• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте
«Ровесники Вышки»

2022 год — юбилейный для Высшей школы экономики, которой исполняется 30 лет. Здесь работают и учатся немало ее ровесников, родившихся, как и Вышка, в 1992 году. 30-летние выпускники НИУ ВШЭ заняты сейчас во всех сферах нашей жизни — от бизнеса и финтеха до IT и современного искусства. Чем живут и за что любят свой университет, они расскажут в новом проекте редакции портала «Ровесники Вышки».

Мария Степанова ценит свою работу в Школе дизайна НИУ ВШЭ за возможность быть частью креативного сообщества и помогать студентам находить свой путь в индустрии промышленного и предметного дизайна. В интервью проекту «Ровесники Вышки» она рассказала о культовой японской студии Nendo, оригинальных коврах в виде леопарда с двенадцатью лапами и поделилась мечтой об открытии студенческих мастерских в Школе дизайна.

— Где вы учились?

— Мое первое образование — Бауманка, инженер-машиностроитель. Я несколько лет работала по специальности, поняла, что не хватает творческой реализации. Мне всегда был интересен дизайн, при этом хотелось применить технические навыки, поэтому второе образование я решила получать по промышленному дизайну. Знакомство с новой сферой начала с курсов дополнительного профессионального образования (ДПО) в Школе дизайна Вышки. Мне повезло: я сразу попала к лучшему куратору — Тимуру Бурбаеву, арт-директору Студии Лебедева. На курсах узнала, как строится проект, какие навыки нужны, и выиграла первый конкурс. Сразу после ДПО стала искать работу уже в этом направлении и реализовываться как промышленный дизайнер. Выполняла заказы для друзей, участвовала в конкурсах, устроилась в технологический стартап и там прошла путь от младшего дизайнера до руководителя отдела дизайна и разработки. Поняла, что хочется добрать знаний структурно, и решилась на магистратуру «Предметный и промышленный дизайн». В процессе учебы я начала помогать на курсах ДПО, и после выпуска из магистратуры мне предложили примкнуть к основному преподавательскому составу. Сейчас я развиваю это направление.

— Почему вам захотелось остаться и работать в Вышке, а не вернуться в бизнес?

— В качестве промышленного дизайнера я могу принять участие в 10–20 проектах за год. А работая в Вышке, я становлюсь участницей создания сотен объектов. Здесь я чувствую, что могу сделать больше для индустрии, работая со студентами. Это всегда широкое поле проектов, много возможностей для коллабораций. Плюс преподавательская активность меня очень заряжает.

— Вы можете сразу оценить, талантлив ли студент?

— Мне кажется, талант — категория из прошлого. Дизайнеры, которые многого добились, чаще делали ошибки. Успешные предприниматели сначала запустили 50 бизнесов, которые не взлетели. Дизайн — не про талант, а больше про процессы. Если есть выстроенный процесс, развита эмпатия, если ты понимаешь базовые правила того, как формируется эстетика объекта, не боишься экспериментировать и глубоко погружаешься в работу — проект будет успешным.

Фото: Олег Шишков / Высшая школа экономики

В основном я работаю с магистратурой и ДПО. На оба профиля приходят люди с очень разным бэкграундом. Есть люди совсем из другой сферы, есть те, кто окончил бакалавриат по дизайну в другом вузе (иногда по специальности «промышленный дизайн»). Но это совсем другой подход, и ты видишь, что можно делать что-то эффективнее. Интересно смотреть, как люди свою специальность, опыт перекладывают на инструменты, которые ты даешь.

Бывает, что те, кто пришел менее подготовленным, быстро впитывают и после обучения находят себя в индустрии. Процесс обучения идет легче, потому что не нужно пытаться перенаправить их мышление в другую сторону. А вот тем, у кого уже есть отлаженный процесс, пусть и не самый эффективный, бывает очень сложно давать новые подходы. Мотивированных ждет успех в большинстве случаев. Еще важно, чтобы дизайнер развивал насмотренность, следил за развитием технологий, посещал выставки, профессиональные мероприятия, жил дизайнерской средой. Невозможно создавать актуальные вещи в отрыве от реальности.

