• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Educational Psychology and Methodology of Teaching Foreign Languages

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Course type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс нацелен на изучение основ методики обучения иностранным языкам и является обязательным для студентов специальности "Теория и методика преподавания ИЯ". В рамках курса вы узнаете, как правильно обучать лексике, грамматике и фонетике, научитесь различным видам чтения и аудирования, узнаете как "разговорить" учеников и развить умения письма. Кроме того, вы узнаете о психологических особенностях различных возрастных групп и научитесь учитывать их при планировании уроков. Курс поможет научиться использовать различные приемы и техники для удержания внимания как в офлайн, так и в онлайн пространстве, управлять процессом обучения. В курс включен проект, направленный на развитие умения создавать учебные материалы по иностранному языку. Помимо выполнения проекта, от студента ожидается активное участие в семинарах, выполнение домашних заданий и тестов, самостоятельное изучение онлайн-курса (https://openedu.ru/course/hse/EDPSY/?session=2021).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.
  • формирование у студентов представлений о существующих нормативных документах (ФГОС, примерные образовательные программы, CEF) определяющих специфику развития системы образования на современном этапе в целом, и о системе непрерывного языкового образования как его неотъемлемой части
  • формирование у студентов знаний о современных требованиях к уровню развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с ФГОС и Европейской шкалой компетенций (CEFR)
  • формирование у студентов представлений о принятых в системе языкового образования способах контроля всех компонентов иноязычной коммуникативной (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной) компетенции обучающихся
  • развитие у студентов умений применять теоретическую информацию для анализа существующих УМК по иностранному языку, а также для разработки фрагментов урока по обучению отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности;
  • формирование у студентов опыта применения знаний для планирования уроков, анализа и самоанализа проведенных уроков;
  • формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков
  • владеть способами обеспечения мотивации на уроках по иностранным языкам
  • знать историю развития методики как науки
  • знать о закономерностях развития в онтогенезе и иметь представление о возрастной норме развития в младенчестве, раннем детстве, дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, отрочестве, юности, молодости, зрелости и старости.
  • знать особенности познавательных процессов, эмоциональной и мотивационной сфер участников образовательного процесса
  • знать особенности преподавания иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам
  • знать цели, содержание, принципы обучения лексики. уметь использовать разные способы семантизации лексики. уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного обучению лексика
  • иметь первичные навыки работы с взрослыми людьми для решения практических задач, связанных с обучением иностранным языкам
  • уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
  • уметь проанализировать видео-урок по плану
  • уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
  • уметь проводит рефлексию педагогической деятельности
  • уметь спланировать и провести фрагмент урока
  • разрабатывать учебные материалы по ИЯ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики.
  • Психологические основы обучения ИЯ. Мотивация к изучению ИЯ
  • Ценностно -ориентационный компонент ИКК
  • Нормативные документы
  • Обучение аспектам языка. Развитие лексических навыков.
  • Развитие грамматических навыков
  • Обучение аспектам языка. Обучение фонетике.
  • Обучение рецептивным видам речевой деятельности.
  • Обучение говорению.
  • Обучение письму.
  • Планирование урока. Анализ урока.
  • Активные методы преподавания иностранных языков.
  • Языковой контроль в школе. Альтернативные формы контроля.
  • Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников.
  • Обучение ИЯ подростков
  • Выбор и оценка УМК.
  • Выбор и использование дополнительных ресурсов.
  • Итоги педагогической практики.
  • Особенности обучения ИЯ взрослых
  • Адаптация и разработка учебных материалов
  • Становление методики как науки
  • Психология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Элементы, входящие в аудиторную работу, не подлежат пересдаче. Если студент отсутствует на занятии, то выставляется 0.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Составление ментальных карт, подготовка планов урока, анализа уроков, анализ УМК. Если работа не сдана вовремя. У студентов есть возможность сдать работу в течение 3х дней, но при этом студент теряет 3 балла от финальной оценки Проверка домашних работ будет осуществляться через SmartLMS
  • неблокирующий Тесты
    Тесты проводятся в SmartLMS
  • неблокирующий Работа на лекции
    квизы, участие в дискуссиях. Квизы, проводимые на лекциях, не подлежат пересдаче. Если студент отсутствует, то выставляется 0.
