Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет третью часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную региональному разрезу. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и главного эксперта Института образования НИУ ВШЭ Марии Добряковой.

 

Выпуск 2. Укрупненные предметные группы (направления и специальности)

Начиная с 2020 года, Минобрнауки реализует политику увеличения контрольных цифр приема в российских регионах, повышая доступность высшего образования. В 2022 году 75,6% бюджетных мест предоставляется в региональные вузы, что выше показателей 2019 года на 2,6%. Результаты мониторинга показывают, что эта политика успешна: повышение доступности не приводит к снижению качества приема. Средний балл бюджетного приема в региональные университеты в 2022 году составил 67,1, что соответствует показателям 2021 года (67,0 балла).

Представлены данные по 80 регионам. Анализ проведен без учета Магаданской области, Республики Алтай, Чукотского АО и Еврейской АО, участвующих в мониторинге.

Рассматривается набор более 500 студентов на бюджет.

Университетские центры: половина всех зачисленных студентов сконцентрирована в 11 регионах

Как и в 2021 году, 11 регионов зачислили в вузы больше 10 тыс. новых студентов (табл. 1). При этом в 8 из них общий прием вырос (с наиболее активным ростом в Свердловской области — 6,1%, Самарской области — 5,6% и Красноярском крае — 3,4%). Это говорит о повышении доступности высшего образования в регионах. Только в 3 регионах совокупный прием несколько сократился (с наиболее значительным сокращением в Ростовской области — 7,5% и Новосибирской области — 8,0%).

Важно отметить, что в ряде регионов повышение доступности сопровождалось ростом качества приема, что говорит об эффективности мер привлечения талантливых абитуриентов в региональные вузы и повышения их конкурентоспособности в сравнении с ведущими вузами Москвы и Санкт-Петербурга. В первую очередь здесь выделяются вузы Нижегородской области, где средний балл ЕГЭ по сравнению с 2021 годом вырос на 1,02%, и вузы Самарской области, где средний балл ЕГЭ за последние два года демонстрирует рост в 1,67%. Наиболее значительная негативная динамика отмечается в Свердловской и Ростовской областях, где средний балл ЕГЭ упал на 2,14 и 1,37% соответственно.

Таблица 1. Итоги приема в регионах с максимальным набором студентов в 2022 г.

Регион Численность совокупного приема, чел. Прирост/падение численности совокупного приема, % Средний балл ЕГЭ (совокупный прием) Прирост/падение среднего балла ЕГЭ, %
2022 2022/2021 2022/2020 2022 2022/2021 2022/2020
Москва и Московская область 112 004 1,65 6,35 75,0 -0,40 0,00
Санкт-Петербург и Ленинградская область 48 792 -1,95 2,36 74,3 -0,67 -0,40
Свердловская область 17 132 6,11 13,59 68,7 -2,14 -1,72
Республика Татарстан 17 015 1,50 5,04 70,6 -0,28 0,00
Ростовская область 15 021 -7,54 1,35 64,7 -1,37 0,47
Новосибирская область 14 857 -7,98 -2,62 67,1 -0,45 -1,32
Самарская область 13 647 5,55 10,41 67,1 0,15 1,67
Нижегородская область 11 825 1,59 8,70 69,3 1,02 0,58
Воронежская область 11 816 3,40 10,31 65,4 -1,21 0,15
Краснодарский край 11 654 1,02 5,20 67,7 -0,29 -0,15
Красноярский край 10 567 5,13 16,70 65,1 0,00 0,46

Если рассматривать все регионы, то наибольший прирост совокупного приема на первый курс произошел в Новгородской области (29,31%), Кабардино-Балкарской Республике (22,35%), Приморском крае (14,36%) и Псковской области (12,42%). Среди регионов с набором более 1000 студентов максимальное сокращение зачисленных произошло в Смоленской области (-26,07%), Пензенской области (-20,36%), Калининградской области (-12,98%) и Хабаровском крае (-12,49%) (рис. 1).

Рисунок 1. Прирост числа зачисленных 2022/2020 гг. и 2022/2021 гг. (набор более 1000 студентов).

В 2022 году регионы практически равномерно распределились по четырем основным группам1 по динамике численности приема (рис. 2): 1) увеличение бюджетного и платного приема (Новгородская область, Астраханская область, Республика Бурятия, Республика Калмыкия и др.); 2) падение бюджетного и платного приема (Хабаровский край, Белгородская область, Пензенская область,  Смоленская область, Карачаево-Черкесская Республика и др.); 3) увеличение бюджетного приема, падение платного приема (Псковская область, Республика Адыгея, Республика Коми, Забайкальский край, Амурская область, Тверская область, Костромская область, Калининградская область и др.); 4) падение бюджетного приема, увеличение платного приема (Вологодская область, Орловская область, Самарская область, Приморский край, Республика Башкортостан, Ярославская область и др.).