— Чем предметный дизайн отличается от промышленного?

— Под предметным дизайном зачастую понимается мебель, интерьерные объекты. Можно создать ограниченную линию продуктов, выпустить их малым тиражом. Под промышленным дизайном подразумевается проектирование под серийное производство различных объектов. Это может быть как ручка, так и сложные устройства с цифровым интерфейсом, автомобили и станки.

В целом предметные и промышленные дизайнеры создают предметный мир вокруг нас. Они влияют на создание объекта на всех этапах — от идеи продукта до деталей внешнего вида и особенностей взаимодействия с пользователем. Дизайнеры работают в связке со всей командой — от инженеров до маркетологов.

Направлений работы несколько. Выпускник может устроиться в дизайн-студию и разрабатывать дизайн любых объектов, нужных заказчику. Иногда в параллельной разработке у студий часы, защитные входные системы, бутылочка для воды или детское кресло. А есть компании, которые специализируются на чем-то конкретном. Например, я работала в стартапе над держателями для телефонов по запатентованной технологии, из которой выросла целая линейка дополнительных аксессуаров.

— О каких мировых брендах вы чаще всего рассказываете студентам?

— Есть культовая японская дизайн-студия Nendo. Мы часто приводим примеры их работ. Они проповедуют минимализм, но под влиянием своей культуры. Ты смотришь на объект и понимаешь, что его сделали японцы, настолько там тонкое чувство пропорций, ничего лишнего. Они делают самые разные объекты — от мобильной детской площадки до упаковки для еды на борту самолета. И везде потрясающий подход к проектированию. Они стараются доносить свои идеи через очень понятные истории на презентациях продуктов. Бесконечный поток вдохновения.

Фото: Олег Шишков / Высшая школа экономики

Еще мы часто приводим в пример IKEA. У них есть своя система оценки объектов с пятью критериями: внешний вид, низкая стоимость, долговечность, качество и функциональность. Они выпускают продукт на рынок, только если все эти критерии полностью удовлетворены. У IKEA нет компромиссов в этом плане. Очень интересно следить за соцсетями их дизайнеров. Они часто публикуют рабочие моменты — например, как подбирают материал для нового кресла. В целом за мировыми дизайн-студиями удобно следить через площадку-агрегатор Behance. У многих студий есть профили, где они выпускают анонсы своих проектов. Так через наблюдение можно учиться у лучших и перенимать их инструменты и подходы к проектированию. И мы стараемся нашим студентам давать самые актуальные приемы, инструменты, которые есть на рынке.

— Как выглядит российский рынок дизайн-студий?

— Он довольно небольшой, если сравнивать с другими сферами дизайна. Есть крупные лидеры, например Студия Лебедева и SmirnovDesign, есть студии со своей спецификой (например, с уклоном в транспортный дизайн, как 2050.lab), и есть менее масштабные, но сильные компании. Начинающему промышленному дизайнеру стоит поработать в разных местах и в разных форматах, чтобы понять, что ему комфортно. Это может быть фриланс, небольшая дизайн-студия или инхаус-дизайн в корпорации, такой как «Яндекс» или «Сбер».

— Много ли в России качественных локальных брендов?

— Достаточно, и, думаю, их будет больше! Тем, кто интересуется темой, рекомендую послушать подкаст о предметном дизайне «Вещь в себе». Его гости — российские дизайнеры, которые создают мебель, посуду, аксессуары и многое другое.

Часто вы видите отечественную мебель, например, в кафе и не подозреваете, что она сделана в России. Например, петербургский бренд Delo, который производит мебель, предметы быта и даже целые дома, можно часто встретить в общественных пространствах. У того же «Спортмастера» штат дизайнеров в России разрабатывает спортивные тренажеры и экипировку, обувь. Все это продается в магазинах.

Прямо сейчас в «Спортмастере» в качестве дизайнера обуви проходит стажировку наша выпускница прошлого года. Она пришла к нам из другой среды, работала в IT, но всегда хотела создавать обувь. Очень здорово видеть, как у нее горят глаза. Потому что это то, о чем она мечтала, развивала скилы, работала над созданием обувных проектов во время учебы.

