This new column ‘HSE. Basis’ is about the history of the buildings the university occupies today. The first article is about number 8 Pokrovsky Boulevard which at various times has been a famous girl’s gymnasium, the apartment of the animalist painter Stepanov, and the editorial offices of the Great Soviet Encyclopedia.

Property of the Medyntsevs

Portrait of Vassily Medyntsev by Viktor Bobrov
1867, Tretyakov Gallery

The houses on this part of Pokrovsky Boulevard appeared on the Moscow map in the second half of the 19th century. The Boulevard was first created in the 1820s along the line of the walls of Bely Gorod. The new land opened up for development when the ancient white fortifications were dismantled by Catherine the Great was scooped up by Moscow’s merchants but the lots where numbers 6 to 8 now stand stayed empty for along while.

In the second half of the 19th century a large part of the land at the top of the Boulevard was bought by hereditary freeman of the city and member of the 1st merchant’s guild, Vassily Alexeevich Medyntsev. V. & P. Medyntsev Brothers and Co. traded in silk and brocade fabrics. The Medyntsev brothers owned gold-cloth and textile factories in Vyshny Volochyok (Tver oblast) and apartment buildings in Moscow. All the brothers were on friendly terms with another merchant family - the Tretyakovs, they enjoyed music, theatre and literature and were patrons of the arts. Vassily Medyntsev helped the artist Viktor Bobrov who painted this famous portrait.

In 1878 Medyntsev built what is now number 6 Pokrovsky Boulevard designed by the architect Dmitri I. Pevnitsky. Number 8 was built in 1881, the year Medyntsev died. It was a three-storey mansion with six windows which now forms the right hand side of the current building. The facades were eclectic with classical elements. The left-hand side of the building had an entrance into the inner courtyard. The building was completed by the subsequent owner, Vassily’s son, Nikolai Medyntsev. The new building was conceived to be apartments and an educational establishment.

In 1894 a new extension designed by the architect Flegont F. Voskresensky was added on the left hand side of the building and the two buildings became one with an entrance in the middle. With a few minor changes, the building has survived to this day.

Voskresensky is famous in Moscow for his brilliant buildings in the art nouveau style, but on the Boulevard he was presented with a different challenge - to create a building that would blend in organically with the existing structure, combining the old and the new parts with a single decorative solution.

The ‘M’ Monogram

At first glance the building looks symmetrical but slight deviations in the design avoid the facade becoming monotonous and make the building elegant and remarkable. Even in the courtyard the asymmetrical theme echos in the brickwork frieze at the top of the walls. 

The older part of the building has kept some of its finery in the entrance way, most notably in the tousled atlantes or rather satyrs with comical bellies. Their expressive plaster cast figures flow into the plant designs in the plaster work on the ceiling.

Another notable part of the interior is the Roman mosaic floor at the bottom of the staircase. Its sharply defined look fits beautifully with the grand but slightly grotesque style of the entrance.

Some of the original plasterwork is still visible on the main staircase.

The entrance on the later, left-hand side of the building is more austere but it has a remarkable, decorative cast iron stair rail. The energetically outlined twists of different sizes form a clear pattern up the entire flight. The monogrammed letter ‘M’ for Medyntsev is at the centre of the design and appears with variations on the different floors.

As soon as the new building was completed in 1881, before it was altered by F. F. Voskresensky, tenants moved into the apartments and Olga Vinogradskaya’s gymnasium for girls began its long life here.

The Vinogradskaya Gymnasium for Girls

Portrait of Olga Vinogradskaya
1911, from “Moskovskiye obyvately” (Moscow People) by Mikhail Vostryshev

Olga Afinogenovna Vinogradskaya devoted her entire life to the education of women in Russia. Born in St Petersburg in 1853, she was educated in Moscow and trained to be a teacher. In the 1880s she became the head of a school for orphaned girls from Bulgaria and Serbia which joined forces with the boarding house of Madame Kerkoff. In 1883 together with Kerkoff, Vinogradskaya moved into the new Medyntsev building on Pokrovsky Boulevard where she opened her own gymnasium for girls. As well as running the school, Vinogradskaya taught Russian language and literature until her death in 1914.

