• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар "История позднеантичной литературы"

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Проблемы изучения позднеантичной прозы. Часть 1. “Греческий роман”» входит в состав обязательных дисциплин вариативной части учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Филология», академический бакалавриат программа «Классическая филология». Курс реализуется в Институте классического Востока и античности Кафедрой классической филологии. Курс является первой частью программы по сравнительному изучению сюжетной прозы эллинистической эпохи (части 2 и 3 предлагаются, соответственно, магистрантам и аспирантам ). Дисциплина посвящена изучению важнейших прозаических памятников античной литературы позднего периода. В рамках курса освещаются основные вопросы, связанные с изучением генезиса и развития непоэтических литературных форм, композиционные и жанровые особенности художественной прозы античности. Курс дополняет программу для филологов Института классического Востока и античности (ИКВИА), однако, будучи междисциплинарным, может быть предложен и другим специальностям. Исследуемые тексты находятся вне круга тех, что обычно изучаются в учебных заведениях в России. Курс имеет компаративистский характер и входит в более широкий круг занятий по сравнительному литературоведению (Comparative Literature), имея общей целью сближение стандартов европейского и российского образования. Для бакалавров курсов курс является пропедевтическим, так как на материале конкретного памятника они сталкиваются со многими проблемами исторических, историко-литературных и теоретических дисциплин. Предмет курса — прозаические произведения поздней античности. демонстрируют включение античной традиции в европейский (и шире — в мировой) литературный процесс. Материалом служит прозаический текст романного типа (по выбору преподавателя), который изучается в сравнительной перспективе (тексты для такого сравнения предполагается проработать в двух последующих частях курса — см. соответствующие программы). Для данной программы выбран любовный роман Харитона «Херей и Каллироя» (1-2 в. н. э.). Роман Харитона интересен как образец художественного вымысла, который имитирует историографию. Поэтому он может служить «двуслойным» историческим источником: он сообщает сознательно о времени действия романа, а бессознательно - о своем собственном. Для филологов и историков литературы центральными при изучении романа Харитона становятся проблемы возникновения художественного вымысла.