В прошлые новогодние каникулы я сам себя подписал на челлендж: каждую неделю в течение года рассказывать в соцсетях о новой арт-площадке города. В году 52 полные недели, и — о, совпадение! — ровно столько в Москве художественных галерей, музеев и площадок, которые мне по душе. Где-то я бываю регулярно, в другие места попал только ради этого проекта — но нисколько об этом не жалею. Список получился полностью субъективным и отражает только мои художественные предпочтения. Последовательность не совсем случайна, но принцип ее построения не по степени значимости — я просто посещал те выставки, которые мне были интересны. Все фото мои. Приятных вам прогулок!
Автор прогулки
Галерея «Триумф»
Одна из лучших галерей Москвы по версии меня в двух шагах от Красной площади. Здесь в разное время выставлялись мои любимые Павел Отдельнов, Recycle Group и AES+F. Это место силы открыто уже много лет, но сам я впервые побывал здесь относительно недавно при неизвестных теперь уже обстоятельствах. В 2022 году, когда государственные музеи временно фактически свернулись выставочную деятельность, поход в Триумф давал быстро преходящее ощущение, что все не так плохо. Морозным днем в первую неделю января застал здесь очень свежую сборную выставку нижегородских художников.



Музей русского импрессионизма
Пожалуй, только здесь да ещё в Еврейском музее умеют искать по запасникам российских региональных музеев, галереям и частным коллекциям так, чтобы каждый раз получался кураторский шедевр. Одно время боялись, что музей, разместившийся в эстетичном здании хранилища муки и сахара для бывшей шоколадной фабрики, постигнет та же участь, что и почивший Музей русского реалистического искусства. К счастью для нас, он жив и имеет насыщенную выставочную программу. Здесь могут сделать блокбастер практически на пустом месте.



HSE ART GALLERY
В HSE Art Gallery я попал на открытие топовой выставки. В экспозиции были работы студентов Школы дизайна ВШЭ, которые они создали во время прохождения учебных курсов «Современная живопись. Игра в классики» и «Арт-проект средствами фотографии и нейросетей». Многие работают с молодыми художниками. Сделать хорошую выставку молодых художников – работа куратора. Выставить студентов – работа учителя. Поэтому каждое событие здесь – это своего рода тотальная инсталляция преподавателя. В 2024 году галерея стала резидентом «Винзавода» и членом Ассоциации галерей.



Фонд культуры «Екатерина»
Здесь как никого другого любят Виноградова и Дубосарского. Кажется, не было выставки, когда про них позабыли бы и не повесили. Ещё фонд памятен мне тем, что лет десять назад они выпустили крутой двухтомник про 90-е и 2000-е «Реконструкция». Место хорошее, но мне не повезло с выставкой. Она была про зиму. Тема небанальная, на острие дискурса. Впрочем, не обращайте внимание на мое ворчание и смело идите сюда смотреть любой следующий проект. Где как не здесь узнавать художников советского андеграунда и тех, кто пришел им на смену. Часто показывают и молодежь, во всех отношениях интересную.



PA Gallery
Эта галерея дала мне хороший повод включить ее в список. В тот день, когда я был там, открылась большая ретроспективная выставка по поводу пятилетия площадки. То, что они выставляют – «мое» на 147 процентов. На той выставке были вещи на любой вкус: и очень интересные акварели с серией поступающих на них человеческих лиц, и дырчатые металлические поверхности, созданные в 90-е и передающие атмосферу тех жестяных времён, и много чего ещё. Находится PA Gallery в пространстве Cube на Тверской, по соседству с десятком других резидентов, но никогда среди них не теряется. Когда стану взрослым, буду в ней закупаться искусством.



A-s-t-r-a Gallery
Чем мне нравится Астра, так это тем, что там все очень разное. Нет такого, что тебе заходит все, но что-то придется по душе обязательно. Каждый раз, когда захожу туда, потом есть чем поделиться (в отличие, например, от сложного pop/off/art, где, ну, через раз). Из того, что на Винзаводе, Астра в моем топе наряду с любимой галереей 11.12, о которой ниже. В тот день, когда я там был, на площадке проходила групповая выставка: были и новые имена, и эксперименты состоявшихся авторов.