At first, Vinogradskaya’s establishment was called a school for girls but in 1902 it was given gymnasium status and became one of the most famous in Moscow. Some of its teachers were well-known figures and professors like the historians Alexander Kizevetter and Matvei Lyubavski, the psychologist and philosopher Pavel Blonsky, the physicist Mikhail Konovalov and Ulrich Avranek who taught music there before he became a famous opera chorus master.

The girls were taught religion, Russian, Old Church Slavonic, mathematics, geography, natural history, physics, Russian and world history and mathematical geography. Optional subjects for examination were French, German and drawing. Girls who passed the final exams were permitted to teach privately and in primary education.
 
The gymnasium became so popular, the space in Medyntsev’s house was no longer big enough and in 1910 the Medyntsev’s built what is now number 8, building 1A, Pokrovsky Boulevard especially to accommodate the school. It was designed by the architect Zverev and the two buildings were joined by a bridge on the second floor which is currently out of use.

From 1911 - 1915 the daughter of Alexei Stepanov, an artist of the Peredvizhniki (wanderers) movement, studied in the new gymnasium building. Her mother, Ludmilla, was a daughter of the Medyntsev family.

Portrait of Nikolai Medyntsev by the husband of his youngest daughter, Alexei Stepanov
1902, the painting is in the Tver oblast picture gallery

Nikolai Vassilievich Medyntsev, owner of the building, was married to Alexandra Yermakova the daughter of an industrialist who spent the end of his days doing exclusively charitable work. The Medyntsev has only one son, Nikolai and five daughters - Maria, Alexandra, Margarita, Anna and Ludmilla.
 
Nikolai himself, like his father, was a successful merchant and a collector of Russian paintings and he supported many artists. In 1894 he went travelling with his family to Germany, Switzerland, France and Northern Italy. Nikolai invited the artist Alexei Stepanov, a graduate of the Moscow school of painting and sculpture to go along with them. A year later Stepanov married Ludmilla and the young couple moved into an apartment in 8 Pokrovsky Boulevard.

Stepanov, like his fellow artist and life-long friend Levitan, is considered a master of Russian lyrical landscape painting. In 1899 he was leader of the so called “animal class” at the Moscow school of painting and sculpture. Many famous artists including Serov and Nesterov rated Stepanov’s talent as an animalist very highly.

Description of Stepanov’s studio by Vladimir Gilyarsky in ‘Young Artists’:

“...A. S. Stepanov’s studio at the School of Painting was in an annex on the right of the gate on Yushkov Lane. A huge, oddly-shaped room, it was cold and smokey from the stove. In the middle of the room some animal or other sat on the dunnage - a goat, sheep, dog, cockerel...or, a fox! Nimble, with merry eyes, it would sit there, looking around; then it wanted to lie down but a student tearing himself away from the easel pokes its leg or head with a rod, coaxing threateningly, and foxy sits back in its original pose. All around the students paint her and Stepanov goes among them, commenting and showing them how to do it.

Stepanov’s students were remarkably quiet and modest as he himself was. And it seemed as though foxy sat, quietly and submissively, calmed by their ten peaceful eyes and obedient, almost consciously obedient, under their influence…”

Stepanov made his debut in the Peredvizhniki exhibition with ‘Elk’
1889, Tretyakov Gallery

After 1917

After the revolution what had been the Medyntsev house remained an apartment building until the middle of the 20th century. There were more than twenty apartments with extremely varied inhabitants. Factory workers lived alongside academic researchers, the conductor from the Buff theatre and until 1926 the owner of a bakery, Vassily Pulfer were neighbours. One of the founders of Soviet cytochemistry Grigory Roskin who researched biotherapy for cancer lived here until the 1930s. His neighbours were the Broides - father and son. Mikhail (Mendel) Danilovich Broide was a merchant of the 1st guild who owned a house on the corner of Zabelin and Starosadskaya Street not far from Pokrovsky Boulevard. His son, Lev Mihailovich studied medicine at Moscow University and went to work as a researcher in the medical chemistry laboratory at MSU. He fought in the Civil war and afterwards became a research fellow in the biochemistry department. The Broides moved to number 8 Pokrovsky Boulevard after their own house was requisitioned and lived there until the 1930s when Mikhail Danilovich was exiled to Syktyvkar and Lev Mikhailovich was sent to work in Kazan University.

