Публикации
В статье рассматриваются характеристики профессиональных карьер в сфере науки и технологий с позиций гендерного равенства и справедливости в занятости. Анализ опирается на подходы к исследованиям карьер в этой сфере, фокусирующиеся на структурных условиях и контекстах формирования карьер. Одним из факторов этих условий становятся современные программы и инициативы в сфере науки и технологий, учитывающие гендерное равенство в профессиональной карьере на международном уровне и на уровне национальных государств (анализируются данные до марта 2020 г.). В этой связи привлекаются подходы, обосновывающие гендерную справедливость (capabilities approach), вопросы так называемой позитивной дискриминации в отношении занятости и профессионального продвижения в этой сфере. Анализируются аспекты организации научной карьеры, которые в биографических нарративах ученых осознаются и переосмысливаются как проявления гендерного неравенства под влиянием опыта знакомства с программами в рамках политики гендерного равенства в научной деятельности. Эмпирической базой анализа, позволяющей понять влияние и оценки этих программ, являются нарративно-биографические полуструктурированные интервью с учеными естественно-научных дисциплин (N=40, 2018–2019 гг.). Оценки проявлений гендерного неравенства касаются трудоустройства, распределения ролей в коллективе в соответствии с неформальными нормами, сочетания профессиональных и семейных ролей. Анализ позволяет заключить, что в отношении гендерного неравенства в сфере занятости в науке, проявления которого часто остаются незамеченными, актуальным становится формирование возможностей их осознания и оценки самими учеными, регулируемое инструментами научной политики. В то же время институциональная поддержка гендерного равенства должна происходить во взаимосвязи с поддержкой статуса и перспектив российской науки в целом.
Исследуются обыденные представления студенческой молодёжи о позитивных образах студентов. В 2018 г. было опрошено 404 студента бакалавриата одного из московских вузов. Социальные представления изучались с использованием метода виньеток - кратких историй, где в качестве персонажей в определённых ситуациях выступали девушки и юноши - студенты университета. Более 59% одобрения получили действия студентов, направленные в первую очередь на успешное обучение в вузе, обязательное получение высшего образования: успешный молодой человек в период студенчества способен совместить учёбу с работой (подработками) и взять ответственность за создание семьи, при этом сожительство не одобряется. Студентами поддерживается поведение девушки, которая готова не только учиться, но и работать, при необходимости - стать кормильцем в студенческой семье, но для девушки допускается сожительство. В зависимости от обстоятельств позитивное поведение часто ассоциируется с рациональным, когда выбирается карьера, откладывается рождение ребёнка, даже если для этого необходимо сделать аборт. Несмотря на ценность образования 30% студентов одобряют поступки, описанные в виньетках, связанные с отказом от обучения. В целом для большинства студентов в качестве приоритета выступают базовые ценности российского общества - создание семьи и трудовая деятельность в том числе в период обучения.
Статья рассматривает проблематику исследований карьеры как формирующегося преимущественно за рубежом исследовательского направления, сосредотачиваясь на междисциплинарности в подходах и социологическом фокусе их применения в изучении занятости, трудовых отношений и профессиональных неравенств. На основе обзора публикаций анализируются комплексы обсуждаемых проблем, характеризуется текущий этап, связанный с новой концептуализацией карьеры в современных условиях. Рассматриваются формы междисциплинарной работы, разнообразие концептуальных аспектов карьеры. Показано, что междисциплинарность осознается рядом исследователей как стратегия развития этого направления в разработке теории карьеры и общих аналитических понятий, использовании различных методов анализа в эмпирических исследованиях. В то же время роль социологии противоречива: социологические теории используются на протяжении его становления, но само участие социологов в нем фрагментарно. Сделаны выводы о перспективах включения методологических наработок рассматриваемого направления в социологические исследования, что отвечает потребностям в расширении подходов к анализу современных процессов на различных уровнях. Интерес представляют исследования взаимодействий индивида и социального контекста, которые находятся в центре этого направления.
