• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Нужно целить выше, жизнь, она все снесет вниз…»

Михаил Геннадьевич Круглов, доцент Кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, о получении звания «Лучший преподаватель», об устройстве мира и совместном создании лучшего будущего с помощью инноваций.

«Нужно целить выше, жизнь, она все снесет вниз…»


Какие чувства вызывают у Вас такого рода достижения?

Я считаю, что высокая оценка со стороны студентов – ключевое подтверждение того, что преподаватель правильно делает свою работу.

Ведь, как много лет назад мне объяснили немецкие профессора, преподаватель не передает студентам знания, знания формирует в своей голове сам студент на основе той информации, которую передает преподаватель. 

Преподаватель, прежде всего, передает свое отношение к предмету, и, если ему по-настоящему интересен предмет, который он читает, то и студентам будет интересно, и у них начнут формироваться те самые знания, за которыми они и пришли на курс. Мне всегда были и остаются интересны вопросы управления людьми, вопросы менеджмента, инновационного менеджмента как ключевой его части в современных условиях, вопросы инновационного инжиниринга как ключевой части инновационного менеджмента, и я рад, что мне удалось передать этот интерес студентам.

Мне и раньше удавалось получить высокие оценки моей работы в ВШБ МГУ, в РАНХиГС, в институте информационных бизнес-систем МИСиС. Наверное, потому что мой интерес к предмету с годами не ослабевает, а только укрепляется. Ведь современный инновационный менеджмент, – это такая драма идей! И распутывать хитросплетения этой драмы – невероятно увлекательно!


Какое занятие для Вас кроме семьи и работы интереснее всего?

С детства для меня самый интересный вопрос: «Как устроен мир?». И поиски ответов – самое для меня интересное занятие. Сейчас, в эпоху Интернет, настолько упростился доступ к самой разной информации на эту тему. Правда, эта информация часто погребена под горами информационного мусора. Поэтому поиски правдивых ответов нынче вплотную приблизились к работе археолога на раскопках.

Сейчас самое интересное время для поиска ответов, потому что картина мира, которая казалась устоявшейся еще 10 лет назад, рухнула, и нужно заново учиться задавать правильные вопросы и искать на них правильные ответы.


Чтение или музыка, что для Вас важнее?

У Человечества есть 5 базовых «языков» для ответа на ключевой вопрос «Как устроен мир?». И каждый человек должен постараться научиться на всех этих языках «говорить». И я тоже учусь, не всегда успешно, но стараюсь.

Самый важный язык, конечно, Речь. И родная Речь, то есть замечательный русский язык, и иностранные языки. «Я ведь вею, как ветер, охватывая все миры: по ту сторону неба, по ту сторону этой земли - такая стала я величием», - так гласит молитва к Священной Речи в Ведах. Поэтому для меня высокая литература – это наслаждение Речью, и это наслаждение, надеюсь, останется со мною до конца. 

Второй язык – язык математики. Честно говоря, я далеко не все в этом языке понимаю, но он меня тоже восхищает.

Третий язык – язык музыки. Поразительно, но именно музыка описывает течение времени гораздо лучше, чем математика. Мне повезло, у меня много близких людей – настоящих музыкантов, они меня регулярно просвещают и учат искренне наслаждаться музыкой.

Четвертый язык – язык символов и образов. СМИ нас всех перегружают «мусорными» символами и образами, но если заняться раскопками…О! И великие произведения изобразительного искусства, а иногда просто пейзаж за окном способны дать глубочайшую радость.

Пятый язык – язык чисел, отношений и абстрактных логических структур. Нынче он подзабыт.


Кто такой оптимист по Вашему мнению?

Оптимист – это глубоко размышляющий пессимист, старающийся избавиться от чувства собственной важности. 

Давно сказано, что в этом мире можно с равным правом горевать и плакать или радоваться и смеяться. Выбор – за каждым человеком. Я выбрал радоваться и смеяться, но понимаю, когда горюют и плачут.


Как изменить мир к лучшему? Что Вы готовы сделать, чтобы изменить мир к лучшему?

О! Думаю, нужно сначала совместно создать образ «лучшего мира». «Совместно» здесь ключевое слово. Если мы сами не создадим такой образ, нам его создадут без нас, вот и будем тогда решать, плакать нам или смеяться.

А когда получился какой-то совместный образ, пора применять всю науку и практику менеджмента, чтобы воплотить его в жизнь. И нужно помнить великую мысль Л.Н. Толстого: «Нужно целить выше, жизнь, она все снесет вниз…».

Я стараюсь, по мере сил и разумения, участвовать в создании образа «лучшего мира», вместе с другими заинтересованными нашими людьми. Пока совместный образ получается не очень отчетливо. А нужно торопиться, иначе после 2022 года придется воплощать то, что успели надумать. Ой, может все снова по В.С. Черномырдину выйти: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Что могу делать лично я? Ну то, что более-менее умею: учить народ азам управленческой науки и практики. Вот в прошлом году при поддержке Фонда президентских грантов провели по «градам и весям» страны цикл семинаров по менеджменту качества в НКО, создали онлайн-курс на эту же тему, сотрудничаем с АСИ, Роскачеством, НСИ по дальнейшему развитию этой темы. И тема в последнее время действительно бурно развивается, причем во всех регионах. Ведь качество социальных услуг касается всех, и без резкого повышения их качества «лучший мир» точно не построишь.

Собираю материалы по теме «зеленой» (суша) и «голубой» (море) экономики. Эта тема все актуальнее буквально с каждым месяцем, не то, что годом. И сколько в этой теме напутано! Нужно разбираться и разбираться, чтобы выстроить внятную стратегию развития для страны. И ведь это – сплошная инновация, все предстоит придумать и воплотить, потому что сейчас все только начинается. Надеюсь запустить курс на эту тему в ВШЭ в рамках «Маголего». Без этой темы «лучшего будущего» тоже точно не будет…