• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информационный листок НЭП: Платформенная занятость как способ заработка: кто считает платформы своей основной работой

На сайте Большого проекта «Экономическое поведение домашних хозяйств» опубликован новый выпуск информационного листка — НЭП: Новости экономического поведения на тему: «Платформенная занятость как способ заработка: кто считает платформы своей основной работой».

Photo by Kelly Sikkema on Unsplash

Photo by Kelly Sikkema on Unsplash

Появление цифровых платформ занятости трансформирует рынок труда, облегчая взаимодействие между индивидуальными поставщиками услуг или товаров (предложением труда) и конечными потребителями (спросом на труд). Платформы создают возможности для повышения экономической активности тех групп населения, которые по разным причинам не могли выйти на рынок труда — из-за недостатка времени, ограничений в мобильности или отсутствия спроса на конкретные квалификации на локальных рынках.

Предыдущие исследования НИУ ВШЭ показали, что для значительной части платформенных занятых это дополнительная деятельность по отношению к работе на «традиционном» рынке труда: по результатам опросов, трое из четырех россиян, с той или иной регулярностью включенных в платформенную занятость, таким образом подрабатывают. Но есть и те, для кого это основная занятость: по разным оценкам, в 2024 г. таких россиян было от 1,8 до 2,8 млн человек.

В настоящем выпуске информационного листка представлены результаты анализа характеристик людей, которые указали платформы в качестве своей основной работы, и мотивы их прихода на платформы, полученные на данных специальных выборочных обследований населения на тему платформенной занятости, проведенных НИУ ВШЭ в апреле 2022 г. и апреле 2024 г.

Ключевые выводы, к которым приходят авторы этого материала С.С. Бирюкова и О.В. Синявская, состоят в следующем:

  • По данным опросов НИУ ВШЭ, 4,1% россиян 18-72 лет в 2022 г. и 3,8% в 2024 г. в вопросе о своем текущем статусе определили себя как неработающих и в то же время отметили, что с той или иной степенью регулярности включены в платформенную занятость. Для них занятость с использованием платформ — единственный формат участия в рынке труда. Среди таких людей больше всего неработающих пенсионеров (42% этой группы в 2024 г.), временно безработных и ищущих подработки (17%), а также учащихся без регулярной занятости по найму (14%). Для этих групп платформенная занятость становится значимым инструментом повышения даже не занятости, а экономической активности — поскольку в противном случае они бы не вышли на рынок труда.
  • Среди тех, кто указывает платформенную занятость в качестве основной, больше по сравнению с другими группами занятых представлены молодежь в возрасте до 35 лет (и особенно — самые молодые группы, от 18 до 24 лет), студенты и лица с инвалидностью.
  • Занятые по основному месту работы через платформы существенно чаще работают в позднее вечернее время (30% платформенных занятых делают это несколько раз в неделю или каждый день, в то время как среди занятых по основному месту работы вне платформ аналогичный показатель составляет 16,4%), в выходные и праздничные дни (36% платформенных занятых по основному месту работы отмечают, что работают почти все выходные и праздники, вне платформенной занятости доля таких ответов составляет только 14,3%).
  • Необходимость работать в неурочное время, а также в выходные дни — обратная сторона возможности гибко организовывать график, подстраиваясь под личные обстоятельства, и работать дистанционно; компромисс, на который включенные в платформенную занятость работники готовы пойти, чтобы иметь возможность выйти на рынок труда и получать регулярный доход.

Подробнее — в полном тексте информационного листка: Скачать Выпуск 6 (июль 2025) "Платформенная занятость как способ заработка: кто считает платформы своей основной работой" (PDF, 2,44 Мб)