In Artibus
В районе Остоженки на третьем этаже офисного здания, куда можно подняться только на лифте, минуя охрану, есть галерея фонда In Artibus Инны Баженовой. О месте в свое время узнал из газеты The Art Newspaper Russia. Стараюсь регулярно сюда наведываться. Специализация галереи – частные коллекции российских собирателей. Здесь была абсолютно восхитительная выставка индийских тканей, которая потом догнала меня ещё раз в Нижнем Новгороде. Помню также очень приятный проект Wish list Максима Боксера. Прошлой зимой тут демонстрировалась коллекция гравюр британского историка искусств Фрэнсиса Хаскелла. Сейчас она принадлежит коллекционеру и галеристу Ильдару Галееву. Хорошая была выставка для медленного осмотра.



Vladey
Сюда нужно идти в такой день, в какой очутился я. На улице первые признаки весны, волосы назад и ты открыт всему новому. Или как когда я здесь был в однажды, когда Москва утопала в теплом летнем вечере.Vladey – это, прежде всего, аукционный дом, но выставки здесь проходят отменные. При мне тут показывали художника Михаила Доляновского. Его манера напоминает британский экспрессионизм. Конечно, не Люсьен Фрейд, но точно в ту сторону. Мне такое заходит на ура. Мощная энергетика, пастозность мазков. Пластиковая сетка вместо холста – только такая поверхность может выдержать интенсивность содержания.



Граунд Солянка
Я частенько бываю в Граунд Солянка, потому что она близко к офису и работает до 22:00. Здесь, как правило, показывают молодое экспериментальное искусство: саундарт, видео, инсталляции. Привычный х/м на этой площадке можно увидеть разве что в самом изуродованном творцом варианте. Иногда здесь можно встретить вещи студентов Высшей школы экономики (и, кстати, не только Школы дизайна). Сама институция располагается на первых трёх, включая подвал, этажах старого дома в районе Китай-города. Стены залов оставлены со следами векового бытования, прекрасные жуткие потолки и деревянная терраса делают место в некоем роде уникальным. А ещё здесь есть магазин зинов и кафе с вкусным чаем.



Ruarts Foundation
Фонд основан коллекционером и галеристом Марианной Сардаровой в 2003 году, роскошное здание в Трубниковском переулке он получил три года назад. Пять этажей искусства, кафешка и крохотная библиотека на верхнем этаже. В районе Остоженки есть ещё галерея Ruarts. Там искусством торгуют, здесь – собирают. В основном современное русское, какое можно встретить в других московских галереях, но, по крайней мере, раньше показывали и очень неплохих иностранцев. Этой весной здесь была большая выставка вещей, купленных в последние годы. В своем роде это обзор сегодняшнего российского художественного ландшафта. Можно было бы смело вывозить показывать за рубеж. Все очень сбалансировано и разнообразно. Искренне советую туда сходить. Во-первых, это красиво. Каждый раз получаю эстетическое удовольствие не только от экспозиции, но и от самого пространства. Во-вторых, здесь повсюду удивительные переулки.



Открытые студии Винзавода
Одно из самых необычных мест в художественной палитре города. Что в Открытых студиях даёт уникальный опыт – так это возможность наблюдать за тем, как в муках рождается произведение искусства. Здесь молодые художники получают площадку для работы, куратора, обучающие программы. Но поскольку ничего не бывает бесплатно, за это они вынуждены заниматься эксгибиционизмом – в студии может зайти любой желающий. Первое впечатление от места – свалка разнообразного мусора. Интересно наблюдать, как он с течением месяцев приобретает эстетические черты (хлама при этом меньше не становится). Полное погружение с приобщением.



Галерея «Наши художники»
Галерея находится на Остоженке, чуть поодаль от Дома фотографии Свибловой, если идти от Кропоткинской, в одном из переулков. Специализируется на русском искусстве начала XX века. Здесь я познакомился с работами интересного художника Леонида Чупятова. Из знакового в «Наших художниках» были Бакст, Гончарова, Серебрякова, Бенуа и прочие из той когорты. Здесь показывают и что-то более позднее, например, Вейсберга. Другими словами, если устали от современного искусства, а в Третьяковках и Пушкинских в угоду консервативному хайпу снова монтируют развеску, как при бабушках, то в этой галерее можно отдохнуть душой. Она компактная, в три небольшие комнаты.