Elizaveta G. Worledge, concertmistress at the Stanislavsky State Opera studio lived on the upper floor. Stanislavsky rated her musical work on the opera Evgeny Onegin very highly. Worledge was obliged to become a teacher in 1928 and had to move away from the house.

From 1945 both buildings were occupied by the Ministry of Taste Manufacturing which three years later was renamed the Ministry of Food Production and moved to another location. The buildings then housed the publishing and central editorial offices of the Great Soviet Encyclopedia. In 2004 what had become the Great Russian Encyclopedia was in the old gymnasium building and the Medyntsev’s building was once again residential.

The current owners are conserving Medyntsev’s heritage, maintaining the facade and interior in good condition. The building was sorely neglected when they took over but they have restored it with great care repairing its original features wherever possible.

 

The HSE has been renting the building since 2011.

 

Author: Anastasia A. Solovyova
Art historian, historian of Moscow. Author of Litsa rossiiskoi istorii: kolleksia portretov (Faces of Russian History: A Collection of Portraits); director of a film-walk Ot Kremlya do Novodevichy (From the Kremlin to Novodevichy), 1997; Research editor on Lubiansky Triugolnik (Lubianka Triangle), by A.V. Kolosov. Anastasia Solovyova has studied and written about the bells of Moscow and is a tour guide for ‘Moscow that isn’t there’ and a contributing author to the website ‘Get to know Moscow’.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Покровский бульвар, 8


В разное время в доме № 8 на Покровском бульваре располагались знаменитая женская гимназия Виноградской, квартира художника-анималиста Степанова и редакция «Большой советской энциклопедии».

Владение Медынцевых

Портрет Василия Медынцева работы художника Боброва.
1867 г. Государственная Третьяковская галерея

Жилые строения в этой части Покровского бульвара, в том числе и дом № 8, появились на карте Москвы лишь во второй половине XIX века. Сам Покровский бульвар был устроен в 1820-е годы. До этого здесь проходила стена Белого города. Вновь образовавшиеся после сноса древней крепостной стены территории в начале XIX века стали активно скупать представители московского купечества, но участок нынешних домов № 6-8 довольно долго пустовал.

Во второй половине XIX века значительную территорию ближе к началу бульвара купил потомственный почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Василий Алексеевич Медынцев. Фирма «В. и. П. братья Медынцевы и К°» успешно торговала шелковыми и парчовыми тканями. Братья Медынцевы владели золототкаными и текстильными фабриками в Вышнем Волочке и доходными домами в Москве. Все братья Медынцевы состояли в дружеских отношениях с купеческой семьей Третьяковых, увлекались музыкой, театром, литературой, покровительствовали художникам. Василий Алексеевич помогал художнику Виктору Алексеевичу Боброву, написавшему известный портрет Медынцева.

В 1878 году Медынцев построил на приобретенном участке Покровского бульвара нынешний дом № 6 по проекту архитектора Дмитрия Ивановича Певницкого. В 1881 году, в год смерти Медынцева, был построен следующий дом, № 8, по проекту того же архитектора. Он представлял собой трехэтажный, в шесть окон особняк, составляющий правую половину нынешнего дома. Фасады его были решены в стиле эклектики с использованием классических элементов. В левой части здания имелся проезд во двор. Строительство было закончено уже при следующем владельце — сыне Василия Алексеевича Николае Васильевиче Медынцеве. Новый дом задумывался как доходный — для квартир и учебного заведения.

В 1894 году к дому слева был пристроен новый объем по плану архитектора Флегонта Флегонтовича Воскресенского. Оба здания стали представлять собой одно целое с проездным проемом посередине. С небольшими изменениями дом дожил до наших дней.

Воскресенский известен в Москве в первую очередь великолепными постройками модерна. Но здесь, на бульваре, перед ним была другая задача — органично вписать здание в уже имеющуюся застройку, объединив старый и новый объемы единым декоративным решением.

Вензель «М»

Основные членения фасада строго симметричны и подчеркнуты тремя вертикальными осями с имитацией ризалитов, оформленных рустованными пилястрами. Размеры ризалитов одинаковы, но элементы декора отличаются. Каждый этаж разделен горизонтальными тягами, вместе с ризалитами они как бы делят фасад на сегменты в один этаж высотой и в пять окон шириной. 

