and contemporary art. As part of the new ‘HSE University's Age-Mates’ project, some of them have shared their stories and talked about what they like about the university.

Alexey Masyutin is Russia’s first research doctorate in computer science, having earned his PhD in Computer Science from HSE University in 2018. He currently heads the HSE AI Centre and oversees the joint master’s programme between HSE University and Sber. In this interview with Age-Mates, he described when HSE University first came into his life and how it is helping him to make his dreams come true.

When did HSE University first come into your life?

In 2005. In the 8th grade, I went to the Erudite Club on Malaya Ordynka and, from the 9th grade on, I attended classes in the HSE Faculty of Pre-University Training where we focused specifically on passing the entrance exams. I really liked math, and at one point, I even wanted to attend the Faculty of Mechanics and Mathematics at Moscow State University. However, applicants had a good chance of getting in only if they could solve four test problems out of six, whereas I was certain of solving only three. HSE University is also strong in mathematics, and besides, I liked how it applied mathematics to real life. So, in the end, I decided to study at HSE University.

Why did you choose the Faculty of Economic Sciences?

HSE University was still gaining a name for itself and people kept asking, ‘Which school are you going to?’ I considered ICEF and FES to be the strongest options. The ICEF programme was expensive and did not offer financial aid. However, I wanted—and managed—to get a scholarship with FES.

Where did you want to work after graduation?

In the industry. My first job was with TechnoNICOL, a domestic manufacturer of building materials. They needed to forecast demand in order to plan distribution and production, so they hired three interns, including me, to build the models. We took sales statistics and added general data such as average market prices. Then I worked in the banking sector. I set up risk reporting at RN Bank and for the Life Financial Group I built models showing which customers we should offer settlement and cash services, acquiring or credit. I really liked it. Some time later, I moved to the validation department at Sber.

In 2017, you became head of the HSE University and Sber joint master’s programme in Financial Technologies and Data Analysis at the Faculty of Computer Science. How did that come into existence?

The so-called AI transformation has begun at Sber. This is where routine processes are automated through the analysis of previous data and forecasting. For example, dispatchers in IT support used to direct tasks to certain departments, but now a computer program does this, automatically choosing the necessary department based on the content. Now the dispatcher can get additional training to handle less routine, more substantial tasks.

Photo by Daniil Prokofyev/ HSE University

Actually, all banks do this, but Sber is of such an unprecedented scale that a huge number of specialists were needed who could translate these operations into models. That’s why Herman Gref turned to Yaroslav Kuzminov with a proposal to start a master’s programme—and it has been going strong now for five years.

Why were you invited to run the master’s programme?

They needed a person who knew the needs and goals of Sber and also understood how the university works. I was just finishing graduate school at FES and writing a dissertation on data analysis in the banking sector. It went hand in hand with my job and I obtained some of the results from the Sber data. So they offered me the master’s project.

The most difficult part was getting started, figuring out who would teach which courses, working everything out with the instructors, conducting interviews and recruiting students. In 2017, we accepted 30 students; in 2019, it was up to 45, and in 2020, there were almost 60. After two years, word of mouth started working . The programme is thriving now and continues to develop thanks to the community of alumni. And last year I received a new offer—to head the AI Centre at HSE University.

How did that come into being?

HSE University won a competition in 2021 and became one of six Russian universities where such institutions were established. Again, in me they saw a person with industry experience and an understanding of how the university works who could run the programme. There are research scientists who have their own outlook and scientific interests, and there are companies that need to solve business problems; their thinking is more down to earth because they need concrete results. And I am the link between these two worlds. I started this job on April 21 but also remain responsible for overseeing the master’s programme. We are planning to have synergy, with the master’s students getting involved in the Centre’s projects, offering their solutions and, for example, defending them as their master’s theses.

How is the AI Centre organised?

This is a very large and complex project. It has various areas of focus and employs 340 people. I interact with the leaders of all of the Centre’s 25 projects. We also have a project management office.

