• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Modern Media: History, Analysis, Prospects

2025/2026
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Communication
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1 module

Instructors


Бирюков Андрей Аскольдович


Lerner, Mark


Малыгина Анна Михайловна

Программа дисциплины

Аннотация

Современная медиа-индустрия, а в более широком смысле индустрия средств масовых коммуникаций, является сложнейшим политическим, культурологическим и социальным организмом, работа в и с которым требует глубоких знаний и практических навыков, постоянного мониторинга и анализа для последующего использования в работе специалистами по комммуникациям, будь то реклама, PR или политология. В рамках данной дисциплины студенты познакомятся с историей появления и развития медиа как инструмента коммуникаций, знакомству с форматами медиа, их трансформацией на рубеже хх/хх1 веков в СМИ и СМК, современным днем и перспективами развития медиа-индустрий как в РФ, так и за рубежом на фоне появления ИИ, изучат характерные для медиа-индустрии форматы и инструменты взаимовлияния и взаимодействия. Особое внимание будет уделено изучению инструментов мониторинга, исследований и аналитики субьектов медиа-индустрий. Часть дисциплины будет посвящена решению практических кейсов, в результате чего студенты смогут самостоятельно подготовиться к реалиям нынешней медиа-индустрии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование комплексного понимания специфики современной медиа-индустрии, история появления развития и формирования СМИ и СМК в мире и в РФ, приобретение знаний и первичных навыков анализа СМИ/СМК для последующего использования в коммуникативной работе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и корректно определяет: базовые понятия медиаиндустрии; типологию медиарынков; логику и исторический контекст появления СМИ; различия между отдельными участниками медиаиндустрии (СМИ) и сегментами аудитории; специфику медиарынка в России и за рубежом.
  • Умеет анализировать формат и результативность контента, корректно определяет соответствие целям, каналам и образу бренда.
  • Умеет анализировать формат и результативность контента, корректно определяет соответствие целям.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Медиа: посредник, бизнес, инструмент воздействия и влияния?
  • Тема 2. Типология медиарынков.
  • Тема 3. Информация и идеи: свобода слова или товар на медиарынке?
  • Тема 4. Влияние финансового и политического рынков на медиарынок.
  • Тема 5. Формирования современного российского медиарынка и характеристика его участников.
  • Тема 6. Особенности функционирование современного медиарынка и «цифровая революция»
  • Тема 7. Практическое использование результатов медиаисследований в работе коммуникатора
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость лекций
  • неблокирующий Активность на семинарах
    Каждое семинарское занятие начинается экспресс-тестирования студентов по пройденному на лекции материалу.
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 1st module
    0.3 * Активность на семинарах + 0.15 * Домашнее задание 1 + 0.15 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Посещаемость лекций + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 8209 - PR в реальном времени: Тренды. Кейсы. Правила - М.Умаров - Альпина Паблишер - 9785961442663 - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/8209 - Alpina
  • Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017 — 416 с. — (Серия «Зарубежный учебник»). - ISBN 978-5-238-00567-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1028534
  • Зубков, С. А. Государственное и общественное регулирование в сфере рекламы и связей с общественностью / С. А. Зубков. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 152 с. — ISBN 978-5-507-46862-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/322649 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сайкин, Е. А. Антикризисный PR : учебное пособие / Е. А. Сайкин. — Новосибирск : НГТУ, 2015. — 44 с. — ISBN 978-5-7782-2681-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118540 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Стиглиц Д. - Люди, власть и прибыль: прогрессивный капитализм в эпоху массового недовольства - 978-5-9614-3368-5 - Альпина Паблишер - 2020 - https://znanium.ru/catalog/product/1221024 - 1221024 - ZNANIUM
  • Тапскотт, Д. Викиномика: как массовое сотрудничество изменяет все / Д. Тапскотт, Э. Д. Уильямс. - Москва : Интеллектуальная Литература, 2020. - 456 с. - ISBN 978-5-6042878-7-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1220225
  • Уши машут ослом. Современное социальное программирование. 2-е изд., исправленное и дополненное - 978-5-496-00336-0 - Матвейчев О А - 2013 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377820 - 377820 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 21446 - Лидер и племя: Пять уровней корпоративной культуры (краткое изложение) - Д.Кинг; Д.Логан; Х.Фишер-Райт - КнигиКратко - 9785961400410 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/21446 - Alpina
  • 34281 - Пиши, сокращай 2025: Как создавать сильный текст - Л. Сарычева; М. Ильяхов - Альпина Паблишер - 9785961494266 - 2024 - https://hse.alpinadigital.ru/book/34281 - Alpina
  • SMM: эффективное продвижение в соцсетях. Практическое руководство. — 2-е изд., перераб. и доп. - 978-5-9775-6861-6 - Новожилова И. А. - 2022 - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург - https://ibooks.ru/bookshelf/385756 - 385756 - iBOOKS
  • Кожевникова, Г. П.  Информационные системы и технологии в маркетинге : учебник для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 444 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07447-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560580 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Психология влияния. 5-е изд . - 978-5-4461-9459-9 - Чалдини Р. - 2021 - Санкт-Петербург: Питер - https://ibooks.ru/bookshelf/377298 - 377298 - iBOOKS
  • Смолина, В.А. SMM с нуля. Секреты продвижения в социальных сетях : практ. пособие / В.А. Смолина. - Москва : Инфра-Инженерия, 2019. - 252 с. - ISBN 978-5-9729-0259-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1053378
  • Хуссейн, И. Д.  Цифровые маркетинговые коммуникации : учебник для вузов / И. Д. Хуссейн. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 68 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15010-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/568206 (дата обращения: 04.07.2025).
  • Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Тишкова М.В. - PR в Интернете: Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0 - 978-5-9614-2051-7 - Альпина Паблишер - 2010 - https://znanium.ru/catalog/product/2116618 - 2116618 - ZNANIUM

Авторы

  • Каткова Светлана Викторовна
  • Бирюков Андрей Аскольдович