В статье обсуждаются аргументы в пользу важности неовеберианского подхода к профессиям как к особому виду занятий. Показана возросшая роль профессий в изменчивом современном мире. Многие теоретические работы о сути и роли профессий были написаны в Великобритании и США, однако сейчас это направление расширяет границы, охватывая другие страны Европы и мира. Теория социологии профессий зародилась в 1950–1960-х гг. на основе двух подходов: определения признаков почитаемых профессий (deferential trait approach) и функционалистских представлений о профессиях. В обоих случаях профессиональная идеология принималась на веру. На смену таксономической перспективе в 1960–1970-е гг. пришел символический интеракционизм и другие критические подходы к профессиям – неомарксистский, фукодианский и дискурсивный, ассоциирующиеся с контркультурой. Краткая ревизия этих подходов способствует выявлению достоинств неовеберианского подхода, используемого для понимания профессий в современном контексте. В статье обозначены различные аспекты неовеберианского рыночного подхода, основанного на концепции исключающего социального закрытия М. Вебера. Рассматривается, как этот подход применяется на практике, каковы его потенциальные ограничения, а также перспективы для дальнейших плодотворных исследований в его рамках.
На материалах проведенного в 2018 г. опроса студентов изучены их социальные представления о развитии жизненных траекторий, в том числе – о взаимоотношениях между молодыми людьми, вступлении в брак, создании семьи, рождении детей, ответственности за поступки в межличностном пространстве, взаимодействии с родителями, получении образования и выстраивании карьеры. Выбран метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, описывающих поведение, связанное с определением жизненной траектории обучающихся. Использование методологии виньеток и применение логистической регрессии позволило подтвердить наиболее значимые ценности для студентов (независимые переменные) по их одобрению поступков героев виньеток (зависимая переменная).
В период обучения в бакалавриате получение высшего образования является приоритетом по сравнению с созданием семьи, рождением ребенка, включением в занятость и поддержкой родителей. Ценность образования важнее ценности создания семьи в 2,3 раза и важнее рождения ребенка – в 3,1 раза. При оценке поступков предпочтение образования по отношению к созданию семьи для юношей больше, чем для девушек.
Замужество и создание семьи в студенческие годы одобряется прежде всего для девушек. Вероятность одобрения респондентами поступка юноши при вступлении в брак или создании семьи находится на уровне 29%, девушки – 96%. Рождение ребенка, вероятно, поддерживается как для девушек (30%), так и для юношей (19%). Включенность в занятость приветствуется только для девушек – героинь виньеток (21%). Важность поддержки родителей отмечается только для юношей.
Образование имеет безусловный приоритет для всех респондентов. Однако для девушек в студенческие годы одобряется более насыщенная траектория: получение высшего образования, создание семьи, рождение ребенка, наличие работы или подработки. В традиционном понимании для женщин семья и дети являются важной составляющей жизни, но для современной девушки необходим и модернистский выбор – нацеленность на карьеру, включение в занятость.
Обсуждается опыт десятилетнего существования рубрики «Социология профессий» в журнале «Социологические исследования». Автор рассматривает ее создание и наполнение с точки зрения институционализации дисциплины в России, а также формирования ее тематики. Рассматриваются роль журнала как площадки научной коммуникации, объединяющей исследователей различных направлений, и новые темы, которые формируют ее повестку дня. На основе анализа тематического и содержатель¬ного наполнения рубрики за первые десять лет ее существования делаются выводы о перспективах ее развития через развертывание актуальных дискуссий и выявление общих тем, предполагающих междисциплинарную работу. Объединяемые в рубрике материалы обозначают возможности нового взгляда на значимые социальные проблемы, поиск методологических инструментов их решения.
На материалах проведенного в 2018 г. опроса студентов изучены их социальные представления о репродуктивных установках и репродуктивном поведении. Выбран метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, описывающих репродуктивное поведение и жизненную траекторию обучающихся. Использование методологии определения структуры социальных представлений позволило выделить четыре группы, существенно различающиеся по представлениям о репродуктивном поведении и построении карьеры. Чаще всего (более 60%) поддерживают поведение тех сверстников, которые во время обучения нашли спутника жизни (создали семью), начали работать и предполагают карьерную траекторию. Рациональным считается, по мнению 47–58% респондентов, также нацеленность на завершение обучения с отложенным созданием семьи и рождением ребенка, началом работы после окончания вуза. Менее приемлемое для студентов развитие событий (поддержано от 30 до 44% респондентов) – жизнь в период обучения в вузе без определенной стратегии, когда предполагается поступать спонтанно в зависимости от обстоятельств. Наименее желательное развитие событий для студента (поддержали менее трети) связано с отсутствием ценности высшего образования. Определена связь между характеристиками респондента, репродуктивными установками и представлениями о них: студенты, имеющие установки создать семью и родить детей, чаще поддерживают рождение ребенка у своих сверстников, обучающихся в вузе. Представители славянских этнических групп, прежде всего девушки, считают, что создание семьи в студенчестве следует отложить. Аборт поддерживают две трети студентов, если рождение ребенка препятствует продолжению обучения, вступлению в брак, развитию романтических отношений.