И каждый такой сегмент представляет собой совершенно самостоятельную, отличную от других декоративную поверхность. На сравнительно небольшой плоскости фасада использованы шесть различных принципов оформления окон. Нижний этаж здания рустован, но рустом двух видов. Верхние этажи имеют лепные украшения то в виде мелких геометрических форм, то в виде классицистических декоративных узоров. Наличники обрамляют окно то целиком, то фрагментарно, сандрики окон то отсутствуют, то вдруг акцентированы или выступают треугольником. Два входа в здание также асимметричны: один ближе к центру, другой в боковом ризалите. Крайний подъезд венчает балкон — единственный во всем здании, служащий одновременно и козырьком над входом с полуциркульным завершением.

Все эти различные элементы применены в декоре крайне деликатно. На первый взгляд здание кажется выдержанным в строгой симметрии, а легкие расхождения в декоре лишают фасад монотонности и делают дом нарядным и примечательным.

Даже на дворовом фасаде с единственным украшением в виде фигурного фриза из кирпичной кладки применен тот же декоративный принцип асимметрии. Во двор выходит и черная лестница, пристроенная слева к основному объему.

В более старой части здания, построенной в 1881 году, сохранилось пышное убранство парадного. Главным его украшением служат фигуры косматых атлантов, скорее, сатиров со смешными животиками. Их верхняя часть вылеплена объемно, почти натуралистично, нижняя часть закрыта уплощенной рельефной драпировкой, перевязанной пышным бантом. Выразительные фигуры атлантов соединяют лепные фризы потолка с растительным орнаментом. 

Другой примечательной частью интерьера является римская мозаика пола перед лестницей. Ее четко очерченный узор прекрасно вписывается в общее солидное и помпезное, но с деликатной долей гротеска оформление подъезда.
Разнообразные лепные украшения сохранились и на стенах главной лестницы.

Оформление парадного более позднего левого крыла не имеет ни лепнины, ни мозаики. Пожалуй, главным ее украшением является весьма примечательная кованая решетка лестницы.

Энергично очерченные завитки разных размеров образуют четко читающийся рисунок решетки на протяжении всех пролетов. Отличительной чертой решетки является наличие в середине каждого пролета вплетенного в узор решетки вензеля «М» — начальной буквы фамилии владельцев дома Медынцевых. Причем буква «М» на пролете первого этажа имеет несколько отличный графический рисунок, чем вензель решетки следующих этажей.

Сразу же после постройки нового дома в 1881 году, еще до его переделки Ф.Ф. Воскресенским, здание заняли жильцы и женская гимназия Ольги Виноградской, просуществовавшая здесь долгие годы.

Гимназия Виноградской

Портрет Ольги Виноградской.
1911 г. Из книги Михаила Вострышева «Московские обыватели»

Ольга Афиногеновна Виноградская всю жизнь посвятила делу женского образования в России. Родилась она в Петербурге в 1853 году, но, когда ей было 13 лет, семья переехала в Москву. Здесь Ольга Афиногеновна получила образование и приступила к педагогической деятельности. Работая в различных детских садах, начальных классах гимназий, она совершенствовала свои знания и получала необходимый опыт. В 1880-х годах она стала начальницей школы для девочек-сирот болгар и сербов, которая вскоре слилась с пансионом госпожи Керкоф. В 1883 году Виноградская вместе с пансионом переехала в новый дом Медынцева на Покровском бульваре. Здесь она открыла свою собственную женскую гимназию, где, помимо общего руководства, преподавала русский язык и литературу вплоть до самой смерти в 1914 году. 

Первоначально учебное заведение Виноградской называлось школой для девочек, но уже в 1902 году она получила статус женской гимназии и стала одной из самых известных в Москве. В ней преподавали видные деятели, профессора, такие как историки Александр Кизеветтер и Матвей Любавский, психолог, философ Павел Блонский, физик Михаил Коновалов и другие. Музыкальные уроки вел в будущем известный оперный хормейстер Ульрих Авранек. 