Here, as in the industry, there is no literal concept of ‘subordinates’, of giving an order that everyone must then go and carry out. Everything is more flexible at the university. Each project manager has their own name, vision, roadmap and research. In addition to their work at the Centre, they have their own duties such as teaching or helping graduate students prepare to defend their theses. At the Centre, each is responsible for their particular part of the work and for implementing the KPIs.

Who are the AI Centre’s main partners?

Sber, Yandex and MTS. For Sber, we are improving the virtual assistants of its Salyut family and working with so-called language models that, for example, tell the machine what to answer and in which situation. We are also solving several problems for the SberDevices division to improve their Jazz product. This is similar to Zoom but has additional cool features like automatic call transcription.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

For Yandex, we make programs that allow us to predict the trajectory of objects. This is for driverless vehicles. When people drive cars, they understand when the other drivers will change lanes and, in advance, act reflexively based on how they anticipate the actions of other people on the road. We are improving drone models to make driving safer.

And for MTS, we make models that improve sound and image quality when transmitting over an overloaded channel. In addition, we are constantly looking for new partners in industry. I meet with companies to discuss how they can apply what we’re developing.

For example?

Here are two interesting examples. The first is software that allows drug developers to make a short list of molecular shapes that must come into contact with the antigen. This software makes it possible to reduce the number of physical experiments needed to test a drug compound. In this way, you can reduce the cost and time of finding a formula that actually blocks an antigen. This bio-informatics development from the FCS is of interest to BIOCAD. For another company, Genotek, we will be developing AI models to evaluate polygenic risk scores for cardiovascular disease. In addition, the International Bioinformatics Laboratory of HSE University plans to develop AI systems in cooperation with Genotek to help people search for distant relatives use genotyping results.

In a second example, my colleagues at FES are working on a way to add analytics based on open sources to classical financial indicators to calculate a sort of index of the mood on financial markets. This would enable the Central Bank and the stock exchange to offer more effective regulatory measures during periods of high market volatility, at times when they must switch to an alternative trading method.

Has HSE always supported your ideas?

I suppose so, yes. For example, when we started the master’s programme, we held hackathons along with other companies and HSE University allocated a prize fund. Our co-workers did a lot of legal work for us. For the summer school, we were given both a platform and employees who organised and moderated everything. A second summer school was held in late May of this year. I am very grateful to the university for all of this.

What is your dream?

I wish there were no gap between the academic world and industry so that they could enrich each other. Many companies are doing this: Yandex, Sber and Tinkoff. I want to contribute also, and the AI Centre’s solutions, that find application in industry, help make my dream a reality.

What would you wish for HSE University on its 30th anniversary?

There are many teams working at the university that have a vision of what they can do for the country, for companies and for science. It is my wish that such teams would always receive the greatest possible support—both financial and administrative—so as to overcome every difficulty and realise their dreams. It’s like in the film that my HSE co-worker, Alexey Naumov, recommended to me—Taming of the Fire—that depicts the life of Sergey Korolev. In today’s terminology, Korolev was also constantly receiving state investments and grants and applying them. Some things worked out and some didn’t, but he was always striving and full of passion. He managed to find the necessary support and eventually achieved monumental results.

О проекте
«Ровесники Вышки»

2022 год — юбилейный для Высшей школы экономики, которой исполняется 30 лет. Здесь работают и учатся немало ее ровесников, родившихся, как и Вышка, в 1992 году. 30-летние выпускники НИУ ВШЭ заняты сейчас во всех сферах нашей жизни — от бизнеса и финтеха до IT и современного искусства. Чем живут и за что любят свой университет, они расскажут в новом проекте редакции портала «Ровесники Вышки».

Выпускник Высшей школы экономики Алексей Масютин — первый в России кандидат компьютерных наук — в 2018 году получил в Вышке степень PhD in Computer Science. Сейчас он руководит Центром искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и курирует совместную магистратуру ВШЭ и Сбера. В интервью проекту «Ровесники Вышки» он рассказал, когда Вышка появилась в его жизни и как она помогает осуществлять мечты.

Когда Высшая школа экономики появилась в вашей жизни?

