• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт образовательной программы

Обучение ведется по направлению

07.03.04 Градостроительство

Утверждение программы
Протокол заседания ученого совета № 10 от 28.09.2018 г.
Дата обновления паспорта
31.07.2023, Протокол №3 заседания Академического совета факультета городского и регионального развития
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

5 лет

Очная форма обучения, 300 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Специализации

2024/2025 учебный год

Аналитика городских данных

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Разработка городских проектов

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

Управление городскими проектами

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр

2023/2024 учебный год

Аналитика городских данных

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:
ПК-1

Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления.

ПК-5

Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации.

Характеристика образовательных модулей:
Особенность этого трека заключается в специализации на прикладных инструментах аналитики, прогнозирования и моделирования городского развития. Основные навыки включают в себя программирование, широкое использование комплексных методов пространственного анализа данных, применение продвинутых математических и статистических методов.

Разработка городских проектов

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:
ПК-1
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления.
ПК-2
Способен организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа.
ПК-3
Способен координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений.
ПК-4
Способен проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне.
ПК-5
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации.
Характеристика образовательных модулей:
Данная специализация нацелена на подготовку профессионалов в сфере территориального планирования городов. Акцент сделан на разработке решений развития территорий, пространственного планирования, проектов планировок территорий и застройки, а также реализации архитектурно-строительных проектов.

Управление городскими проектами

Язык реализации: Русский и английский
Применение электронного обучения и дистанционных технологий: С применением
Квалификация выпускника: Бакалавр
Характеристика профессиональной деятельности:
ПК-1
Способен разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления.
ПК-2
Способен организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа.
ПК-3
Способен координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений.
ПК-4
Способен проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне.
ПК-5
Способен рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации.
Характеристика образовательных модулей:
Специализация концентрируется на системе принятия решений в городском управлении, внедрении и управлении городскими программами и проектами. Выпускники специализации владеют методами стратегического планирования городского развития. Специализация также включает в себя обладание компетенциями разработки правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования, муниципальных и городских программ.
Конкурентные преимущества программы

Цель (миссия) образовательной программы – подготовка специалистов, обладающих междисциплинарным комплексом знаний и навыков, необходимых для обеспечения развития городских и неурбанизированных территорий, в том числе, стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования и разработки планировочных документов. Акцент в образовательном процессе будет сделан на развитие у студентов умений искать и достигать баланс интересов различных агентов городского развития и использовать комплексный аналитический подход к управлению пространственным развитием городов.

Актуальность создания новой образовательной программы обусловлена ростом требований государства и граждан к качеству управленческих решений в области пространственного развития городов. В настоящее время эти задачи, как правило, выполняют специалисты-градостроители, получившие образование по направлению «Архитектура», которое дает лишь часть необходимых знаний и навыков – в первую очередь, объемно-планировочных, а не управленческих и экономических.

Образовательная программа «Городское планирование» призвана подготовить специалистов, чьи знания и навыки будут соответствовать сформировавшемуся за последние годы запросу на развитие российских городов, отвечать принципам устойчивого развития и систематизировать работу с городом как с объектом комплексного развития. Для решения проблем, связанных с современными вызовами развития российских городов, будущие специалисты в области городского планирования получат необходимый аналитический, правовой, управленческий и концептуальный инструментарий.

Основой образовательного процесса является соединение передовых технологий городского пространственного планирования и современного междисциплинарного научного знания о городах.

Образовательная программа опирается на три ключевых принципа, которые должны быть заложены в основу профессии городского планировщика:

- комплексный аналитический подход к стратегическому планированию и принятию решений;

- междисциплинарность профессиональной деятельности;

- сочетание командной проектной работы и индивидуальной ответственности в ходе принятия решений.

Идеология образовательной программы ориентирована на новые подходы ООН Хабитат (Программа ООН по населенным пунктам) в области городского и территориального планирования, которые призваны способствовать устойчивому развитию, в свою очередь, тесно связанному с тремя взаимодополняющими компонентами: социальным развитием и интеграцией, устойчивым экономическим ростом и охраной и рациональным использованием окружающей среды.

Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Профессиональные компетенции определяются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда, обобщения зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники.