Девочки-гимназистки изучали закон Божий, русский и церковнославянский языки, математику, географию всеобщую и русскую, естественную историю, физику, русскую и всеобщую историю, математическую географию. Из необязательных предметов желающие успешно сдать выпускные экзамены учили немецкий, французский языки и рисование. По окончании девушки, прошедшие экзаменационное испытание, получали право быть учительницами на дому и в начальных классах училищ.
 
Приобретая все большую популярность, гимназия уже не вмещала в отведенные помещения в доме Медынцева всех желающих. В 1910 году рядом по бульвару Медынцевы выстроили новое здание специально для гимназии по проекту архитектора Зверева (нынешний адрес — Покровский бульвар, д. 8, стр. 1А). И два дома на уровне второго этажа были соединены переходом, сейчас не использующимся.

При поступлении в гимназию родители должны были представить свидетельство о рождении дочери и личное заявление. В Центральном историческом архиве Москвы хранится следующее заявление (ф. 245, оп. 1, ед. х. 17, л. 299):

Госпоже начальнице Московской женской 
гимназии О.А. Виноградской от жены Академика 
живописи Людмилы Николаевны Степановой.

 

Прошение

Желаю определить в женскую гимназию О.А. Виноградской мою дочь Екатерину Степанову в старший преготовительный класс, родившуюся 24 октября 1903 года и до сего времени обучавшуюся дома, в число учениц.

 

1911 г. 21 апреля.

Место жительства имею против Покровских казарм, дом наследниц Медынцевой.

С 1911 по 1915 год в новом здании гимназии училась дочь художника-передвижника Алексея Степанова и его жены Людмилы, урожденной Медынцевой.

Этот портрет Николая Медынцева написал муж его младшей дочери художник Алексей Степанов.
1902 г. Тверская областная картинная галерея

Владелец дома купец Николай Васильевич Медынцев был женат на Александре Ермаковой, дочери промышленника, к концу жизни занимавшегося исключительно благотворительностью. У Медынцевых были единственный сын Николай и дочери Мария, Александра, Маргарита, Анна и Людмила.
 
Сам Николай Васильевич, как и его отец, был не только успешным купцом, но и коллекционером русской живописи, оказавшим помощь многим художникам. В 1894 году он вместе с семьей отправился в путешествие по Германии, Швейцарии, Франции и Северной Италии. С собой в поездку он пригласил выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества художника Алексея Степанова. А через год состоялась свадьба младшей дочери Медынцевых Людмилы и молодого художника. Молодожены поселились на Покровском бульваре в доме № 8, в той его части, что была отведена под квартиры.

Художник-передвижник Степанов наряду с Левитаном, с которым он дружил всю жизнь и жил по соседству (Б. Трехсвятительский пер., д. 3), считается мастером русского лирического пейзажа. Помимо этого, с 1899 года он руководил так называемым «классом животных» в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Талант анималиста Степанова ценили многие известные художники, в том числе Серов и Нестеров. 

Описание мастерской Степанова в рассказе Владимира Гиляровского «Начинающие художники»

…Мастерская А.С. Степанова в Училище живописи помещалась во флигельке, направо от ворот с Юшкова переулка. Огромная несуразная комната. Холодно. Печка дымит. Посредине на подстилке какое-нибудь животное: козел, овца, собака, петух... А то — лисичка. Юркая, с веселыми глазами, сидит и оглядывается; вот ей захотелось прилечь, но ученик отрывается от мольберта, прутиком пошевелит ей ногу или мордочку, ласково погрозит, и лисичка садится в прежнюю позу. А кругом ученики пишут с нее, и посреди сам А.С. Степанов делает замечания, указывает.

Ученики у А.С. Степанова были какие-то особенные, какие-то тихие и скромные, как и он сам. И казалось, что лисичка сидела тихо и покорно оттого, что ее успокаивали эти покойные десятки глаз, и под их влиянием она была послушной, и, кажется, сознательно послушной…

С картиной «Лоси» художник Степанов дебютировал на выставке передвижников.
1889 г. Государственная Третьяковская галерея

Первая картина, с которой Степанов дебютировал на выставке передвижников, называлась «Лоси», и ее сразу приобрел Павел Третьяков. С этих пор у Степанова появилась своеобразная подпись на посланиях друзьям. Если он не заставал кого-нибудь дома, то оставлял листок не с запиской, а с рисунком лося, и все безошибочно определяли визитера. 
Друзей у Алексея Степановича было много. Помимо перечисленных к нему на Покровский бульвар часто заходили братья Коровины, Абрам Архипов, ученики Степанова Павел Корин, Аркадий Пластов и многие другие. Все они были знакомы с его дочерью Катериной, которую Степановы определили в гимназию Виноградской. А после смерти художника в 1923 году его вдова и дочь остались практически без средств. Тогда художник Нестеров выхлопотал для них пенсию.  