ГУМ-Red-Line
Галерея располагается на третьем этаже первой линии ГУМа, но иногда использует все пространство пассажа. Помнится очень интересная выставка AES+F, но она была довольно давно. Здесь показывают модных художников первого эшелона. Назову только Салахову, Виноградова с Дубосарским, Файбисовича, Кулика. Все те, кто всегда на слуху и стоит баснословных денег. Локация обязывает. Попал сюда, когда тут последнюю неделю демонстрировали поп-арт Романа Резницкого. Дизайнер из Петербурга – он в какой-то момент бросил этот бизнес и стал писать картины и переехал в Москву поближе к деньгам. В них много цитат, отсылок, заимствований. Здесь Де Кирико, тут Матисс, очевидно – Лихтенштейн, все нарочито вторичное, декоративное, эпатирующее.



Галерея K35
Сегодняшняя российская арт-сцена старается избегать острых высказываний на тему общественного. Contemporary художники, особенно самые молодые, выбирают тему личного, отношений, локальных пространств. Или становятся про дизайн или декоративное. Хорошие примеры качественных выставок такого рода можно встретить в K35. Одну из них застал весной: художница Наталья Спечинская, с одной стороны, обращается к теме детских воспоминаний, а с другой – создаёт кавайных медвежаток. Сама галерея находится во вновь отстроенном жилом квартале недалеко от Усачевского рынка на Спортивной и, видимо, призвана повышать статус локации и стоимость квадратного метра.



Галерея Беляево
Здесь время от времени бывает что-то хорошее, хотя назвать локацию модным местом рука не поднимается. На Беляево, например, показывали тиражную графику Пикассо и Дали. Были очень свежие выставки российских художников, мне не известных. Но случались и кучи проходного материала, так что смотрите афишу перед тем, как. С другой стороны, место здесь намоленное. В одной станции метро район Коньково, где случилась знаковая Бульдозерная выставка, с которой, пожалуй, начался современный этап в российском искусстве. Тут жил Дмитрий Пригов. Иногда здесь открывается, но быстро закрывается, кафе с макарунами, но вокруг точно есть где подкрепиться.



Ярмарка современного искусства Catalog
Ярмарку Catalog уже несколько раз организовывала Ассоциация галерей. Поражает обилие участников. Даже легендарная галерея «Пальто» обзавелась здесь в этом году стендом со стенами. Впечатления от ярмарки двойственные. Куча всего интересного. С другой стороны, трудно представить, что это будет сильно интересно кому-то за пределами узкого круга отечественных коллекционеров. Как бы то ни было, сама площадка, пожалуй, лучшее место, чтобы за час или два обозреть всю поляну современного искусства России. А заодно и прицениться. Лофты типографии Сытина - отдельная любовь.



Мультимедиа Арт Музей
В этом году модное пространство открылось после затянувшегося ремонта. Поспешил туда незамедлительно. Возможно, у меня были завышенные ожидания. Но осталось стойкое послевкусие, как будто чего-то не хватает. Блокбастером могла стать выставка модной фотографии из коллекции Still Art. Но почти все оттуда уже показывали. Иронично выглядела стена, на которой повесили ретроспективу показов этой коллекции. Тем не менее, МАММ была и остается одной из самых уважаемых столичных культурных площадок. Пускай здесь всегда будет интересно.



Музей Рублева
В Музее Рублева этой весной проходила чудесная камерная выставка. В ее основе восемь крупноформатных эскизов к росписям сводов боковых нефов Владимирского собора в Киеве, очень прерафаэлистские по исполнению. Выставка была посвящена семи дням сотворения мира и, что забавно, приурочена к году семьи в России, потому что Адам и Ева – первая семья и все такое. Далеко не первая сильная выставка на этой площадке, на моей памяти. И ещё тут очень красиво, особенно когда вокруг первая яркая и сочная зелень. Поэтому не удивляйтесь, что я добавил зал для временных выставок этого музея в свой список. Зал крохотный, но посещение того стоит.



