Барометр экономического поведения домашних хозяйств — третий выпуск 2025 года
Третий в 2025 г. выпуск ежеквартального Барометра экономического поведения домашних хозяйств представляет результаты статистического мониторинга потребительских расходов, динамики трудового и финансового поведения населения России в первой половине 2025 года. Также в его фокусе — тенденции двух последних десятилетий в области потребления, потребительское поведение молодежи, досуговое потребление, изучаемое через расходы, предпочтения и возрастные особенности бюджетов времени.
В основе представляемых материалов лежат данные оперативной статистики Росстата, статистики Банка России, а также материалы шести волн регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России в возрасте 18 лет и старше и реализуемого в НИУ ВШЭ с июня 2023 г. (далее — ЭПДХ ВШЭ) и онлайн-опроса представителей верхнего дециля по доходам.

Вот несколько ключевых выводов из исследований, представленных в выпуске «Барометра»:
- По данным Росстата на рынке труда в первой половине 2025 г. сохраняются общие тенденции предыдущих лет: устойчиво высокий уровень занятости населения при минимальных показателях общей и зарегистрированной безработицы. В структуре занятости по видам экономической деятельности (по основной работе) на протяжении двух последних лет устойчиво сокращается доля вовлеченных в строительство, торговлю, ремонт автотранспорта, финансы, страхование и деятельность по операциям с недвижимостью, а возрастает доля занятых в добыче полезных ископаемых, сфере здравоохранения и социальных услуг.
- Снижение показателей безработицы со второго квартала 2021 г. сопровождается устойчивым, хотя и менее выраженным, сокращением среднего времени поиска работы: если в июле 2021 г. оно составляло 6,1 месяца, то в нынешнем году — только 4,6 месяца. При этом соотношение числа размещенных резюме и открытых вакансий устойчиво возрастает, что может свидетельствовать о начавшемся охлаждении рынка труда. Особенно выражены эти тенденции в сферах креативных индустрий, консалтинга и информационных технологий. Сильный дефицит кадров сохраняется в отдельных отраслях, таких как торговля, медицина и фармацевтика.
- По данным Банка России, в первом квартале 2025 г. вложения в долговые ценные бумаги резидентов показали рекордное значение за весь наблюдаемый период (418,4 млрд руб.). Тем не менее срочные депозиты остаются основным инструментом инвестирования (объем размещенных средств на срочных депозитах в рублях составил 2 трлн руб.).
- Потребительское кредитование с ноября 2024 г. по июнь 2025 г. оставалось в зоне отрицательных значений, то есть погашение потребительских кредитов превышало выдачу новых. В июле эта тенденция прервалась, но пока рано делать выводы о дальнейшей динамике.
- По данным мониторингового обследования ЭПДХ-ВШЭ, доля российских домохозяйств, имеющих непогашенные кредиты, за время проведения исследования (с лета 2023 по весну 2025 гг.) уменьшилась с 22% до 19%. Это один из самых низких уровней проникновения банковских кредитов среди населения по сравнению с другими развитыми экономиками. Доля перекредитованных домохозяйств также сократилась (до 3,9% от всех опрошенных).
- Несмотря на то что стоимостная структура потребления российских домашних хозяйств стабильна, темпы роста физических объемов среднедушевого потребления разных групп товаров и услуг существенно различаются. В период с 2005 по 2022 г. физический объем потребления остался неизменным для алкоголя и табака и, напротив, вырос в три-шесть раз для здравоохранения, связи, организации отдыха и культурных мероприятий.
- Объем розничного товарооборота в первом полугодии 2025 г. увеличивался все более скромными темпами, и к середине года рост оценивался в 101-102% в годовом выражении в сопоставимых ценах. В 2025 г. темпы роста оборота продовольственных товаров устойчиво превышали аналогичные показатели по непродовольственным товарам.
- С конца 2024 г. индекс предпринимательской уверенности в секторе розничной торговли, рассчитываемый Росстатом, находится в отрицательной зоне значений, что отражает беспокойство игроков рынка по поводу замедления динамики продаж потребительских товаров.
- На протяжении 2025 г. потребительские настроения медленно приближаются к равенству положительных и отрицательных ожиданий. В августе 2025 г. Индекс потребительских настроений (ИПН) составил 103 пт. При этом сохраняется потенциал потребительского спроса населения, на который влияют геополитические надежды и ожидания.
- По данным опроса ЭПДХ-ВШЭ, большинство (60%) россиян не отмечают изменений в совокупном объеме расходов, в то же время данные фиксируют рост среднедушевых расходов, что отражает противоречие между субъективным восприятием и фактической динамикой. Это объясняется тем, что изменения происходят постепенно и, говоря о тратах за последние месяцы, респонденты не видят существенных перемен.
- По данным ЭПДХ-6 (апрель-май 2025 г.), молодые люди 18-30 лет при покупке стараются выбирать товары самого высокого качества (62%), предпочитают известные бренды (42%), отмечают важность новых модных трендов (27%). Молодежь больше любит сам процесс выбора товаров и совершения покупок (62% против 52% среди всех россиян), более спонтанна, ей более свойственен импульсивный, а не тщательно планирующий стиль потребления. Наконец, молодые люди реже называют низкую цену главным критерием при выборе товара: на этот параметр опирается примерно 30% молодежи и 43% взрослых россиян.
- По данным опросов населения, молодежь 18-24 лет — драйвер роста досугового потребления и ключевой потребитель таких досуговых благ, как питание вне дома, культурные мероприятия, организованный отдых. В этой же возрастной группе наблюдается наиболее активная включенность в социальные контакты: 30% россиян в возрасте 18-24 лет встречаются с родственниками и друзьями почти каждый день, еще 40% — не реже раза в неделю.
- Высокодоходная группа населения (свыше 200 тыс. руб. в месяц на человека) более явно демонстрирует ориентированное на досуг потребление и поведение: в первой половине 2025 г. 24% выборки высокодоходных россиян увеличивали культурные расходы в последние 3 месяца против 4% в общей выборке.
- Структура бюджетов времени населения имеет выраженные возрастные различия, которые тесно взаимосвязаны с ключевыми событиями, характеризующими разные этапы жизненного пути. У населения средних возрастов (25-59 лет) общий объем времени на досуг меньше, чем у старшего населения и молодежи 18-24 лет: 3 часа 43 минуты против 6 часов 11 минут и 4 часов 9 минут соответственно.
Скачать Выпуск 3 (сентябрь 2025 г.)
Материал подготовлен в рамках Большого проекта НИУ ВШЭ «Потребление и экономическое поведение домашних хозяйств в России, 2025-2027» (руководитель – к.э.н. О.В. Синявская; со-руководители - И.А. Груздев; Е.В. Кручинская).
Редактор выпуска – заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.