Рисунок 2. Группы регионов по динамике численности приема.

Сохранение высокого уровня обеспеченности регионов бюджетными местами

В целом 2022 год характеризуется сохранением высокого уровня обеспеченности регионов бюджетными местами. В большинстве регионов динамика изменения КЦП не превышает 5–7%. Увеличение числа зачисленных на бюджет2 в 2022 году по сравнению с 2021 годом произошло в 42 субъектах РФ. Максимальный прирост — в Новгородской области (+31%), Псковской области (+21%), Республике Адыгея (+15%), Республике Коми (+11%) и Забайкальском крае (+11%). В 31 субъекте наблюдалось сокращение числа зачисленных на бюджет, однако эти изменения в целом незначительные (в сумме на 6891 человека) (рис. 3).

Рисунок 3. Прирост числа зачисленных на бюджетные места 2022/2021 гг. (набор более 500 студентов).

Если анализировать в ретроспективе, то по сравнению с 2020 годом число зачисленных на бюджет в 2022 году увеличилось на 8,8% (на 28 109 человек). Если сравнивать 2020 и 2022 год, то практически во всех регионах произошел рост числа зачисленных на бюджет. Максимальный прирост был зафиксирован в Новгородской области (65%), Республике Марий Эл (62%), Орловской области (43%) и Томской области (33%). Максимальное сокращение отмечается в Смоленской области (-27%), Владимирской области (-16%) и Пензенской области (-12%) (рис. 4).

Рисунок 4. Прирост числа зачисленных на бюджетные места 2022/2020 гг. (набор более 500 студентов).

Важно отметить, что значительный (для многих регионов на десятки процентов) прирост бюджетных мест в регионах в большинстве субъектов Федерации не привел ни к падению качества бюджетного приема, ни к значительному сокращению платных мест. Это показывает возросшую устойчивость региональных вузов, их способность бороться за сильного абитуриента с вузами крупных университетских городов. Ярким примером является Новгородская область, в которой при росте числа зачисленных на бюджет на 31% произошел рост среднего балла ЕГЭ на 1,3 балла (бюджет) и численности платных студентов на 25%. Аналогичная положительная динамика зафиксирована в Астраханской области (+6,79%/+0,97%/+20,27%), Республике Хакасия (+4,63%/+0,00%/+3,47%), Красноярском крае (+4,15%/+0,15%/+8,14%) и Чеченской Республике (+3,46%/+2,03%/+87,58%).

Спрос на платное образование остается устойчивым

Стабильность спроса на платное образование показывает устойчивость предпочтений абитуриентов и их семей, а также сохраняющуюся готовность семей инвестировать в образование детей. При этом в 2022 году произошло даже незначительное увеличение числа студентов, зачисленных на платные места (на 0,5%, или 935 человек). По сравнению с итогом набора в 2020 году, произошел более значительный прирост числа зачисленных — на 2241 человека (+1,25%). Более 500 платных студентов набрали 54 субъекта. Максимальный прирост в данной группе продемонстрировали Кабардино-Балкарская Республика (46,72%), Приморский край (84,47%) и Чеченская Республика (87,58%) (рис. 5).

Рисунок 5. Прирост числа зачисленных на платные места 2022/2020 гг. и 2022/2021 гг. (регионы с набором более 500 студентов).

Качественное образование за те же деньги

В 15 регионах средняя годовая стоимость упала по сравнению с 2021 годом, в 3 регионах прирост средней годовой стоимости превышает условный размер инфляции в 10,6%: Костромская область, Камчатский край, Амурская область. Группа регионов с положительным приростом средней годовой стоимости, при этом не превышающим уровня инфляции, является самой многочисленной: она насчитывает 58 регионов. Именно в этой группе «с более стабильной динамикой стоимости обучения» сосредоточены регионы с более высоким качеством приема (70+) (рис. 6).

Рисунок 6. Соотношение прироста стоимости обучения и среднедушевых доходов населения (размер пузырька — количество платных студентов).

Перечень наиболее представленных УГН остается стабильным

Важный показатель зрелости региональной системы высшего образования, доступности его в регионе — это то, сколько направлений ВО представлены в местных вузах. Самые массовые (и доступные) на региональных рынках укрупненные группы направлений подготовки (УГН): «Педагогическое образование», «Юриспруденция», «Экономика», «Информатика и вычислительная техника», «Математика» (представлены в 75+ регионах). Данный перечень остается стабильным на протяжении последних лет. Кроме того, важно отметить, что в 2020 году в 75+ регионах были также представлены такие УГН, как «Строительство», «Энергетика и энергетическое машиностроение» и «Экология». В 2022 году эти УГН представлены в 72, 71 и 69 регионах соответственно. К такой тенденции нельзя относиться как к однозначно негативной: там, где нет соответствующих рабочих мест для выпускников, где трудно собрать полноценный состав преподавателей профессиональных предметов, подготовку лучше передать в другие регионы.

