• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прикладное проектное обучение – международный и российский опыт

30 июня представители университетов РФ и академического сообщества обсудили подходы и механизмы прикладного проектного обучения в университетах. Дискуссия была организована Центром инновационных экосистем в социальной сфере Института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Формирование и масштабирование практики реализации «Третьей миссии университета».

С презентацией исследования «Университеты и проектное обучение, обзор мирового опыта», выступил И.В. Сайтанов, главный аналитик Центра инновационных экосистем в социальной сфере ИСЭП НИУ ВШЭ.,

В исследовании были затронуты следующие аспекты реализации прикладного проектного обучения:

·        принципы проектного обучения – на примерах различных моделей

·        особенности внедрения

·        инфраструктурные решения по поддержке проектного обучения

О модели проектного обучения МИЭМ рассказал В.В.Буров, советник директора вуза. Он подчеркнул, что представляемая модель в бОльшей степени подходит инженерным вузам, но не подойдет тем университетам, где ориентируются на научные и лекционные направления. «Сила и смысл проектного обучения, и эффективность его работы – в разнообразии подходов», утверждает В.В.Буров. Выступающий подробно остановился на инфраструктуре проектного обучения - информационном портале. На котором  можно увидеть каждый из проектов, познакомиться с проектной командой, оценить количество потраченных на проект часов, его прогресс, почитать отзывы о каждом члене команды.


Участники дискуссии обменяли взглядами на особенности реализации различных моделей прикладного проектного обучения в вузах России.

А.Е.Шадрин, директор ИСЭП НИу ВШЭ, модератор дискуссии: «Важно сформулировать, каким образом можно построить систему прикладного проектного обучения - с точки зрения коммуникации с внешними организациями, и с точки зрения построения управления внутри университета. Такой подход позитивно влияет на качество образования за счет привнесения практико-ориентированности в деятельность студентов,  формирования востребованных soft skills (умение работать в команде, тайм-менеджемент, и пр).»

Участниками дискуссии подчеркивалось, что результатом проектного способа образования является способность студента к проектной деятельности, что абсолютно необходимо для социализации, и для профессиональной карьеры в любой области.

Н.Г. Стрикун Наталья, ведущий научный сотрудник лаборатории исследования образовательной политики управления стратегического развития МГПУ отмечает:«Вуз - не бюро по производству проектов, не профессиональная площадка, которая разрабатывает проекты. Вуз обучает проектной деятельности, и результатом являются полученные студентами компетенции в области проектной деятельности – управление проектом, проектный менеджмент и тд».

А.И.Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», делится выводами по итогам дискуссии: «Институционализация и способ оценивания, аттестации проектной деятельности радикально отличаются от способа оценки и аттестации других навыков и компетенций. Опасность формального подхода здесь высока. Необходимо предложение нового способа нормативно-правового регулирования проектного образования,  соответствующего методологии проектного обучения, такая задача стоит сейчас перед нами»

Предложения по итогам дискуссии:

·        Институционализация (описание, формирование моделей лучших практик) имеющейся внутриуниверситетской нормативно-правовой базы, для формирования моделей прикладного проектного образования. Это также позволит, основываясь на имеющихся практиках,  эффективно обосновывать предложения по изменению федеральной нормативной базы

·        Вузы РФ приглашаются к участию в проекте в части внедрения различных элементов модели проектной деятельности - с учетом особенностей регионов, стратегий развития и тд.

·        Запланировать прикладную встречу по элементам проектного обучения (особенностям проектного плана, особенностям взаимодействия со стейкхолдерами, особенностям деятельности проектного офиса и тд) для более детального рассмотрения каждого из аспектов

С видео-записью мероприятия и презентациями участников можно ознакомиться на сайте проекта «Формирование и масштабирование практики реализации «Третьей миссии университета» по ссылке http://thirdmission.tilda.ws/

Проект "Формирование и масштабирование практики реализации «третьей миссии» университета" реализуется ИСЭП НИУ ВШЭ в рамках программы «Стипендиальная программа Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина.