• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Летняя школа

Биомедиа: визуализация, дизайн, границы

 

Магистерская программа "Визуальная культура" школы культурологии ФГН при участии куратора Дм. Булатова, лаборатории PostHumanLab и Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ проводит летнюю школу по биомедиа.

CC: NOAA Photo Library

Масштабная и неоднозначная рецепция движений постгуманизма и ингуманизма в междисциплинарном поле, с одной стороны, и бурно развивающиеся технологии, перестраивающие культурный опыт и повседневные практики в самом широком смысле, с другой стороны, заставляют искать ответы на затрагивающие каждого вопросы о месте в современной многослойной среде, преимущественно городской, и способах ориентации в ней. 

Что такое «новое тело» в условиях «технологической дополненности», и каковы его «new sensibilities»?

Что открывают инновационные подходы в области биологического искусства?

Какие «будущие» устройства закладываются сегодня спекулятивным и экологическим дизайном?

Этот широкий круг вопросов предполагается сузить посредством рассмотрения современных техно-биологических способов работы с моделируемой материальной средой, которые выделяются и в методологии современных гуманитарных наук, и в практиках моды и дизайна, и в современном искусстве.

Преподавательский состав школы включает представителей Школы культурологии и Школы дизайна НИУ ВШЭ при сотрудничестве титулованных кураторов (Калининград, Томск) и независимых художников и галеристов.

Если Вам нужен пропуск, просьба обращаться к М.А. Черновской до 17 июня, 16.00. (chernovskayam@gmail.com). Для внешних слушателей на входе необходим паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

Докладчики

Дмитрий Булатов – художник, теоретик искусства, куратор. Организатор выставочных и издательских проектов в области art&science и новых медиа. Его произведения были представлены на различных выставках и фестивалях, в т.ч. на 49-й и 50-й Венецианских биеннале (2001, 2003), Ars Electronica (ORF, 2002) и мн.др. Организовал и курировал более двадцати международных проектов и выставок, в т.ч. “SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное” в рамках программы “Марибор – Культурная столица Европы 2012” (Словения). Автор книг и антологий по современному искусству, член редакционных советов журналов “DOC(K)S” (Франция) и “NOEMA” (Италия). Дважды лауреат национальной премии в области современного искусства “Инновация” (Россия, 2008, 2013). В 2014 году был номинирован на “Золотую Нику” фестиваля Prix Ars Electronica (Австрия) в разделе “Visionary Pioneers of Media Art”.

Илья Инишев - доктор философских наук, доцент Школы культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы "Визуальная культура". Закончил ТГУ в 1994 по специальности «философия». 1999-2009 – доцент Европейского гуманитарного университета (Минск/Вильнюс). 2010 – н.в. – доцент, профессор НИУ ВШЭ. Лучший преподаватель НИУ ВШЭ (2018, 2015, 2011).

Область научных интересов: теория образа, современная эстетика, визуальные исследования, теория культуры.

Людмила Алябьева - канд. филол. наук, доцент Школы дизайна НИУ ВШЭ, директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, руководитель магистерской программы Fashion Studies (МВШСЭН, Москва), шеф-редактор журнала "Теория моды: одежда, тело, культура", научный редактор книжной серии «Библиотека журнала “Теория моды””, куратор выставочных проектов в области моды и дизайна, член редколлегии международных журналов Fashion Theory: the Journal of Dress, Body & Culture и Fashion Studies. Автор монографии "Литературная профессия в Англии в XVI-XIX вв." (2004) и ряда статей по истории культуры и теории моды.

Ипполит Маркелов - кандидат биологических наук, выпускник МГУ им. М.В.Ломоносова, био-художник, исследующий проблему межвидовой коммуникации. Использует в своей практике художественные методы, а также нейробиологический и биоинженерный инструментарий. Основатель Science Art group “18 apples”. Участвовал в проектах: Ars Electronica, Symbiotica, Уральской индустриальной биеннале, ММСИ, музея современного искусства "Гараж".

Катя Никитина - Ph.D. in Literary Studies (University of Silesia in Katowice), независимый исследователь в области posthuman studies. Преподаватель международной магистерской программы по Art&Science Университета ИТМО. Автор статей в Художественном журнале, статей и переводов в зарубежных тематических 
журналах по animal studies и постгуманизму. Участник проектов Fragment Gallery, Государственной галерее на Солянке, ГЦСИ, музея современного искусства "Гараж".

Никита Сазонов - философ, независимый исследователь (Москва). Автор статей в журнал "Логос", "Stasis", переводов для Гиле Пресс, журнала Транслит и альманаха "Термит" ЦСИ "Винзавод". Участник проектов в MMoMa, ЦСИ "Винзавод", ГЦСИ, музея современного искусства "Гараж". Статьи и коллаборативные художественные проекты сфокусированы на спекулятивной философии, ингуманизме и бесчеловеческих (inhuman) политиках.

Программа мероприятия

День1
19 июня
Старая Басманная улица, д. 21/4.
10:30
Открытие летней школы

Ауд. 505

11:00
Лекция И.Н. Инишева "Необратимый синтез: материя как культурная форма и горизонт современности"

Ауд. 505

12:30
Выступления участников школы, подготовленные заранее

Ауд. 505

14:00
Кофе-брейк

Ауд. 406

15:00
Выступления участников школы, подготовленные заранее

Ауд. 505

16:00
Лекция А. Жилиной, обсуждение

Ауд. 505

17:00 - 18:00
Доклад А. Журавлева «Популярные генетически модифицированные организмы: бактерии, дрожжи, рыбы, люди», обсуждение

Ауд. 505

Примеры использования учеными, художниками и биохакерами инструментов редактирования генома. Запись изображений и другой информации в ДНК. Добавление «флуоресцентного гена» в ДНК различных организмов. Эксперименты биохакеров над собой. Популяризация генетических экспериментов через youtube, резиденции для художников, товары и светящихся рыбок.