В 2005 году. В 8-м классе я ходил в «Клуб Эрудит» на Малой Ордынке, а с 9-го начались занятия на факультете довузовской подготовки, где нас готовили конкретно к сдаче экзаменов. Мне очень нравилась математика. И в какой-то момент я даже захотел пойти на мехмат МГУ. Но там хорошие шансы были, если решить четыре задачи из шести, а у меня гарантированно получалось только три. В Вышке тоже очень сильная математика была, кроме того, мне нравились приложения математики в реальной жизни, поэтому в итоге решил поступать именно в Вышку.

Почему выбрали факультет экономических наук?

Вышка только набирала силу, люди еще переспрашивали: в какую-какую школу ты идешь? Я считал самыми сильными МИЭФ и факультет экономики. МИЭФ был платный и дорогой, а я хотел — и попал — на бюджет.

Где хотели работать после выпуска?

В индустрии. Первая работа у меня была в компании «Технониколь». Это отечественный производитель строительных материалов. Им нужно было прогнозировать спрос, чтобы планировать дистрибуцию и производство. И они наняли трех стажеров, включая меня, строить модели. Мы брали статистику продаж и накладывали общие данные типа средних цен по рынку. Потом я поработал в банковской сфере — настраивал отчетность по рискам в РН Банке, в финансовой группе «Лайф» строил модели, каким клиентам предлагать расчетно-кассовое обслуживание, эквайринг или кредит. Мне очень нравилось. А через какое-то время я ушел в Сбер, в отдел валидации.

В 2017 году вы возглавили совместную магистратуру Сбера и Высшей школы экономики «Финансовые технологии и анализ данных» на факультете компьютерных наук. Как она появилась?

В Сбере началась так называемая AI-трансформация. В рамках этих изменений рутинные процессы должны были быть автоматизированы с помощью анализа предшествующих данных и прогноза. Например, если раньше в IT-поддержке работали диспетчеры, которые распределяли, в какое подразделение уйдет заявка, то в новых условиях это делала программа, выбирая подразделение автоматически на основе содержания. А диспетчер мог пройти дополнительное обучение и заняться вместо рутины более содержательными вещами.

Фото: Даниил Прокофьев / ВШЭ

В целом все банки это делают, просто у Сбера беспрецедентный масштаб, а значит, требовалось огромное количество специалистов, которые могли были перевести операции на модели. Поэтому Герман Греф обратился к Ярославу Кузьминову с предложением открыть магистратуру, и вот уже пять лет она успешно работает.

Почему курировать магистратуру позвали именно вас?

Нужен был человек, который знал, какие потребности и задачи есть в Сбере, и одновременно понимал, как устроен университет. Я как раз оканчивал аспирантуру на ФКН, писал диссертацию по анализу данных в банковской сфере. Она была объединена с работой, я часть результатов получал в том числе на данных Сбера. И мне предложили взяться за проект магистратуры.

Самым сложным было стартовать: придумать, кто и какие курсы будет читать, договориться с преподавателями, провести собеседования, набрать студентов. В 2017 году мы приняли 30 человек, в 2019-м — уже 45, а в 2020-м — почти 60. После двух лет заработало сарафанное радио, программа живет и развивается благодаря комьюнити выпускников. А в прошлом году я получил новое предложение — возглавить Центр искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Как он возник?

В 2021 году Вышка выиграла конкурс и стала одним из шести российских вузов, где появились такие институции. В качестве руководителя видели опять же человека с опытом работы в индустрии и пониманием, как устроен университет. Есть ученые-исследователи, у которых свое видение мира, научные интересы, и есть компании, которым нужно решать бизнес-задачи, они мыслят более приземленно, им нужны конкретные результаты. А я — связующее звено между двумя этими мирами. Приступил к работе 21 апреля. Кроме того, за мной остается руководство магистратурой. Мы планируем синергию: чтобы магистранты подключались к проектам центра, предлагали свои решения и, например, защищали их в качестве курсовых.

Как устроен Центр искусственного интеллекта?

Это очень большой и сложный проект с различными направлениями, в нем работает 340 человек. Он объединяет 25 проектов, с руководителями которых я взаимодействую. Кроме того, есть проектный офис.