Art&Brut
Галерея находится в Армянском переулке, слева от музея Огни Москвы, который тоже очень советую к посещению (с детьми). Так что, если надумаете, самое правильное будет совместить. По любым меркам галерея крохотная, в один зал, который раньше был комнатой в просторной квартире. При входе нужно звонить в домофон - как будто ты идёшь в гости к любителю искусства. Площадка, как они сами пишут на сайте, специализируется на интерьерной живописи. Но, конечно, они на две головы выше всех институций подобного рода. Много свежих имён. Я попал сюда в один из последних дней работы выставки под названием «Мерцание». Был объявлен open call, в нем участвовали несколько сотен художников. Результат выше всяких похвал.



АРТ4
Галерея АРТ4 нескромно называла себя музеем современного искусства. Находилась в Хлыновском тупике. Это в двух шагах от консерватории. Что я там увидел, вы уже не увидите, и не только потому, что это были самые последние дни выставки. Несколькими днями спустя площадка закрылась навсегда. Признаюсь, больше всего меня тогда впечатлил тамошний сортир. Но и остальное увиденное было ничего. Из известного был Тимофей Парщиков, остальных я не знал (и не запомнил), но что-то я уже точно где-то встречал, наверное, на ярмарке Catalog.
Чем заменить: Sistema Gallery



Инженерный корпус Третьяковки
Выбирал между ним и Западным крылом Новой Третьяковки. Там есть один зал – при входе сразу налево и в подвал – который тоже ничего. Но в итоге решил остановиться на Инженерном корпусе как на более суразном. Это место сильно академично, но тем оно и привлекает среди всех остальных. Здесь всегда кто-то новый, интересные идеи выставок, начиная со знакомства с региональными коллекциями и заканчивая большими мастерами. Сюда не ходят толпы. В зимние праздники из окон корпуса забавно смотреть в окно на длинную очередь пионеров, которых сгоняют смотреть девочку с персиками в основное здание. Фото с выставки китайского художника Ханя Юйчэня с (соц)реалистическими видами Тибета.



Центр Зотов
По всей Москве сейчас развешаны билборды, зазывающие в Зотов Центр. Это одна из самых раскрученных и модных локаций столицы. Если вам нравится раннесоветский модернизм – вам сюда. Место относительно новое, отроду ему года два. Конструктивно пространство напоминает Музей русского импрессионизма – там бывшее хранилище муки, здесь – старый хлебозавод, которому повезло получить вторую жизнь. Кураторы здорово обыгрывают круглую форму залов. Обходя экспозицию, кружишь, как в лабиринте, смотришь на выставленные вещи в ракурсах. Ещё там неплохой книжный магазин.



Галеев Галерея
В паре шагов от Патриков во дворе дома, в подвале расположилась одна из старейших галерей Галеев Галерея. Она специализируется на периферийном довоенном русском искусстве. Что это такое? Это когда у бабушки на чердаке хранится клад. Задача галериста этот клад опознать. У меня одна ассоциация – со сказочником, который вдыхает жизнь во что-то обреченное оставаться мертвым. Такое искусство неброское, неэффектное, очень камерное и для ценителей. Через него интересно прикасаться к тому времени. Телепорт-машина в чёрно-белое прошлое. Я там встретил Моисея Синявера, архитектора, которому не повезло жить во времена катастроф XX века, который своим карандашом пытался сохранить исчезающий мир. Очень атмосферный.



11.12 Gallery
В 11.12, что на Винзаводе, мне нравится не все, но многое. Полюбил ее с выставки Волигамси, она здесь была несколько лет назад. Кого ни спроси из смотрителей тутошних галерей, всем больше всего тоже заходит это место. В этом году здесь снова выставлялся Волигамси, была сильная выставка студентов Universal University и много чего другого хорошего. В отличие от других площадок, здесь не скрывают стоимость выставленных работ. Прицениться можно с помощью терминала, который установлен посреди галереи.



Московский музей современного искусства
В ММСИ в здании на Петровке все лето была масштабная и мощная выставка хозяина площадки Зураба Церетели. У Церетели есть свой музей в Тбилиси. Но мне показалось, что в Москве он был представлен богаче и разнообразней. Здесь было все от вещей молодого мастера до копий прорубающих окно в Америку Петров. Вплоть до работ совсем недавних, развешенных на третьем этаже. Они были явно слабее – Церетели уже 90, с молодым собой ему тягаться тяжело. Но как разнообразно и как ярко было все остальное.



