• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурс портфолио позволяет оценить абитуриента комплексно: его интересы, профессиональные компетенции, достижения, мотивацию

Юлия Михаленко, студентка первого курса магистратуры «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании», рассказала о том, как она готовилась к поступлению.

Юлия Михаленко, студентка первого курса магистратуры «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»

Юлия Михаленко, студентка первого курса магистратуры «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании»

Выбор магистратуры

Я всегда считала, что можно проходить различные курсы и семинары, но систематический подход в обучении можно получить только в университете. Поэтому уже на третьем курсе я начала задумываться о поступлении в магистратуру. Стала активно участвовать в учебной жизни университета, чтобы к моменту выпуска иметь достаточно научных публикаций и иных достижений в академической сфере для повышения своих шансов на поступление.  В итоге в 2019 году я с отличием защитила диплом и получила степень бакалавра по направлению подготовки «Инноватика» в городе Самара. 


Я заранее знала, что хочу продолжить обучение в сфере инноваций, поэтому главный вопрос заключался именно в выборе университета, ведущего обучение по этому направлению подготовки. Изучив учебные планы, вступительные испытания и преподавательские составы программ нескольких вузов, я выбрала НИУ ВШЭ. 


Вышка оказалась для меня наиболее перспективным вариантом по нескольким причинам: 

1. Репутация университета и выпускников Вышки. Много положительных отзывов от студентов о качестве образования, востребованность выпускников на рынке труда. 

2. Сильный преподавательский состав. В отличие от многих других университетов, в ВШЭ много преподавателей-практиков.

3. Адаптированный к реалиям учебный план и дисциплины. Изучаются актуальные и современные управленческие подходы и инструменты. 

4. Вступительные испытания в формате конкурса портфолио. Это стало для меня решающим фактором. В отличие от экзаменов, где в основном требуется навык «зазубривания» наизусть теории, конкурс портфолио позволяет оценить абитуриента комплексно: его интересы, профессиональные компетенции, достижения, мотивацию.


Траектория поступления и вступительные испытания

Поступления я разбила для себя на несколько этапов: 

1. Изучение состава и критериев оценивания портфолио на сайте учебной программы. Очень удобным оказалось, что у каждой образовательной программы в ВШЭ есть свой сайт, где можно легко и быстро найти всю необходимую для поступления информацию. 


2. Подготовка портфолио. Я систематизировала и собрала в одном архиве все свои достижения за время обучения в бакалавриате: научные статьи, сертификаты об участии в конференциях, дипломы научных конкурсов и другие документы, которые могли бы подтвердить мои достижения. Документы я подавала полностью дистанционно через личный кабинет абитуриента на сайте приемной комиссии НИУ ВШЭ (https://ma.hse.ru).


3. Написание мотивационного письма на английском языке. Одним из важнейших элементов вступительного испытания для было мотивационное письмо. Для его написания я провела небольшое исследование о том, как строится структура письма и что обычно пишут абитуриенты при поступлении в престижные американские и английские университеты. Также на протяжении всего лета я занималась с репетитором, так как знала, что часть дисциплин в учебном плане будет проходить на английском языке.


4. Прохождение собеседования. Пройти собеседование можно было как офлайн, так и онлайн через Skype. Для себя я решила, что лучше справлюсь с волнением, если поеду в Москву и лично поговорю с членами приемной комиссии. Я заранее старалась предугадать ход беседы и подготовила ответы на самые значимые, на мой взгляд, вопросы. В конечном итоге, вопросы оказались не такими тяжелыми, как я себе представляла. В основном спрашивали о мотивах поступления в магистратуру и интересующей научной тематике, над которой хотелось бы поработать в процессе обучения. На собеседовании следует помнить, что время на то, чтобы оставить о себе хорошее впечатление, ограничено.


Результаты поступления и дальнейший выбор


По результатам конкурса проходной балл составил 68 баллов. К сожалению, я набрала только 65 и не попала на бюджет. Возможно, мне не хватило уверенности в себе во время собеседования и достаточного трудового опыта. Но к этому моменту я уже была сильно мотивирована на поступление именно в ВШЭ. Тем более, что у Вышки есть классная возможность получить 25% скидку на обучение, в случае если не хватило 1-5 баллов для поступления на бюджет. Я также знаю, что многие не поступают с первого раза и пробуют свои силы в следующем году. 


Советы будущим коллегам


1) Учитывайте, что в Вышку приходят очень сильные и достойные абитуриенты с большим бэкграундом и солидными достижениями. Начинайте подготовку к поступлению заблаговременно для повышения своих шансов. 


2) Готовьтесь к собеседованию и развивайте навыки общения. Вы встретитесь со своими будущими преподавателями и сотрудниками учебного офиса. Заранее определите для себя сферу интереса, над чем хотите работать в рамках своей курсовой работы и магистерской диссертации, с каким запросом вы пришли в магистратуру. 


3) Не расстраивайтесь, если не получится. Если вы, так же как и я когда-то, стоите перед тяжелым выбором: остаться и продолжить обучение в своем университете или поступить в один из самых востребованных вузов страны, при условии, что у вас есть для этого финансовая возможность, то лучше сделать выбор в пользу второго. Я только сейчас начинаю осознавать, как сильно за последний год выросла в профессиональном и личностном плане. Закончить бы хотелось перефразированием одной общеизвестной народной дилеммы: лучше быть худшим среди лучших, чем быть лучшим среди худших.