Представлено размышление о роли профессиональных инженерных династий в современной ситуации в трактовке представителя династии, заложенной одним из знаменитых русских инженеров Владимиром Григорьевичем Шуховым. Взгляд на развитие инженерной профессии, связывающий историю семьи с историей страны, представляет особый интерес в условиях, когда возрождение инженерной профессии становится важным аспектом возрождения экономики России. Рассматриваются вопросы, связанные со статусом инженера в современном обществе, деятельностью по развитию инженерной профессии, ролью в этом семьи и профессиональных династий, а также инженерного образования.
Преобразования, вызванные процессами глобализации, влияют на состояние социальных наук. Многие голоса, исходящие прежде всего из так называемого «Юга», требуют радикального пересмотра западных общественных наук – если не полного отказа от них. Стало очевидным, что инструментарий, понятия и методы, унаследованные от модернити, неспособны уловить сложность и изменчивость современного социального опыта, характеризующегося множеством мнений, интересов, исторических традиций. Осознание многообразия различных точек зрения на социальные науки, которые складываются за пределами классических (западных) формулировок, подталкивает развитие социальных наук в двух противоположных направлениях. С одной стороны, происходят попытки восстановления прочных основ общего знания и преодоления многообразия и партикуляризма с опорой на строго определенный методологический и концептуальный инструментарий, который призван обосновать обновленное универсалистское понимание сложности современных обществ. С другой, наблюдается тенденция признания неизбежности предвзятого, неустойчивого и необъективного социального знания. В статье представлено обоснование различных позиций и предложено интегрировать современное осмысление «теоретико-методологического» содержания социальных наук с рефлексией по поводу практик их развития.
В статье рассматриваются тенденции самостоятельности в работе на основе данных мониторинга «Социальные различия в современном российском обществе» на протяжении более полутора десятков лет. Самостоятельность рассматривается в различных аспектах: как показатель профессиональной автономии и профессионального контроля, а также как форма занятости и организации профессиональной деятельности. Сделаны выводы о том, что степень и характер самостоятельности в работе зависят от внешних условий и по-разному проявляются в различные периоды, водоразделом которых является конец 1990-х гг.; показаны устоявшиеся тенденции в степени проявления различных видов самостоятельности в работе. Характерно зафиксированное противоречие между оценками своей самостоятельности и ограничивающих рамок её проявления: в 1999 г. работники оценивали её в сравнении с 2015 г. заметно выше, что можно объяснить необходимостью адаптации к меняющимся условиям в сфере труда и занятости. Организация рабочего места, по оценкам работников, не предоставляет больших возможностей проявлять самостоятельность, что фиксируется на протяжении всех лет опроса. Степень своей самостоятельности работники все чаще считают незначительной. Подтвердилась взаимосвязь самостоятельности в трудовых отношениях с профессионально-должностным статусом: высоким уровнем власти, образования, благосостояния. При этом отмечается снижение самостоятельности у руководителей организаций и управленцев низшего звена. В тенденциях самостоятельности важны также условия работы: формы найма, контракта, оплаты труда. Определённую роль играют личностные качества, связанные с установками на изменения в своей жизни. Характеристики «возраст» и «гендер» не столь существенны. Отмечены тенденции в ситуации самостоятельной занятости: рост масштабов, профессионально-квалификационного соответствия. Это подтверждает предположение о том, что в отличие от 1990-х гг., вынужденность перестаёт быть определяющей характеристикой. В целом самостоятельность в работе в трудовых отношениях и занятости представляется характеристикой более привилегированного социального положения работников, а также формирующихся в сфере занятости новых социальных групп – самозанятых.