ГЭС-2
ГЭС-2 – это, пожалуй, лучшее, что случилось в столичной художественной жизни за последние годы. По данным российского Forbes, предприниматель Леонид Михельсон потратил 470 млн долл., чтобы превратить бывшую московскую электростанцию в культурный центр мирового уровня. Здесь прекрасно все – от вызывающих восхищение бесконечных пространств внутри до террасных посадок берез снаружи. Отдельное спасибо тем, кто, несмотря на критику, нашел в себе смелость сохранить напротив здания гигантскую «Большую глину», которая, впрочем, несмотря на глубокую заложенную в ней идею, действительно напоминает то, что напоминает.



Галерея Тотибадзе
Галерея Totibadze специализируется на искусстве, тяготеющем к примитиву/наиву. Не все мне там нравится, но иногда встречаю что-то очень интересное. Как, например, в мае этого года, когда там висела художница Таня Трунова. В 2022 году она снялась сначала в Грузию, а потом осела в Аргентине. Работы были аргентинского периода. Она сама рассказывает о том, как удивительно, что сама не может вернуться, а ее картины – свободно перемещаются по миру. Как сначала было тяжело, но потом наступило привыкание, и на холстах стали появляться цветы.



Центр визуальной культуры Béton
Галерея Béton разместилась на Якиманской набережной аккурат напротив того места на Болотном острове, где до Ковида была Галерея братьев Люмьер. И та, и эта специализируются на фотографии. Этим летом я попал сюда на выставку китайского фотохудожника Алмонда Чу. Он уже больше 10 лет создаёт коллажные фото, внедряя в пространства многочисленные копии себя. По задумке это должно символизировать что-то теплое и доброе, но получается немного по-кафкиански. В галерее неплохой книжный магазин, напротив – мороженщица с мороженым, а ещё прекрасные виды вокруг.



Музей Востока
Государственный музей Востока обладает богатой собственной коллекцией. Временные выставки дают повод ее изучить. Впрочем, когда выставки такого уровня, как показанная летом коллекция гравюр Тоёхара Тиканобу из частной коллекции, никакого времени не хватит осмотреть и ее, и то, что в основных залах. Прекрасные названия вещей: «Угощение сластями в шестнадцатый день шестого месяца» – мое любимое. Не знаю, что у японцев было в этот день, но стоит перенять и насадить. Список в каталоге выглядел как план на каникулы – созерцание ирисов, любование цветением сливы, прогулка по саду, игра в волан.



ГМИИ им. Пушкина
Пушкинский музей всегда ориентировался на Запад, и до последнего времени явно ощущалось, как из него ушло ощущение праздника. В залах германцев и голландцев был ремонт. Кранахов сослали в каморку, где раньше обитали нумизматы. Билеты на вход на любое время – и в большом количестве. Очередей – напротив – не осталось. Но ситуация, кажется, выправляется. В главном здании летом показывали любопытные отпечатки, посвященные Риму: руины, зарисовки из жизни, архитектуру. Выставка очень неплохая. Она была бы ещё лучше – по крайней мере, для меня – если бы я бывал в Риме – а я не бывал. Поэтому не было доставляющего удовольствие узнавания (но было интересно выискивать на многочисленных старых картах города знаковые объекты).



Культпроект
Один из самых неоднозначных для меня резидентов пространства Cube. Смотришь на фото с афиши и думаешь – вот оно хочу, а приходишь смотреть воочию, и как бы не совсем, хотя, может, а потом снова нравится, но и стесняешься признаться себе, что нравится. Особенностью галереи является ее стремление делать серии выставочных проектов, объединенных в единый цикл. Наверное, поэтому иллюстрирующие ее фотографии получились аж с трёх выставок, которые эта институция организовывала в этом году.