Из письма Михаила Васильевича Нестерова

В Совет Государственной Третьяковской галереи

Москва, 3 мая 1927 г. 

Настоящим прошу обратить внимание Закупочной комиссии Совета Третьяковской галереи на картины, оставшиеся после смерти академика А.С. Степанова, художника, признанного Академией, П.М. Третьяковым, признаваемого до наши дней: еще год назад семья А.С. Степанова получила приглашение дать на выставку и конкурс Института Карнеги в Америке картину А.С. «Качели» (последнего периода его деятельности, в галерее не имеющихся). Вдова А.С. Степанова, Людмила Николаевна, до сих пор пенсии не получает и нуждается. Адрес ее — Покровский бульвар, д. 8, кв. 8.

После 1917 года

До середины XX века уже бывший дом Медынцевых — последним его владельцем был Николай Николаевич Медынцев оставался жилым. В доме было чуть более двадцати квартир, и состав их жильцов был весьма разнороден. Рядом с сотрудниками научных институтов жили работники фабрик, был также дирижер театра «Буфф», до 1926 года — владелец булочной Василий Пульфер. До 1930-х годов в доме жил один из основоположников советской цитохимии, работавший в области исследования биотерапии рака,   Григорий Роскин. Его соседями были отец и сын Броуде. Михаил (Мендель) Данилович Броуде был купцом 1-й гильдии, имевшим до 1917 года дом на углу улицы Забелина и Старосадского переулка, недалеко от Покровского бульвара. Его сын — советский химик Лев Михайлович Броуде  получил образование на медицинском факультете Московского университета, по окончании которого стал работать в медико-химической лаборатории МГУ. Участвовал в Гражданской войне, вернувшись, стал научным сотрудником на кафедре биологической химии МГУ. В доме на Покровском бульваре Броуде поселились после реквизиции их собственного дома. Прожили в нем до 1930-х годов — Михаила Даниловича выслали в Сыктывкар, Льва Михайловича направили на работу в Казанский университет.

Жильцом верхнего этажа была концертмейстер Государственной Оперной студии К.С. Станиславского Елизавета Георгиевна Ворледж. Ее первой и самой значительной работой в оперной студии было музыкальное создание оперы «Евгений Онегин», которое высоко оценил Станиславский. В 1928 году Ворледж была вынуждена уйти на преподавательскую деятельность и съехать из этого дома.

С 1945 года в бывшем доме Медынцевых и в соседнем доме (бывшей гимназии Виноградской) разместилось Министерство вкусовой промышленности, через три года оно стало называться Министерством пищевой промышленности и его перевели в другое место. А в освободившихся двух домах стали работать издательство и главная редакция «Большой Советской энциклопедии». В 2004 году у издательства (теперь «Большой Российской энциклопедии») остался один дом — бывшей гимназии, а дом Медынцевых вновь стал доходным.

Нынешние владельцы весьма бережно относятся к наследию Медынцевых, поддерживая декор фасада и интерьеров в прекрасном состоянии. Получив здание в сильно запущенном виде, они провели качественную реставрацию и надлежащий ремонт. Для увеличения внутренних площадей был надстроен мансардный этаж, видный только со двора. На уличном фасаде появились верхние этажи ризалитов, сильно выступающие над линией крыши, и верхний фриз с геометрическим рисунком. Это слегка нарушило первоначальный замысел архитектора — легкой асимметрии декоративной композиции, но внесло новый объединительный элемент.

Высшая школа экономики арендует здание с 2011 года. Здесь находятся:

Высшая школа урбанистики; Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий; Институт экономики транспорта и транспортной политики; отделение востоковедения факультета философии; Центр синергийной антропологии; Центр региональных исследований; Управление по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии; Управление инновационной деятельности