• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка и управление стоимостью компании

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
5
Кредиты

Программа дисциплины

Аннотация

Для успешного освоения данной дисциплины студенты должны овладеть знаниями макро- и микроэкономики, теоретических основ финансов, методов исследования экономических процессов, финансового анализа, бухгалтерского учета и аудита. В свою очередь, изучение оценки стоимости бизнеса позволит глубже понять современные механизмы финансового управления бизнесом, выбирать способ реструктуризации бизнеса, разбираться в специфике слияний и поглощений, умело управлять собственностью, в том числе, с целью оптимизации налогообложения компаний, разрабатывать программы управления стоимостью. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при выполнении курсовой работы и выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса: сформировать систему знаний о принципах и методах оценки стоимости компании и управления стоимостью современной компании, включая ознакомление слушателей с основами оценочной деятельности в России и за рубежом, обучение методологическим основам, принципам оценки стоимости компаний, освоение современного категориально-понятийного аппарата, формирование умения чтения отчета об оценке и применение результатов оценочной деятельности для решения профессиональных задач в условиях российского рынка. Задачи курса заключаются в раскрытии теоретических основ оценки стоимости бизнеса, в изучении основных методов доходного, затратного и сравнительного подхода к оценке стоимости компаний на разных стадиях жизненного цикла.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные принципы оценки бизнеса и видов стоимости, методики построения модели дисконтированных денежных потоков, алгоритмов затратного и сравнительного подходов, современные методы управления стоимостью компании
  • знать различия в стратегиях управления стоимостью при сделках IPO, слияниях и поглощениях компании, тактику управления стоимостью компании, основные алгоритмы расчета полной стоимости бизнеса с учетом различных факторов
  • уметь выбирать подходы и методы оценки, рассчитывать значение ставки дисконтирования, осуществлять расчет чистых активов, рассчитывать текущую стоимость будущих денежных потоков бизнеса, оценивать эффективность компании, выявлять основные факторы стоимости и формировать стратегию управления стоимостью
  • владеть навыками стоимостной оценки различных организационно-правовых форм бизнеса, проведения необходимого анализа оцениваемого бизнеса, используя отчетность, внутреннюю и внешнюю информацию, рассчитывать ставку дисконтирования и коэффициента капитализации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в оценку и управление стоимостью: основные тенденции развития бизнеса.
    Основные характеристики бизнеса как объекта оценки. Необходимость оценки стоимости предприятия в рыночной экономике. Цели и задачи оценки бизнеса. Проблемы и тенденции развития оценочной деятельности в международной практике.Предмет и метод изучения дисциплины. Логика дисциплины. Понятие оценки рыночной стоимости и сфера ее применения в современной экономике.
  • Тема 2. Подходы и методы оценки стоимости.
    Содержание понятий «собственный капитал», «акционерный капитал», «инвестированный капитал», «Enterprise value», «капитализация», используемых в процессе оценки бизнеса. Понятие основной операционной деятельности, операционных и неоперационных (непрофильных, нефункциональных) активов. Основные этапы оценки бизнеса. Сущность доходного подхода. Теория DCF. Рыночная стоимость предприятия как сумма текущих стоимостей в прогнозный и постпрогнозный периоды.
  • Тема 3. Доходный подход к оценке: дисконтирование денежных потоков и капитализация.
    Основные составляющие доходного подхода. Понятие денежного потока. Виды и модели расчета денежного потока. Прогнозирование будущих доходов. Определение и выбор модели DCF. Выбор длительности прогнозного периода. Анализ темпов роста производства денежного потока. Прогнозирование эффективности деятельности предприятия. Особенности прогнозирования потока денежных средств на растущих рынках капитала.
  • Тема 4. Методы определения ставки дисконтирования: учет риска.
    Дисконтирование в доходном подходе. Стоимость капитала. Ставка дисконта. Оценка риска. Понятие и определение ставки дисконтирования. Экономическое содержание безрисковой ставки доходности. Модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Метод кумулятивного построения. Модель оценки капитальных активов (САРМ). Методы расчета коэффициента бета.
  • Тема 5. Сравнительный поход к оценке: мультипликаторы.
    Основные составляющие сравнительного подхода. Данные по сопоставимым единицам. Критерии выбора компаний – аналогов: сходство отраслей и продукции, объем производства, фазы экономического развития, структура капитала, финансовая и производственная стратегии, финансовые показатели. Финансовый анализ и повышение уровня сопоставимости. Выбор и вычисление ценовых мультипликаторов. Мультипликатор Цена/Прибыль. Факторы, влияющие на мультипликатор.
  • Тема 6. Затратный подход к оценке: чистые активы и ликвидационная стоимость.
    Экономическое содержание метода чистых активов. Условия применения метода. Достоинства и недостатки. Основные этапы. Подготовка финансовой отчетности компании для оценки затратным подходом. Особенности оценки внеоборотных активов предприятия. Экономический износ при оценке имущественного комплекса предприятия: экономическое содержание и методы расчета. Проблема обесценения. Оценка товарно-материальных запасов. Товарно-материальные запасы и их классификация. Методы их оценки.
  • Тема 7. Управление стоимостью компании: добавленная стоимость и реальные опционы
    Стратегическое управление компанией. Понятие бизнес- и конкурентной стратегии. История появления и развитие концепции управления стоимостью компании (VBM, Value Based Management). Понятие стейкхолдеров. Современные теории управления стоимостью: подходы Дамодарана, Раппопорта, Коупленда, Уолша, Скотта, Егерева, Мордашева. Факторы, влияющие на стоимость компании: анализ внешних и внутренних факторов. Методы анализа. PEST-анализ, анализ отрасли, анализ пяти сил Портера, SWOT-анализ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Практическая задача
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность + 0.3 * Домашнее задание + 0.5 * Практическая задача
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Барулина Е.В. и др. - Управление стоимостью компаний: финансовый контроллинг, менеджмент, информационно-сервисное обеспечение - Русайнс - 2016 - 255с. - ISBN: 978-5-4365-0663-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/919498
  • Эскиндаров М.А., Федотова М.А. под ред. и др. - Оценка стоимости бизнеса (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 320с. - ISBN: 978-5-406-04745-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/918475