Наименее представленные УГН в регионах: «Постановка действа (художественная постановка)» (5 регионов), «Теория искусств» (8 регионов), «Издательское дело» (9 регионов), «Полиграфия и упаковка» (9 регионов). В 2020–2021 годах эти УГН были также представлены менее чем в 10 регионах (за исключением УГН «Издательское дело»: в 2020 году она была представлена в 14 регионах, в 2021 году — в 12).

Таблица 2. УГН с наибольшей и наименьшей представленностью в российских регионах, 2022–2020 гг.

УГН Число регионов, реализующих УГН в 2022 г. Число регионов, реализующих УГН в 2021 г. Число регионов, реализующих УГН в 2020 г.
Педагогическое образование 77 78 79
Экономика 76 76 78
Информатика и вычислительная техника 76 77 77
Юриспруденция 76 75 77
Строительство 72 74 76
Энергетика и энергетическое машиностроение 71 69 76
Математика 75 75 75
Экология 69 70 75
Биология 69 70 74
Сельское и рыбное хозяйство 72 71 72
... ... ... ...
Ядерные физика и технологии 14 13 16
Востоковедение и африканистика 14 13 15
Вооружение 15 15 14
Управление водным транспортом 14 12 14
Издательское дело 9 12 14
Охрана памятников 12 13 12
Почвоведение 13 11 12
Полиграфия и упаковка 9 8 10
Теория искусств 8 7 9
Постановка действа (художественная постановка) 5 7 7

Таблица 3. Максимальное и минимальное разнообразие УГН в российских регионах, 2022–2020 гг.

Регион Число УГН в регионе в 2022 г. Число УГН в регионе в 2021 г. Число УГН в регионе в 2020 г.
Москва и Московская область 68 66 68
Санкт-Петербург 67 68 67
Ростовская область 63 60 61
Республика Татарстан 61 60 61
Нижегородская область 59 59 60
Свердловская область 59 59 58
Томская область 57 57 54
Красноярский край 54 53 54
Пермский край 54 53 58
Воронежская область 54 54 55
... ... ... ...
Смоленская область 20 24 29
Камчатский край 19 19 17
Республика Ингушетия 18 15 19
Республика Алтай 16 14 14
Сахалинская область 14 12 14
Республика Тыва 14 13 17
Еврейская автономная область 12 8 9
Магаданская область 12 9 9
Карачаево-Черкесская Республика 10 12 23
Чукотский автономный округ 1 2 1

Выросло число студентов, поступивших без вступительных испытаний

Доля студентов, поступивших без вступительных испытаний, увеличилась по сравнению с 2021 годом на 384 человека и составила 2,1% от бюджетного приема. Больше всего таких студентов в Москве и Московской области (8,3%), Санкт-Петербурге (6,2%), Томской области (2,6%), Свердловской области (1,7%), в остальных регионах этот показатель меньше 1%. Четыре региона привлекли 91% таких студентов в свои вузы (табл. 4).

Таблица 4. Группы регионов по доле студентов, зачисленных без вступительных испытаний, в бюджетном приеме.

 

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5
Доля студентов, зачисленных БВИ, в бюджетном приеме региона Более 1,5% 1,5–1,0 1–0,5 0,5–0,1 0
Доля студентов, зачисленных БВИ, от общего числа студентов, зачисленных БВИ в РФ 91,4% 3,5% 2,8% 2,3% 0,0%
Число регионов в группе 4 4 5 37 30
  Москва и Московская область Республика Саха (Якутия) Республика Татарстан Калининградская область Амурская область
Санкт-Петербург Новосибирская область Республика Башкортостан Челябинская область Астраханская область
Томская область Приморский край Алтайский край Тульская область Брянская область
Свердловская область Нижегородская область Пензенская область Ставропольский край Владимирская область
    Тюменская область Красноярский край Вологодская область

 

Белгородская область Еврейская автономная область
Воронежская область Кабардино-Балкарская Республика
Удмуртская Республика Калужская область
Омская область Камчатский край
Новгородская область Карачаево-Черкесская Республика
Мурманская область Костромская область
Краснодарский край Курганская область
Республика Калмыкия Магаданская область
Чувашская Республика Псковская область
Республика Крым Республика Адыгея
Орловская область Республика Алтай
Тверская область Республика Бурятия
Ульяновская область Республика Дагестан
Рязанская область Республика Ингушетия
Иркутская область Республика Карелия
Курская область Республика Коми
Пермский край Республика Марий Эл
Ярославская область Республика Тыва
Забайкальский край Республика Хакасия
Кемеровская область Самарская область
Липецкая область Сахалинская область
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Смоленская область
Саратовская область Тамбовская область
Республика Северная Осетия — Алания Чеченская Республика
Республика Мордовия Чукотский автономный округ
Архангельская область  
Кировская область
Ивановская область
Оренбургская область
Ростовская область
Хабаровский край
Волгоградская область