В результате освоения ОП у выпускника НИУ ВШЭ формируются также универсальные и общепрофессиональные компетенции (определены в ОС по  направлению подготовки).

Профессиональные компетенции, которыми обладают выпускники ОП «Городское планирование»:

- способность разрабатывать концепции проектов, программ, предложений в области городского планирования и управления;

- способность организовывать и планировать этапы работы по территориальному планированию, определять цели и задачи каждого этапа;

- способность координировать, ставить задачи и планировать работу коллектива в контексте градостроительных отношений;

- способность проводить оценку и вносить предложения по совершенствованию систем управления и администрирования градостроительной деятельностью на местном и региональном уровне;

- способность рационально выбирать методы и инструменты управления городским развитием, направления градостроительной политики и технологий градостроительства, консультировать органы власти по данным вопросам, готовить заключения и рекомендации

Потенциальными ключевыми работодателями – потребителями выпускников образовательной программы являются:

- государственные, муниципальные и частные консалтинговые, дизайнерские, архитектурные, градостроительные проектные организации, аналитические центры;

- органы местного самоуправления и государственной власти, государственные и муниципальные учреждения;

- средства массовых коммуникаций, связанные с вопросами городского и регионального развития.

Характеристики образовательных модулей программы

Образовательная программа «Городское планирование» имеет следующую структуру учебного плана.

1. Дисциплины общего цикла предназначены для развития общей культуры студентов и включают в себя дисциплины по безопасности жизнедеятельности, физической культуре, психологии, истории, правовой грамотности.

2. Дисциплины профессионального цикла, в том числе дисциплины по выбору, – это совокупность дисциплин, направленных на формирование знаний и компетенций по основному направлению подготовки образовательной программы, они формируют теоретическую основу будущей профессиональной деятельности студента.

С учетом междисциплинарного характера образовательной программы студентам предлагается для изучения дисциплины по 6 направлениям:

- новая география: изучение пространства через оптику осмысления и освоения его человеком, умение работать с картами и геоинформационными системами, развитие пространственного мышления (социально-экономическая география, страноведение и география городов, методы пространственного анализа городских данных, теории развития городов и их систем, территориальное планирование и планировка территории на основе выявления пространственной структуры города и т.д.);

- экономика: развитие экономического мышления, навыков оценки эффектов городских проектов, финансовое моделирование, понимание рынка недвижимости и земельных ресурсов (экономика, экономика города, жилищная экономика и жилищная политика, экономика транспорта, эффективность общественных расходов);

- социальные науки: социология, социология города, демография, история городов России;

- менеджмент: развитие проектного мышления, навыков оценки реализуемости и сопровождения проекта на всех этапах, навыки успешной презентации (управление проектами, основы девелопмента, брендинг территорий, стратегический менеджмент);

- архитектура и градостроительство: развитие навыков работы с физическим пространством города, понимание ценности сложившегося городского пространства и архитектуры (история архитектуры и градостроительства, компьютерная графика, градостроительное проектирование и морфология городских пространств, территориальное планирование и планировка территории);

- инструменты управления территориальным развитием: местное самоуправление, городское стратегическое планирование,  правовое регулирование градостроительной деятельности, транспортное планирование.

Так же предполагается обучение  в рамках специального проектного семинара с 1 по 4 курс, научно-исследовательского семинара с 1 по 5 курс.

3. Дополнительный профиль (Minor) – это учебный цикл, представляющий дополнительную образовательную траекторию для обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению. Майнор реализуется как выбор обучающимися ряда дисциплин (либо связанных друг с другом содержательно, либо не связанных — в последнем случае это Свободный майнор).

4. Практика(и), проектная и научно-исследовательская работа предполагают участие в реализации проекта на 4 курсе, практиках на 2, 4 и 5 курсах, написание и защиту курсовых работ на 3 и 4 курсах.

5. Итоговая аттестация представляет собой защиту выпускной квалификационной работы. 

6. Дополнительной опцией к образовательной программе является возможность бесплатно факультативно изучать английский язык всем студентам на 1-2 курсах, включая студентов, обучающихся на коммерческой основе. 

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Городское планирование»

Перейти к содержанию программы