— Какие еще есть истории успеха тех, кто учился в Вышке на промышленном дизайне?

— Их много! Одна из самых ярких — история моего одногруппника Андрея Будько. Сейчас он принимает участие в мировых выставках дизайна — Salone, Vienna Design Week и др. У него потрясающая линейка ковров из войлока, каждый со своей глубокой историей. В советское время этот культовый объект нашел совершенно новое применение и стал неотделимой частью нашей культуры и быта.

Один из моих любимых и самых известных — ковер в форме двенадцатилапого сказочного леопарда. Он цепляет и своим внешним видом, и технологическим исполнением. Ковер сделан из войлока, потому что Андрею хотелось разрушить стереотип ковра-пылесборника, а у войлока нерегулярная структура, в него не может забиться пыль. Графика на коврах нанесена методом цифровой неразрывной вышивки, и на каждый ковер требуется не меньше миллиона стежков. Это очень сложная производственная задача, такая технология раньше не применялась на больших объектах. Чаще всего она используется для вышивки на кепках и футболках.

— Ваши студенты имеют возможность изготовить объект по своему проекту?

— Сейчас у нашего направления нет своих мастерских в духе «Баухауса», но мы работаем над воплощением проектов студентов через коллаборации. В рамках обучения мы сотрудничаем с «Шухов Лаб». Там студенты осваивают прототипирование с Антоном Артемчуком — работают с живым материалом и создают объекты, новые в каждом модуле. Там же мы даем поработать с Arduino — электронным конструктором, который привносит жизнь в объекты: проектируемые устройства реагируют на определенные датчики, мигают, издают звуки и выполняют полезный функционал. В общем, выводим их проекты из цифрового мира в физический, учим проверять гипотезы, тестировать. Также активно развиваем сотрудничество с производствами и мастерскими. Например, на выходных идем со студентами в столярную мастерскую «Делай вещь». Очень важно, чтобы проекты ребят воплощались, а они понимали, как ведут себя материалы и какие технологические ограничения существуют.

Фото: Олег Шишков / Высшая школа экономики

В этом году я мотивировала студентов на то, чтобы они сами исследовали российский предметный рынок, выбрали компании, которые им близки, и попробовали создать продукт, который может быть у них следующим в запуске. Они анализируют стиль компании, ее ценности, по возможности связываются с ее представителями. Такое полевое исследование. На итоговом просмотре они получат фидбэк по работам от этих брендов, и, возможно, у них выстроятся какие-то отношения. Например, одна из студенток выбрала Woodi Furniture, и они проконсультировали ее по особенностям их бренда. Радует, что многие компании открыты к общению и сотрудничеству.

— У вас было много выпускников?

— В этом году выпустили моих первых дипломников. Я провела несколько курсов ДПО и считаю этих ребят тоже нашими выпускниками. Ведь за три месяца учебы вы находите общий язык и продолжаете поддерживать контакт, воплощать совместные проекты. Ребята делятся успехами. Мне приятно об этом узнавать, поддерживать, советовать, как можно развить проект дальше, где разместить публикации, в каких выставках принять участие. Наше комьюнити развивается, скоро, наверное, наберется уже сотня человек с общими интересами, которые хотят развиваться, говорят на одном языке. Это ценно.

— Как вы ощущаете сообщество Вышки в целом?

— Очень поддерживающая среда, много возможностей. У ребят активная студенческая жизнь. Плюс учебный план, куда можно встроить предметы из смежных сфер. Например, ты учишься на дизайнера, но можешь при этом изучить запуск цифрового продукта на английском вместе с экономистами — ребятами того же курса, но другого факультета. Это смешение специальностей, горизонтальные связи очень важны. Когда гуляешь по городу и видишь разные корпуса Вышки, чувствуешь причастность к большому университету и его сообществу. Также мы стараемся активно взаимодействовать с питерским и нижегородским кампусами Вышки. Мы чувствуем, что у нас есть свое место в разных городах.