Здесь нет, как в индустрии, буквального понятия «подчиненные», когда дал поручение — и все пошли делать. В университете все более гибко. Руководители проектов — ученые с именем, у них свое видение, своя дорожная карта, свои исследования. Кроме работы в рамках центра, у них еще есть свои задачи, например преподавание, подготовка аспирантов к защите. В центре они сами отвечают за свою часть работы и за выполнение KPI.

Кто основные партнеры центра?

Сбер, «Яндекс» и МТС. Для Сбера мы занимаемся улучшением его виртуальных ассистентов семейства «Салют», работаем с так называемыми языковыми моделями, то есть моделями, которые, например, говорят машине, что и в каком случае стоит ответить. Также мы решаем несколько задач для подразделения SberDevices, чтобы улучшить продукт Jazz, который является аналогом Zoom с дополнительными крутыми фичами вроде автоматической транскрибации звонков.

Фото: Михаил Дмитриев / ВШЭ

Для «Яндекса» мы делаем программы, позволяющие прогнозировать траекторию движения объектов. Это нужно для беспилотников. Если машину ведет человек, он понимает, когда другой водитель будет перестраиваться, и предпринимает действия заранее, невольно основываясь на прогнозе действий других участников движения. Мы совершенствуем модели для беспилотников, чтобы сделать движение более безопасным.

А для МТС мы делаем модели, которые повышают качество звука и изображения, если передача идет по перегруженному каналу. Кроме этого, мы постоянно ищем новых индустриальных партнеров. Я встречаюсь с компаниями, чтобы рассказать, что из того, что мы делаем, может применяться у них.

Например?

Вот два интересных примера. Первый — программное обеспечение, позволяющее при разработке лекарств делать короткий список формы молекул, которые должны проконтактировать с антигеном. Это программное обеспечение дает возможность уменьшить количество настоящих физических экспериментов, когда тестируется такая форма соединения препаратов. Так можно снизить расходы и срок нахождения формулы, действительно блокирующей антиген. Эта разработка группы биоинформатики с ФКН интересна компании BIOCAD. Для другой компании, Genotek, будут разрабатываться модели ИИ для оценки полигенных шкал риска сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, в Международной лаборатории биоинформатики ВШЭ планируются совместные с Genotek разработки систем ИИ по поиску дальних родственников на основе результатов генотипирования.

Второй пример. Коллеги с ФЭН решают такую задачу: они хотят дополнительно к классическим финансовым индикаторам добавить аналитику на основе открытых источников, которая бы рассчитала некоторый индекс настроения на финансовых рынках. Это позволит ЦБ и бирже предлагать более эффективные меры регулирования в периоды высокой волатильности на рынке, когда нужно перейти к альтернативному режиму торгов.

Всегда ли Вышка поддерживала ваши идеи?

В принципе, да. Например, когда стартовала магистерская программа, мы делали хакатоны вместе с другими компаниями, и Высшая школа экономики выделяла на это призовой фонд. Много было юридической работы, которую наши коллеги делали для нас. Для летней школы нам давали и площадку, и сотрудников, которые все это организовывали и модерировали. В этом году в конце мая летняя школа пройдет во второй раз. За все это я очень благодарен университету.

Какая у вас мечта?

Я бы хотел, чтобы не было пропасти между академическим миром и индустриальным, чтобы они взаимно обогащали друг друга. Многие компании этим занимаются: «Яндекс», Сбер, Tinkoff. Я хочу тоже внести свой вклад. И разработки Центра искусственного интеллекта, которые находят применение в индустрии, способствуют реализации моей мечты.

Что пожелаете Вышке на 30-летие?

В университете работает много команд, у которых есть видение того, что они могут сделать для страны, для компаний, для науки. Я желаю, чтобы такие команды всегда находили максимальную поддержку, и финансовую, и административную, преодолели все текущие трудности и реализовали свою мечту. Как в фильме, который мне посоветовал мой вышкинский коллега Алексей Наумов, — «Укрощение огня», снятом по мотивам биографии Сергея Королева. Говоря современным языком, он тоже постоянно получал государственные инвестиции и гранты, использовал их — что-то получалось, что-то нет, но он всегда стремился, горел, находил поддержку и в итоге добивался глобальных результатов.