• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

07.03.04 Urban Studies

Approved by
Протокол заседания ученого совета № 10 от 28.09.2018 г.
Last Update
31.07.2023, Протокол №3 заседания Академического совета факультета городского и регионального развития
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

5 years

Full-time, 300 з.е.

Language of instruction

RUSENG

Instruction in Russian with some courses in English

Qualification upon graduation

Bachelor

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2023/2024 Academic year

Urban Data Analytics

Track Supervisor: Goncharov, Ruslan
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:
ПК-1

Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления.

ПК-5

Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации.

Description of educational modules:
Особенность этого трека заключается в специализации на прикладных инструментах аналитики, прогнозирования и моделирования городского развития. Основные навыки включают в себя программирование, широкое использование комплексных методов пространственного анализа данных, применение продвинутых математических и статистических методов.

Urban Projects Development

Track Supervisor: Baevskiy, Oleg
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:
ПК-1
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления.
ПК-2
Способен организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа.
ПК-3
Способен координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений.
ПК-4
Способен проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне.
ПК-5
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации.
Description of educational modules:
Данная специализация нацелена на подготовку профессионалов в сфере территориального планирования городов. Акцент сделан на разработке решений развития территорий, пространственного планирования, проектов планировок территорий и застройки, а также реализации архитектурно-строительных проектов.

Urban Projects Management

Track Supervisor: Safarova, Mariya
Language of instruction: Russian and English
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Бакалавр
Description of the professional field:
ПК-1
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления.
ПК-2
Способен организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа.
ПК-3
Способен координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений.
ПК-4
Способен проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне.
ПК-5
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации.
Description of educational modules:
Специализация концентрируется на системе принятия решений в городском управлении, внедрении и управлении городскими программами и проектами. Выпускники специализации владеют методами стратегического планирования городского развития. Специализация также включает в себя обладание компетенциями разработки правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования, муниципальных и городских программ.
Competitive Advantages

Цель (миссия) образовательной программы – подготовка специалистов, обладающих междисциплинарным комплексом знаний и навыков, необходимых для обеспечения развития городских и неурбанизированных территорий, в том числе, стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования и разработки планировочных документов. Акцент в образовательном процессе будет сделан на развитие у студентов умений искать и достигать баланс интересов различных агентов городского развития и использовать комплексный аналитический подход к управлению пространственным развитием городов.

Актуальность создания новой образовательной программы обусловлена ростом требований государства и граждан к качеству управленческих решений в области пространственного развития городов. В настоящее время эти задачи, как правило, выполняют специалисты-градостроители, получившие образование по направлению «Архитектура», которое дает лишь часть необходимых знаний и навыков – в первую очередь, объемно-планировочных, а не управленческих и экономических.

Образовательная программа «Городское планирование» призвана подготовить специалистов, чьи знания и навыки будут соответствовать сформировавшемуся за последние годы запросу на развитие российских городов, отвечать принципам устойчивого развития и систематизировать работу с городом как с объектом комплексного развития. Для решения проблем, связанных с современными вызовами развития российских городов, будущие специалисты в области городского планирования получат необходимый аналитический, правовой, управленческий и концептуальный инструментарий.

Основой образовательного процесса является соединение передовых технологий городского пространственного планирования и современного междисциплинарного научного знания о городах.

Образовательная программа опирается на три ключевых принципа, которые должны быть заложены в основу профессии городского планировщика:

- комплексный аналитический подход к стратегическому планированию и принятию решений;

- междисциплинарность профессиональной деятельности;

- сочетание командной проектной работы и индивидуальной ответственности в ходе принятия решений.

Идеология образовательной программы ориентирована на новые подходы ООН Хабитат (Программа ООН по населенным пунктам) в области городского и территориального планирования, которые призваны способствовать устойчивому развитию, в свою очередь, тесно связанному с тремя взаимодополняющими компонентами: социальным развитием и интеграцией, устойчивым экономическим ростом и охраной и рациональным использованием окружающей среды.

Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные и общепрофессиональные компетенции (определены в ОС по  направлению подготовки).

Профессиональные компетенции, которыми обладают выпускники ОП «Городское планирование»:

- способность разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления;

- способность организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа;

- способность координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений;

- способность проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне;

- способность рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации

Потенциальными ключевыми работодателями – потребителями выпускников образовательной программы являются:

- государственные, муниципальные и частные консалтинговые, дизайнерские, архитектурные, градостроительные проектные организации, аналитические центры;

- органы местного самоуправления и государственной власти, государственные и муниципальные учреждения;

- средства массовых коммуникаций, связанные с вопросами городского и регионального развития.

Programme Modules

Образовательная программа «Городское планирование» имеет следующую структуру учебного плана.

1. Дисциплины общего цикла предназначены для развития общей культуры студентов и включают в себя дисциплины по безопасности жизнедеятельности, физической культуре, психологии, истории, правовой грамотности.

2. Дисциплины профессионального цикла, в том числе дисциплины по выбору, – это совокупность дисциплин, направленных на формирование знаний и компетенций по основному направлению подготовки образовательной программы, они формируют теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента.

С учетом междисциплинарного характера образовательной программы студентам предлагается для изучения дисциплины по 6 направлениям:

- новая география: изучение пространства через оптику осмысления и освоения его человеком, умение работать с картами и геоинформационными системами, развитие пространственного мышления (социально-экономическая география, страноведение и география городов, методы пространственного анализа городских данных, теории развития городов и их систем, территориальное планирование и планировка территории на основе выявления пространственной структуры города и т.д.);

- экономика: развитие экономического мышления, навыков оценки эффектов городских проектов, финансовое моделирование, понимание рынка недвижимости и земельных ресурсов (экономика, экономика города, жилищная экономика и жилищная политика, экономика транспорта, эффективность общественных расходов);

- социальные науки: социология, социология города, демография, история городов России;

- менеджмент: развитие проектного мышления, навыков оценки реализуемости и сопровождения проекта на всех этапах, навыки успешной презентации (управление проектами, основы девелопмента, брендинг территорий, стратегический менеджмент);

- архитектура и градостроительство: развитие навыков работы с физическим пространством города, понимание ценности сложившегося городского пространства и архитектуры (история архитектуры и градостроительства, компьютерная графика, градостроительное проектирование и морфология городских пространств, территориальное планирование и планировка территории);

- инструменты управления территориальным развитием: местное самоуправление, городское стратегическое планирование,  правовое регулирование градостроительной деятельности, транспортное планирование.

Так же предполагается обучение  в рамках специального проектного семинара с 1 по 4 курс, научно-исследовательского семинара с 1 по 5 курс.

3. Дополнительный профиль (Minor) – это учебный цикл, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. Майнор реализуется как выбор обучающимися ряда дисциплин (либо связанных друг с другом содержательно, либо не связанных — в последнем случае это Свободный майнор).

4. Практика(и), проектная и научно-исследовательская работа предполагают участие в реализации проекта на 4 курсе, практиках на 2, 4 и 5 курсах, написание и защиту курсовых работ на 3 и 4 курсах.

5. Итоговая аттестация представляет собой защиту выпускной квалификационной работы. 

6. Дополнительной опцией к образовательной программе является возможность бесплатно факультативно изучать английский язык всем студентам на 1-2 курсах, включая студентов, обучающихся на коммерческой основе. 

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. There is a specially designed Physical Education course available for such students (Syllabus of the adapted Physical Education course). Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Urban Planning'

Go to Programme Contents and Structure