19:00 - 21:30
PostHumanStudiesLab : «Геология живого»

Ауд. 505

Воркшоп будет посвящен исследованию переплетения живого с неживым, неорганического и органического, жизни и смерти. При помощи таких фигур как некроз, апоптоз, танатоз, компостирование, участники рассмотрят живое в качестве геологической сборки, слои которой могут образовывать как картину утверждающей (аффирмативной), так негативной жизни. Во второй части воркшопа участники попробуют примирить данные «полюса» геологии жизни через обращение к контексту современного геологического искусства.

День2
20 июня
Старая Басманная улица, д. 21/4, ул. Малая Пионерская, 12.
10:00
Лекция А. Парамонова "Для чего человеку два глаза: вариации на сюжеты лекций Э. Маха, прочитанные в 1868 г. в Граце"

Старая Басманная улица, д. 21/4, ауд. 505

11:30
Лекция Дм. Галкина о "глубоких медиа"

Старая Басманная улица, д. 21/4, ауд. 505

14:00 - 15:30
Лекция А. Салина «Как работает герменевтика видеоигр?»

ул. Малая Пионерская, 12, ауд. 365.

В game studies сложилась целая плеяда подходов к изучению формирования смысла в ходе взаимодействий игрока и игры. Эти подходы в целом связывают себя с герменевтической традицией в области гуманитарных наук. В данной лекции будет представлена попытка объединить их в единую синтетическую герменевтику видеоигр и применить ее к анализу игры «Until Dawn». 

 

16:00 - 17:30
Доклад К. Жерновой «Моральные дилеммы в видеоиграх»

ул. Малая Пионерская, 12, ауд. 365

Выступление о текущей ситуации с вовлеченностью игрока в моральный выбор и возможности дальнейшего качественного развития такого выбора, эмпатии игрока к вымышленным персонажам, влиянии визуального восприятия внешнего образа персонажа на отношение к нему игрока; кроме того, будет затронут искусствоведческий вопрос: может ли выбор как таковой быть художественно-выразительным средством.

Вниманию участников будут предложены видеофрагменты игр для анализа; также планируется формат интерактивной лаборатории с возможностью поиграть в некоторые из игр и обсудить полученный опыт.

18:00
Показ фильма "Небеса + Земля + Джо Дэвис"

ул. Малая Пионерская, 12, лекторий 384

Фильм посвящен легендарной фигуре в области искусства и науки, американскому художнику Джо Дэвису. Герой фильма – признанный автор, изобретатель и инноватор. В 1980-х годах Джо Дэвис открыл область технонауки, которая сегодня именуется "синтетической биологией" – лишний раз доказав, что художники могут опережать учёных по части концептуальных прорывов. Мы уже давно живем в новой реальности и не удивляемся, встречая в сети “геномы”, “протеомы”, “микропорядки” и другие таинственные слова из мира биотехнологий. Однако, принимая эти термины за научные, мы, кажется, не обратили внимание на то, что эту реальность изобрел для нас в своей отдельно взятой голове некий Поэт или Художник. Фильм был представлен на различных кинофестивалях и форумах современного искусства в Северной Америке, Европе, Азии и Австралии. В 2012 году фильм стал призером кинофестиваля независимого кино SUNDANCE FESTIVAL (США). Показ осуществляется в рамках премьерного тура фильма в России.

День3
21 июня
Старая Басманная улица, д. 21/4, ул. Малая Пионерская, 12.
10:00
Выступление участников школы

ул. Малая Пионерская, 12.

11:30 - 13:30
Круглый стол по телесности

ул. Малая Пионерская, 12, лекторий 384

Л. Алябьева, К. Гусарова, В. Пуховицкая, И. Сироткина, А. Старусева-Першеева, Л. Арланова, Т. Фадеева

13:45
Кофе-брейк

Старая Басманная улица, д. 21/4

14:30
Лекция Дм. Булатова "Deep media: Новое состояние живого"

Старая Басманная улица, д. 21/4

Лекция посвящена проблематике “глубоких медиа” (deep media) – области исследований, которая разрабатывается сегодня на стыке искусства, философии и науки. В фокусе внимания – встреча с воздействием физических составляющих земли, воды и атмосферы (в частности, магнитных, электрических и гравитационных полей), а также субстратных элементов современных технологий (металлы, соли, кристаллы и др.). В этой творческой лаборатории художники изобретают методы, при помощи которых феномены, прежде имевшие значимость только для научных и технологических практик, вдруг открываются в избытке, способном стать источником художественного высказывания. В этом смысле deep media art работает не только как “оптическое” устройство, создающее новый тип видения текучих и трансформативных свойств материи, но и как новая форма культурной интеракции. Эта связь со способом работы является ключевым моментом, который позволяет художникам наряду с использованием новейшего технонаучного инструментария – робототехники, IT и биомедицины – задействовать в своей работе различные “ненаучные” элементы: интуиции, метафоры и допущения. Таким образом, “глубокие медиа” – это не столько “средства” сами по себе, сколько каскад неизменно усложняющихся данных, которые создают новое место встречи для факта и вымысла, слов и изображений. Это новая идея сделать культурные формы, процессы и практики видимыми и видимыми по-новому.

16:30
Круглый стол по тематике "глубоких медиа"

Старая Басманная улица, д. 21/4