В статье обсуждаются современное состояние и перспективы развития социального обслуживания пожилых в России после вступления в действие в 2015 г. Федерального закона № 442 от 22 декабря 2013 г. Основное внимание уделено противоречивому характеру реформирования и его последствиям. Децентрализация управления и передача полномочий по реализации ФЗ-442 в регионы связаны с разным пониманием задач, поставленных государством перед стейкхолдерами. В результате реформирования меняется логика социального обслуживания населения: клиенты становятся потребителями и покупателями, государственные социальные службы теряют монополию и вынужденно взаимодействуют с остальными поставщиками социальных услуг в конкурентной рыночной среде. Из-за высокой степени самостоятельности регионов в толковании положений федерального закона оценить степень изменений и улучшение качества социального обслуживания трудно. Авторы анализируют итоги эмпирического качественного исследования процесса реформирования социального обслуживания в одном из центральных регионов России (Нижнем Новгороде). На основе анализа транскриптов полустандартизированных интервью с участниками реализации ФЗ-442 выделены и обсуждены наиболее значимые темы, демонстрирующие специфику и особенности происходящих изменений, показывающие ближайшие перспективы в его развитии.
Результаты исследования показывают ограничение как свободы выбора клиентов, так и формирования из них активных потребителей социальных услуг, погоню за массовостью услуг и количеством потребителей, повышение нормативов обслуживания, сопротивление необходимости конкуренции и желание сохранить сложившееся положение вещей. Авторы заключают, что адресность помощи и взаимность как важнейшие современные принципы социальной работы в России не реализуются. Необходимо активизировать ресурсы клиентов, сформировать систему взаимодействия государства, коммерческого и общественного секторов для обновления социального обслуживания пожилых.
Благодарность. Статья подготовлена в рамках проекта РНФ 19-18-00246 «Вызовы трансформации социального государства в России: институциональные изменения, социальное инвестирование, цифровизация социальных услуг».
Можно предположить, что есть четыре типа одобряемых стратегий студентов, связанных с ценностями в отношении семьи. Наиболее одобряемая модель поведения в молодёжной среде – традиционна и связана не только с началом и развитием романтических отношений, но и с созданием семьи, а также со стартом карьеры и – завершением обучения и началом работы.
Большинство студентов планируют создать полную семью, в которой обязательно должны быть дети. Значительная часть студентов считают, что создание брака и рождение детей должно быть отложено до завершения обучения в вузе.
Полнокровная жизнь научного сообщества предполагает активные международные взаимодействия – это и качество исследований, и репутация ученых, признание их научных достижений и вкладов, включенность полученных данных в мировой научный оборот. Задача любого научно-исследовательского института – организация таких взаимодействий. Институт социологии РАН с самого начала своей деятельности ставил такую цель и активно развивал различные направления и формы сотрудничества с зарубежными социологами, формируя условия для укрепления позиций советской, а потом – российской социологии в международном профессиональном сообществе. Беседы со старейшими сотрудниками института, ответственными за организацию такого сотрудничества на протяжении долгого времени, дают материал для оценки того, как создавались в реальности эти взаимосвязи, какая среда их формировала и как они, в свою очередь, формировали среду для их развития. Они интересны и тем, что побуждают к размышлениям о разных периодах в отношении институционального устройства, способствующего этим взаимоотношениям – от полной централизованной организационной поддержки, как это было в 1970–1980-е гг., до отказа от нее в пользу индивидуальных, зачастую разрозненных усилий, что стало характерным для последних лет. Насколько это эффективно, и не стоит ли обратиться к поискам конструктивной «золотой середины», используя в том числе точку зрения людей, способных оценить это с позиций своего опыта, накопленного в прежних и использованного в новых, подчас не слишком благоприятных условиях? Совместные сравнительные исследования, конференции, мероприятия, встречи с зарубежными коллегами – все эти события в воспоминаниях не просто становятся вкладами в общую информационную картину международного сотрудничества, но приобретают биографический смысл. Как это происходило, что казалось главным и как становилось таковым в действительности, что «продвигало» эти события – все эти вопросы могут быть поняты только через личные воспоминания. А это – возможность увидеть разные аспекты истории социологии в нашей стране через позиции людей, прочно включивших эту деятельность в свои жизненные траектории.
