• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

11 марта 2021 года «Достоинство человека»: состоялось третье заседание Открытого теологического клуба «МЕТАНОЙЯ»/ «μετάνοια»

11 марта 2021 года «Достоинство человека»: состоялось третье заседание Открытого теологического клуба «МЕТАНОЙЯ»/ «μετάνοια»

Модератор Клуба: игумен Серапион (Митько) - заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, заместитель руководителя Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, профессор, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ, доктор теологии, доктор богословия, кандидат философских наук открыл диалог клуба  рассуждением о значимых понятиях.

О. Серапион отметил, что все люди обладают единой природой: «Но наш мир многообразен. И в нашем мире живут люди, представляющие разные религиозные традиции, а также разные традиции духовности, разные идеологии. Когда мы говорим о многообразии религии мы чаще всего заостряем наше вниманием на том, что разные религии по-разному понимают Бога. Но есть и другая сторона, не менее важная – разные религии по-разному понимают человека. По сути дела, на нашей планете Земля сосуществуют различные виды понимания человека, которые не совпадают. Карл Шмидт в свое время отметил, что «Все точные понятия современного учения о государстве представляют собой секуляризированные теологические понятия». Это и концепция суверенитета, и многие другие концепции. С той же уверенностью можно говорить, что некоторые правовые понятия эволюционировали из теологических. Сейчас мы видим удивительную картину. Конституции стран мира провозглашают высокое понимание человека, его достоинство, но на практике мы видим, что эти благие идеи не воплощаются. Более того под час они не воплощаются даже в самом процессе законотворчества. Складывается впечатление, что в нашей «Вселенной права» не все так просто. Вы помните, что изучая космос, ученые одно время исходили из Ньютоновской механики, потом из общей теории относительности, в центре которой стояло понятие гравитации. В какой-то момент стало понятно, что масса Вселенной, которую мы наблюдаем не обеспечивает этой гравитации. Если перейти в сферу прав, то получается, что вся совокупность правовой нормативности не объясняет некоторых вещей. Есть вещи за ее пределами. В космологии есть понятие материи, которую никто не видит, которая ни с чем не взаимодействует, но влияет на этот мир. То же самое и в праве. У нас часто не получается понять право, исходя из него самого. Мы неизбежно приходим к пониманию того, что есть некие идеи, которые хотя и находятся за пределами права вместе с тем создают некую гравитацию – влияют на законотворчество и законодательство, и на правосознание. В теологической перспективе достоинство человека — это динамическая величина. И, как правило, ее рассматривают как нечто присущее человеку, либо то, что человеку должно обрести в себе в процессе самосовершенствования».

Краснов Михаил Александрович доктор юридических наук, профессор - исследователь, ординарный профессор НИУ ВШЭ выступил с основным докладом. Профессор подробно остановился на раскрытии доктрины «достоинства человека» в современном праве: «Достоинство – это ключевое слово. Каждый понимает его по-своему, но практически каждый жаждет уважения своего достоинства. В тоже время, человек, который занимается гуманитарными науками, тоже вряд ли сможет ответить на этот вопрос, потому что данное понятие имеет множество слоев, аспектов. Это субъективный и объективный взгляд, нравственный и правовой план, религиозный и светский пласты. Место достоинства человека в иерархии конституционно-правовых ценностей, без сомнений, высшее. Юрген Хабермас писал, что «достоинство следует считать моральным истоком, который по содержанию питает все базисные права».

В завершении выступления профессора Краснова М.А. профессор Сафонов А.А. отметил, что Михаилу Александровичу удалось обосновать, что вопрос о достоинстве человека является важнейшим постулатом конституционно-правовой теории, и в тоже время христианской теологии. Это основа вопросов защиты прав и свобод человека и с другой стороны восстановления человеческого достоинства в рамках христианской теологии, богословия. Профессор Сафонов А.А. напомнил участникам о том, что отечественная история дает много эмпирического материала о критериях человеческого достоинства.

Содокладчик Шаблинский Илья Георгиевич - доктор юридических науккандидат философских наук, профессор Департамента публичных дисциплин факультета права НИУ ВШЭ полемически заострил тезисы доклада профессора М.А. Краснова, продолжив дискуссию: «Достоинство – тайна, имеющая религиозные корни. Идея прав человека –проекция идеи свободы человека. Это фундаментальная идея имеет религиозный корень. Понятие «достоинство» эволюционировало за два христианских тысячелетия, хотя появилось гораздо раньше. Серьёзным образом поменялось содержание определения: достоинство – это самоуважение, набор характеристик, которые человек дает себе и из которых следует недопустимость применения насилия, издевательств, оскорбления и т.д. Такое современное определение достоинства было не всегда. Христианская Европа очень медленно менялась. Именно в Евангелии мы видим уважение к достоинству всякого, любого человека. И это тайна».

Ординарный профессор Олейник О.М. рассказала о цивилистическом взгляде на понятие достоинства: «В цивилистике принято разделять понятия чести и достоинства, объединяя их с точки зрения защиты. Честь – это некоторая общественная оценка человека, а достоинство – самооценка человека. В достоинстве есть несколько ценностных ориентаций. Первая – это ценность творчества, т.е. человек должен осознавать себя способным к творчеству. Все возможные ограничения воспринимаются как унижение. Вторая –способность к сочувствию, переживанию. Любое ограничение сочувствия унижает достоинство. Третья – это способность, которая в праве редко отражается, к принятию того, что мы не может изменить. Есть многое на свете, что не подвластно воле конкретного человека. Чтобы человеку чувствовать свое достоинство он должен это принять. Унизить достоинство, разрушить его можно путем ограничения оснований его формирования».

О. Серапион, подводя итоги, призвал учиться сохранять свое достоинство: «Подчас мы не умеем хранить наше достоинство. Мы сами должны поверить в него, а потом уже его оберегать».

В завершении встречи директор Высшей школы юриспруденции и администрирования, ординарный профессор Дмитрий Левонович Кузнецов отметил, что дискуссия получилась живой и глубокой, члены Клуба будут еще долго размышлять над идеями встречи. Также Кузнецов Д.Л. отметил, что современная управленческая наука всерьез думает о достоинстве человека. Выделяется даже такой психотип – дигнитофильный. Это люди особого склада, для которых честь и достоинство являются высшей ценностью, смыслом жизни и драйвером их поведения. При этом в каждом человеке есть дигитофильное начало, которое можно воспитывать и развивать.

В заседании Клуба приняло участие более 50 человек, в том числе священнослужители Русской Православной Церкви, преподаватели НИУ ВШЭ, ОЦАД им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия, студенты магистратуры и выпускники совместного сетевого образовательного проекта НИУ ВШЭ – ОЦАД.

Очередное заседание Клуба состоится в апреле 2021 года.