Галерея на Шаболовке
Галерея делает акцент на популяризации наследия русского авангарда. Не сказать, что там часто случаются блокбастеры, но если следить, то кое-что интересное, бывает, и попадется. Я застал там выставку Антона Чиркова. Его творчество укладывается в 20-е - 40-е годы XX века. Он учился у Машкова и Кончаловского и сам кому-то впоследствии известному преподавал. На выставке была представлена коллекция семьи художника. Она довольно скромная, но все же даёт представление о его творчестве: немного Сезанна, импрессионизм.



AZ/ART
За год, как я тянул этот проект, по крайней мере, одна галерея, о которой упоминал, успела закрыться. К счастью, открылись новые пространства. После ремонта снова работает Дом фотографии Ольги Свибловой. А закрывшийся на ремонт музей Анатолия Зверева AZ открыл новую площадку на Маросейке AZ/ART. Эта небольшая по площади галерея расположилась под сводами старого дома напротив магазина с винилом в паре шагов от бывшего Макдональдса. Там есть книжный магазинчик – такой же, как в других подобного рода местах – и наливают кофе. Летом здесь проходила выставка нонкомформистов и художников Второго авангарда, а раз в неделю случались концерты и вывешивались сразу несколько вещей одного из тех, кто был представлен на выставке. На концерты билетов было не достать, но мне повезло попасть на репетицию.



Галерея классической фотографии
Галерея была основана в 2011 году фотографами-единомышленниками, дабы развивала у молодого поколения художественный вкус и чувство прекрасного. Проходящие в ней выставки незаслуженно редко попадают в подборки топовых культурных событий, поэтому стоит время от времени самостоятельно заходить на сайт площадки. Сходить туда стоит в любое время года, но лучше всего в тех краях оказаться ранней осенью. Тогда живописными будут не только вывешенные в галерее вещи, но и открывающиеся с Саввинской набережной перспективы Москвы-реки и белокаменные стены Новодевичьего монастыря.



Музей декоративно-прикладного искусства
Что меня в этом музее удивляет – так это богатство коллекции. Про него не так часто пишут рецензии, но он по-своему очень крутой. Жаль, вся эта хохлома – не мое. Тем не менее, его нельзя пропустить и не отметить. В начале осени в нем проходили сразу три выставки ковров. На первом этаже была выставлена большая коллекция советских ковров, на третьем - небольшая, в один зал, тюменских (считается, что они многое взяли от бухарских мастеров). А на втором этаже временно разместились туркменские ковры из частной коллекции.



Исторический музей
С этой площадкой у меня в первый раз случился фальстарт. В середине лета заглянул в здание бывшей Государственной думы на выставку архитектуры БАМа. На ней я выяснил единственное то, что архитектура БАМа была скудной. Зато последовавшая за ней выставка была настоящий исторический блокбастер. В следующем, кажется, году должна быть открыта новая площадка Исторического рядом с Новодевичьим монастырем, так что в какой-то степени это был тизер / спойлер будущей экспозиции. Очень много золота. Державно. По-державному мрачно. Хтонно. Представляешь, как все это висело в холодных от зимы царских палатах, освещенное несколькими свечами.



Alina Pinsky Gallery
В галерее забавная система регистрации. Прийти на выставку можно только по записи. На входе охранник спрашивает последние четыре цифры телефона и пропускает. Интересно, он действительно выучивает по утрам номера посетителей? Очень советую это место. Мне досталась камерная, но насыщенная именами, дарящая приятные эмоции, выставка. Почти все повесил бы у себя.



Литературный музей
Так как я не большой любитель кинематографа, Параджанов для меня – прежде всего, мастер коллажа. Выставка его коллажей и привела меня в Музей истории российской литературы на Парке Культуры. Впервые увидел его работы в доме-музее в Ереване и был впечатлён. Здесь же выставка была про его работы, но больше про него самого. Несколько вещей было предоставлено Фондом Марджани. В Музее прикладного искусства, где показывали ковры из Туркменистана, этот фонд тоже постарался. Литературный музей хотя и не совсем профильный для этого проекта, но все же добавлю его сюда и за Параджанова, и за другие выставки.