  • неблокирующий Онлайн курс
    Студенты самостоятельно проходят онлайн курс https://openedu.ru/course/hse/EDPSY/ По завершению студенты выполняют контрольную работу в SmartLMS
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в онлайн-формате на платформе Smart LMS. Экзамен проводится в письменной форме дистанционно с синхронным прокторингом в MSTeams. Экзамен состоит из 40 вопросов. Общее время Экзамена – 60 минут. Перерыв в процессе Экзамена не предусмотрен. 3. Язык проведения экзамена - русский. 4. Для участия в экзамене студенту необходимо: Подготовить документ, удостоверяющий личность (оригинал паспорта, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры, микрофона, наушников или динамиков, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты (ручки, белые листы формата А4 для черновика); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу LMS. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, следует проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзамене. 5. Студент-участник экзамена обеспечивает технические требования к ПК студента, проводит итоговую проверку ПК студента не позднее чем за 24 часа до экзамена: экзамен может быть выполнен на стационарном компьютере или ноутбуке (мобильные устройства поддерживаются/ не поддерживаются). • достаточный уровень освещенности; • низкий уровень шума; • отсутствие помех передачи видео - и аудиосигнала; • наличие исправной и включенной веб-камеры (включая встроенные в ноутбуки); • наличие исправного и включенного микрофона (включая встроенные в ноутбуки); • наличие постоянного интернет-соединения со скоростью передачи данных от пользователя не ниже 5 Мбит/сек. Если возникли проблемы с видео или аудио связью до начала экзамена, необходимо предупредить об этом преподавателя и менеджера ОП по корпоративной почте (одним письмом). В письме необходимо детально описать ситуацию и приложить подтверждающие материалы (скриншот экрана, включающий системное время создания скриншота/ фото, видео и т.д.). (п.3 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) 6. Во время письменной части экзамена студенту запрещено: • выключать видеокамеру, микрофон; • пользоваться автокорректорами, конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; • покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); • пользоваться наушниками, гарнитурами, за исключением периода экзамена, когда выполняются задания раздела Аудирование. • пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); • привлекать посторонних лиц для помощи в написании экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; • вслух громко зачитывать задания; • прослушивать аудиофайл более того количества раз, которое прописано в экзаменационной работе, за исключением ситуации кратковременного прерывания связи. 7. Нарушения связи в процессе Экзамена: Кратковременным нарушением связи в период Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой LMS не более 5 минут. Если во время экзамена возникли кратковременные нарушения связи (до 5 минут) со стороны студента: • во время письменной части - студент будет иметь возможность выполнить другой вариант письменной работы. (п.2.4 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) Долговременным нарушением связи во время Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой LMS 5 минут и более. Продолжить выполнение задания в случае долговременного нарушения связи не представляется возможным. Студент может претендовать на автомат, если набрано больше 4 баллов за масштабированную оценку,которая вычисляется по формуле 0(до экзамена) /0.8
  • неблокирующий Групповой проект
    Прикладной проект – проект, направленный на разработку материалов по английскому языку, ориентированный на решение практической задачи. Групповой проект предполагает наличие в проектной работе анализа научной литературы по теме исследования и практической части - методической разработки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.15 * Онлайн курс + 0.15 * Тесты + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Экзамен + 0.2 * Домашняя работа + 0.1 * Работа на лекции
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Экзамен + 0.15 * Групповой проект + 0.15 * Тесты + 0.1 * Работа на лекции + 0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беляева Л. А. - ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-11037-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/interaktivnye-sredstva-obucheniya-inostrannomu-yazyku-interaktivnaya-doska-444070
  • Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
  • Отв. ред. Трубицина О. И. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-11656-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-inostrannomu-yazyku-445845

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792
  • Комаров А. С. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ИГРЫ И ПЬЕСЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 156с. - ISBN: 978-5-534-06427-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-angliyskomu-yazyku-igry-i-pesy-438829