Полнокровная жизнь научного сообщества предполагает активные международные взаимодействия – это и качество исследований, и репутация ученых, признание их научных достижений и вкладов, включенность полученных данных в мировой научный оборот. Задача любого научно-исследовательского института – организация таких взаимодействий. Институт социологии РАН с самого начала своей деятельности ставил такую цель и активно развивал различные направления и формы сотрудничества с зарубежными социологами, формируя условия для укрепления позиций советской, а потом – российской социологии в международном профессиональном сообществе. Беседы со старейшими сотрудниками института, ответственными за организацию такого сотрудничества на протяжении долгого времени, дают материал для оценки того, как создавались в реальности эти взаимосвязи, какая среда их формировала и как они, в свою очередь, формировали среду для их развития. Они интересны и тем, что побуждают к размышлениям о разных периодах в отношении институционального устройства, способствующего этим взаимоотношениям – от полной централизованной организационной поддержки, как это было в 1970–1980-е гг., до отказа от нее в пользу индивидуальных, зачастую разрозненных усилий, что стало характерным для последних лет. Насколько это эффективно, и не стоит ли обратиться к поискам конструктивной «золотой середины», используя в том числе точку зрения людей, способных оценить это с позиций своего опыта, накопленного в прежних и использованного в новых, подчас не слишком благоприятных условиях? Совместные сравнительные исследования, конференции, мероприятия, встречи с зарубежными коллегами – все эти события в воспоминаниях не просто становятся вкладами в общую информационную картину международного сотрудничества, но приобретают биографический смысл. Как это происходило, что казалось главным и как становилось таковым в действительности, что «продвигало» эти события – все эти вопросы могут быть поняты только через личные воспоминания. А это – возможность увидеть разные аспекты истории социологии в нашей стране через позиции людей, прочно включивших эту деятельность в свои жизненные траектории.
Аналитический доклад представляет основные результаты исследования «Социальный предприниматель РФ: автопортрет-2018», посвященного изучению ценностей и мотивации деятельности современного российского социального предпринимателя, а также определению набора типовых самохарактеристик социальных предпринимателей. Методической основой исследования являлся опрос представителей малого и микро-бизнеса, участвовавших в различных программах и мероприятиях по развитию социального предпринимательства (объем выборки – 155 человек).
Цель работы – объяснить причины низкой вовлеченности негосударственных организаций в России в оказание социальных услуг по заказу государства и наметить пути преодоления барьеров расширения их доли в общем числе провайдеров. Для этого проблемы развития реформы социального обслуживания рассматриваются (1) с позиций сопоставления ожиданий от реформы в России с результатами, которые она дала в развитых странах за 30 лет реформирования «государства благосостояния»; (2) с точки зрения интересов коммерческих и некоммерческих организаций; (3) с точки зрения несоответствия между возникающей неоднородностью провайдеров и сложившимся характером государственного управления. В работе показано, что основным барьером расширения доли негосударственных организаций в оказании социальных услуг являются неустойчивость и низкая емкость рынка, которые делают приход на рынок государственных контрактов рискованным. Это касается и благотворительного, и конкурентного рынков, которые могли бы служить источником рыночного маневра и надежной альтернативой госконтрактам на случай неудачи в их получении. Делается заключение, что для успеха реформы государство должно быть готово не только финансировать сами контракты, но также способствовать развитию конкуренции и альтернативных рынков, включая квазирыночные механизмы повышения платежеспособного спроса населения. Кроме того, плюрализму поставщиков и условий предоставления услуг должен соответствовать плюрализм государственного регулирования.
Социальное предпринимательство – новый феномен социально-эконо- мической жизни России. Поскольку оно возникает как способ решать социальные проблемы, с которыми сталкиваются социальные предпри- ниматели и которые зачастую не решаются никем другим, закономерно, что часть таких предприятий или проектов направлены на решение проигнорированных государственными службами проблем пожилых людей. Кроме того, параллельно происходит смена парадигмы старения, что стимулирует пожилых становиться авторами и лидерами проектов в области социального предпринимательства. C одной стороны, все больше пожилых людей после выхода на пенсию остаются активными и хотят реализовывать себя в профессии, на работе, в деле, зарабатывать деньги. С другой стороны, большинство социальных проектов после окончания финансирования ищут способы оставаться устойчивыми и поддерживают идеи соцпредпринимательства у самих клиентов. В данном обзоре рассматриваются соцпредпринимательские проекты и социальные предприятия, поддержанные Ресурсным центром для НКО в Санкт-Петербурге, которые создаются пожилыми людьми. На примере руководителей соцпредпринимательских проектов, про- шедших обучение в акселерационных программах Ресурсного центра для НКО в 2015–2017 гг., можно увидеть, что пожилые становятся все более активными. Анализ законодательства в этой сфере показывает при этом, что правовых стимулов и льгот к занятию предприниматель- ской деятельностью для пожилых на текущий момент нет. Представ- ляется, что необходима поддержка и стимулирование пожилых для успешной реализации в таком полезном для общества деле, как бизнес, ориентированный на решение социальных проблем.