Галерея Syntax
В этой галерее меня поразила выставка Володимера и Maxim Ajer. На стенах были развешены пассионарные крупноформатные абстракции, которые представляют определенный художественный интерес. Но катарсис был в том, что в действительности это были фрагменты московских фальшфасадов, покрытые многочисленными слоями граффити и малярной краски. То есть эти ребята ходят по городу, выискивают среди завешанных сетками руин объекты и в стиле Дюшана объявляют их собственным искусством. Выставка называлась «Приватизация», что добавляло ещё один слой смысла в том плане, что это был диалог между общественным пространством, где предмет ничего не стоит, и частным пространством галереи, где он же стоит денег.



Музей «Гараж»
«Гараж» был закрыт два года. Кураторы обещали, что выставок в нем не будет. То, что они всё-таки выставили, они назвали открытым хранением. Это, действительно, хоть и похоже на выставку по форме, по содержанию больше напоминает продолжение их научной работы. Вау не будет. С другой стороны, как показывать хронику «Коллективных действий» иначе как на стендах с фотографиями. Плюс ко всему у «Гаража» специфические интересы. Из отечественного искусства им больше всего интересны концептуалисты, повернутые на текстах. Так что нынешняя их экспозиция – это, скорее, повод туда зайти, полистать книги в их магазине (за два года ассортимент почти не изменился) и посидеть в библиотеке на третьем этаже, которая заняла часть выставочного пространства.



Еврейский музей
Одна из любимейших моих площадок, где показывают искусство. Тем не менее, долго сомневался, стоит ли идти туда на Шагала. В итоге мы с дочерью пошли туда и не пожалели. Выставка про Шагала было небольшая, но насыщенная развлечениями, особенно в поздний цирковой период. Самого Шагала было немного. Компанию ему составляли Натан Альтман и Григорий Ингер. Но и они были представлены в экспозиции весьма лаконично. Поэтому напрашивалось дополнить посещение чашкой чая и тортиком в кафе «Ришон». Что мы и сделали.



Музей архитектуры
В этом году Музей архитектуры празднует 90-летие. По этому случаю этой осенью в его стенах случилась превосходная выставка. Кураторы рассказывают, что вокруг ее концепции было много споров. Сначала думали показать этапы становления Муара как институции. Но в итоге решили представить, как могла бы выглядеть постоянная экспозиция музея, который у него нет. Вышло очень вдумчиво, в каждом зале что-то остроумное.



Serene Gallery
Галерея новая, ей всего два года. Побывал здесь впервые, увидев анонс выставки в соцсетях. Находится она в Зачатьевском переулке – рядом Дом фотографии и галерея RuArts. Специализируется на молодом искусстве. Посмотрел небольшую, но очень неплохую выставку нескольких молодых художников. В целом милая такая камерная выставка, интересные новые для меня имена. Зашёл, огляделся, пошел дальше, прихватив с собой удовольствие от увиденного. Надо ее взять на заметку.



Pennlab Gallery
Сейчас будет не одна, а сразу две галереи, и одна не московская. Как так получилось? В октябре я был в Питере и зашёл в галерею Anna Nova. Там выставлялся Дмитрий Марков. Недавно он ушел из жизни. Талантливый фотограф, который долгое время снимал на айфон и выкладывался в соцсетях. Чудесные вещи, получил массу удовольствия. Вернувшись, поехал на Винзавод, зашел Pennlab, а там тоже Марков. Оказывается, это был совместный проект двух пространств. Зайдите туда, а потом поднимитесь этажом выше, чтобы изучить новое пространство HSE ART GALLERY.



Росизо
В советское время эта институция отвечала за формирование спроса на продукцию художников и скульпторов. Скупала у них Лениных и пионеров с улыбкой во весь рот, а заодно что-то хорошее, чтобы распределять по региональным музеям. Сейчас это довольно активный участник арт-сцены с богатой собственной коллекцией. Главные залы у них в Петроверигском переулке в Китай-городе. А ещё они сделали громадную выставку Кукрыниксов в Манеже. Я попал на закрытие двух чудесных выставок про свет и звук в основных залах. Там можно было потыкать в пульт режиссера по свету, поиграть потолочным освещением, извлечь звук из утюгов и услышать, как звучит твое тело. Короче, следите за этим местом. Там часто бывает что-то интересное.



Галерея pop/off/art
Честно признаюсь, эта галерея для меня сложновата. Далеко не все, что они выставляют, я люблю, но всегда слежу за ними и каждый раз жду с интересом. В уходящем году у них случилась только одна выставка, которая мне по-настоящему зашла. Это был Иван Плющ с темой о прошлом, воспоминаниях и тем, как память это прошлое видоизменяет и идеализирует, выпячивая одно и ретушируя другое.



Художественное пространство Île Thélème
В Ile Theleme, что на улице Правды, где сейчас развернулась гигантская офисная стройка и один за другим вылупляются стеклянные громады (сами как произведения искусства), показывают прекрасных художников и ставят разные фантасмагорические вещи. Я застал там Раису Флоренскую, сестру философа Павла Флоренского, одну из представительниц общества «Маковец». Свое отношение к выставке сворую из буклета к ней: «Удивительная, прозрачно-импрессионистическая, светоносная живопись».



Музей Москвы
Хотя название и обязывает, хранителям Музея Москвы удается организовывать много неординарных выставок, лишь косвенно связанных с российской столицей. Кроме того, эта площадка используется под разные хипстерские активности – от блошиных рынков до фестивалей молодого искусства. Главным событием года здесь была выставка моды. К этой теме я отношусь прохладно, поэтому до последнего ждал, что здесь будет еще, и в итоге попал на Игоря Кошелькова. Это советский фотограф, сотрудник фотохроники ТАСС. Снимал разных знаменитостей в период Оттепели. Наследники передали его архив музею. Лёгкий способ погрузиться в ощущение лёгкости того времени.



Музеи Московского Кремля
У площадки есть отчетливая специализация. Здесь выставлялись сокровища Омана, золото датского короля, кремлевские сервизы и вещи из собрания пекинского Музея дворца. Усыпанные драгоценностями предметы довольно сложно экспонировать так, чтобы получилось интересно. Сейчас там в двух залах небольшая экспозиция про дворцовые перевороты. Много второстепенных портретов первых лиц, знаки отличия, родословные. Впрочем, все это компенсируется прекрасными видами на Спасскую башню и видами на город с краснокирпичных зубчатых стен.



Галерея на Каширке
Это одно из нескольких пространств объединения выставочных залов Москвы, куда входят уже упомянутые в этой серии галереи в Беляево и на Шаболовке. Как и они эта галерея имеет богатую историю. Она открылась в 1986 году и некоторое время была одним из центров авангардной жизни и шагом легализации неофициального искусства. Некоторые громкие имена в скромной муниципальной галерее: Кабаков, Булатов, Пригов, Инфанте, Брускин, «Коллективные действия». Я там был на выставке художника Ивана Флоренского, сына Василия Флоренского, одного из «Митьков», и праправнука Флоренского-философа. Как в залах пахло сеном!



Askeri Gallery
Предпоследняя остановка в моем путешествии. Askeri Gallery входит в Ассоциацию галерей, участвует в «Каталоге». Скорее всего, именно там – на ярмарке – я впервые узнал о резиденте галереи Данииле Соболеве. Он создаёт экспрессионистские полные жизнерадостных лягушек болота, призванные иллюстрировать наше с вами болотистое существование. Ещё здесь висит много Юрия Купера. Его как будто светящиеся изнутри работы выполнены поверх старых икон. Очень мой художник. Вам сюда, если вы хотите глоток зарубежного искусства. Сейчас здесь американец Питер Апхайм (вот он совершенно не мой), Сох Бон Кион из Малайзии и ещё кое-кто. Чтобы сюда попасть, нужно купить билет. Он стоит полторы тысячи. Недешево, но за это для вас проведут короткую небесполезную экскурсию.



Галерея Люмьер
The last but not the least… Галерея Люмьер. Какой до Ковида это был магнит для любителей всего красивого. Когда был введен локдаун, галерея съехала с Болотного острова на Полянку и из открытого пространства стала пространством бутиковым. Выставки здесь теперь сменяют друг друга нечасто, билеты на них стоят дорого. Основной актив галереи – советское фотоискусство: Бородулин, Грановский, Лагранж и другие. Она также имеет эксклюзивные права в России на некоторых знаменитых иностранцев. Сейчас и до февраля в ее зале на первом этаже висит Альберт Уотсон – тот самый, который сделал самую известную фотографию Стива Джобса.


